Святитель Питирим был преемником святителя Герасима. Он был возведен в сан архиерея из архимандритов Московского Чудова монастыря.
О его жизни и служении до Усть-Вымской кафедры известно, что он был составителем жития святого Алексия, митрополита Московского и канона на обретение его мощей. Святитель Питирим был образован, читал творения святых отцов Церкви в подлиннике, на греческом. О духовном авторитете святителя Питирима свидетельствует его участие в соборе 29-го декабря 1447 года, на котором по указанию великого князя Василия II была составлена грамота к Дмитрию Шемяке, перечислявшая «вины» и «неисправления» Шемяки и призывавшая его покориться великому князю Московскому, и в соборе 1448 года, избравшего епископа Рязанского Иону митрополитом Московским и утвердившего независимость Русской Церкви от Константинопольского патриарха.
Епископу Питириму пришлось перенести и тяжелые испытания в ходе междуусобной войны: в 1452 году князь Дмитрий Шемяка «поимал» епископа Питирима и бросил его в темницу в Устюге, где содержал два года.
Время пребывания святителя в пермских землях было непродолжительным, но завершилось славным исходом – добровольным принятием венца мученика за Христа. 19 августа 1455 года епископ Питирим был убит язычниками-вогулами, воинами князька Асыки.
Сказание о Пермских епископах раскрывает картину этого злодеяния. Убийство было жестоким и обдуманным заранее. Выведав у одного из жителей Усть-Выми об архиерее: «Како пребывает и не хощет ли для отшествия на строну куда отити?», они устроили засаду епископу на месте Мыс между реками Вычегдой и Вымью, «понеже велми гневахуся на святого отца что нехотящих их святый елико можаше к вере православной и ко святому крещению обращая». Епископ Питирим в тот день служил по обычаю Литургию в соборной церкви, и увидев приближающихся к нему с другого берега Вычегды вогулов и предузнав их замысел, просил сопровождавших его людей отойти, дабы не подвергать свою жизнь опасности. Сам же святитель молился о совершении своего исхода и предавал свою душу Богу со словами: «Чада моя любезная, время моего отшествия от сего жития приходит, уже бо восхоте Господь Бог мой предати мя немилосердым вогуличам на смерть и час мой уже приспе. Аз же готов есть умрети за Господа Бога моего. Вам же чадом моим всем оставляю мир и благословение, а сами вскоре отидите от мене, дабы и вас не постигла некая беда нехотящих вкупе со мною в сий час умрете за Христа Бога. Аз бо не хощу укрытися или бежати, но хощу за Христа Бога и за святую веру православную мучение приятии и смерть вкусити готов есмь.» О мучениях святителя Сказание повествует так: «Немилосердии же вогуличи вятчане и жестосердии, како не сжалиша, видеша святого Богу молящася, и готовящася доброврльне на муки вдатися и смерть восприяти, и твердо наступивше и с яростию яша святаго. И един по единому начаша бити, и умучиша святаго и смерти предавша неповинно. Потом же сами, яко злии кровопийцы, отидоша с радостию, яко получиша свое желание. Сице пострада святый Питирим епископ Устьвымский чюдотворец и добровольне за Христа от безбожных вогулич вятчан пострада и кончину восприя и мзду и венец от подвигоположника святительства и мучения прием от владыки Спасителя Господа нашего Иисуса Христа месяца августа 19 день».
Сказание повествует и о чуде, удостоверившем о святости угодника Божия: тело святителя Питирима, пролежавшее 40 дней на месте его убиения, «во убрусе хранимо верными» осталось не подвержено тлению до тех пор, пока не было извещено о случившемся в Москву великому князю. После сего, честные мощи Святого Питирима были с достойными почестями с псалмопением погребены в епископской Благовещенской церкви подле мощей Святителя Герасима. Сказание упоминает о чудесах и разного рода исцелениях, происходивших от мощей, о начале народного почитания святителей Пермских.
С 1607 года это почитание было признано и установлено Церковью.
Источник: Правперм.ру