Московскiя Въдомости
16+
Фото с tolkovatelsnov.ru

Оптина пустынь: исторический опыт общественного служения монастыря

13 Декабря 2012, 16:05 # / Новости / православный мiр / РПЦ / 4479.html

Многие задаются вопросом, откуда появилось название «Оптина пустынь», не совсем ясно. Наиболее вероятной представляется версия о том, что ранее обитель была общей для монахов и монахинь, а таковые носили название Оптиных. Расположена пустынь на берегу Жиздры вблизи древнего города Козельска. Именно этот город был прозван татарами «злым городом» после его героической семинедельной обороны в 1238 году, когда все жители были убиты и, по преданию, двухлетний князь Василий утонул в крови.

 

Видимо, история монастыря начинается еще в XV веке. Несколько раз обитель переживала периоды кризиса и упадка (к примеру, в 1773 там осталось только 2 монаха), но в 1821 наступило ее возрождение после устройства владыкой Филаретом (Амфитеатровым) Свято-Иоанно-Предтеченского скита при монастыре. С тех пор Оптина пустынь стала «духовной санаторией многих израненных душ», как определил ее отец Павел Флоренский: там поселились привыкшие к уединению пустынники, а духовной жизнью стали заведовать старцы, в то время как настоятель был только администратором. Оптина пустынь и прославилась именно как обитель, в скиту которой просияли духовные старцы.

 

Что же такое старчество? Достоевский в «Братьях Карамазовых» определял старчество как огромную силу, которую получает человек, отдавая полностью свою волю другому, отказываясь от своей воли к жизни. Проявлением этого отречения от своеволия является исповедование учеником старцу каждого своего шага, каждой греховной или даже лишь вызывающей опасение в греховности мысли. Наряду с откровением помыслов очень важно полное и неукоснительное послушание ученика старцу. Старец же, обладающий дарами рассуждения и «различения духов» (видения самых скрытых корней греха), а часто и прозорливостью, чудотворением, пророчеством, как искусный духовный врач дает ученику наставления, через которые открывается непосредственно воля Божия. Во всем следуя советам старца, ученик постепенно обретает терпение и смирение, очищается от греховных помыслов и приобщается благодати Божией, руководящей отношениями старца и ученика. Всю свою жизнь старец отдает Господу, и отсюда эта жертва любви к каждому ученику, и просто к каждому ищущему помощи и наставления человеку.

 

Первоначально братство Свято-Введенского скита состояло из шести человек: о. Моисея (Путилова), ставшего начальником скита, его брата о. Антония (Путилова), о. Савватия, послушника Иоанна Дранкина, а также схимонаха Вассиана и монаха Илариона. Однако первым великим оптинским старцем стал иеросхимонах Лев (Наголкин), прибывший в скит в апреле 1829 года. Именно к нему обращались за духовной помощью не только насельники монастыря и скитская братия, но и многие миряне из разных сословий и званий, жившие часто в далеких российских губерниях. Преемниками старца иеросхимонаха Льва (Наголкина) стали иеросхимонах Макарий (Иванов), иеросхимонах Амвросий, иеросхимонахи Анатолий (Зерцалов) и Иосиф (Литовкин), схиархимандрит Варсонофий (Плеханков), иеросхимонах Анатолий (Потапов). Последний великий оптинский старец иеросхимонах Нектарий (Тихонов) скончался в 1928 году.

 

Многие известные деятели науки и искусства побывали в Оптиной пустыни; и доныне целы домики, где останавливались Гоголь и Достоевский. Федор Михайлович приехал в Оптину пустынь после смерти сына Алеши, и множество деталей в романе «Братья Карамазовы» возникло под впечатлением от поездки, а прототипом старца Зосимы явился старец Амвросий Оптинский. После посещения обители был написан «Отец Сергий» Льва Толстого, а родная сестра писателя, М. Н. Толстая, стала настоятельницей основанного Амвросием женского монастыря в Шамордино. А Гоголь, на всю жизнь сохранив воспоминание о благодатной пустыни, писал: «За несколько верст, подъезжая к обители, уже слышится благоухание; все становится приветливее, поклоны ниже и участье к человеку больше…» 

 

Введенская Оптина Пустынь относится к числу тех монастырей, которые традиционно оказывали заметное влияние на русское общество. Расцвет обители приходится на время Оптинских старцев. Собор преподобных старцев оптинских – уникальное в истории Русской Церкви явление – на протяжении ста лет (с 20-х годов XIXв. до 20-х годов XXв.) четырнадцать старцев, преемствуя друг другу, несли свое служение Богу и народу Божию в Оптиной Пустыни. И старчество, и переводческая, издательская деятельность Оптиной Пустыни восходят к традиции преп. Паисия (Величковского). Эта традиция была перенесена в обитель основателями Оптинского Скита – преподобными Моисеем и Антонием (Путиловыми) и первым Оптинским старцем – преподобным Львом в 1820-х годах.

 

Благотворное влияние этих духовных преобразований сказалось не только на жизни монашеского братства, но и на окрестном населении. Н.В.Гоголь, после посещения Оптиной, писал: «Благодать видимо там присутствует… Нигде я не видел таких монахов. С каждым из них, мне казалось, беседует все небесное… За несколько верст, подъезжая к обители, уже слышишь ее благоухание: все становится приветливее, поклоны ниже и участия к человеку больше».

 

Духовно-нравственное влияние уже первого Оптинского старца – Леонида (в схиме Льва), было значительным и удивляло современников. «Случилось мне однажды, – писал иеромонах Леонид (Кавелин), будущий наместник Троице-Сергиевой Лавры, – проезжать из Козельска в Смоленскую губернию. На дороге в уединенных деревушках поселяне, узнав, что я еду из Козельска, наперерыв спешили узнать что-нибудь об о. Леониде. На вопрос, почему вы его знаете, они отвечали: Помилуй, кормилец, как нам не знать о. Леонида? Да он для нас, бедных, неразумных, пуще отца родного. Мы без него были, почитай, сироты круглые». Это духовно-нравственное влияние старцев со временем только возрастало и достигло своего расцвета при преподобном Амвросии. Русский философ К. Леонтьев, духовное чадо старца Амвросия, писал о нем: «О. Амвросий – евангельский человек, для которого не существовало моральных прописей, он был равно открыт для всех, и в каждом человеке он провидел образ и подобие Божие».

Кроме духовничества старцев, большое влияние на общество имело строгое монастырское богослужение и напряженная евхаристическая жизнь обители.

 

Последний момент удивителен – как известно в синодальный период господствовала практика редкого приобщения Святых Таин, обычно один раз в год.

 

Источники говорят о том, что в Оптиной Пустыни эта традиция была преодолена. Так, например, Успенским постом 1860 г. в день причащалось до 200 человек. Причем это миряне, большей частью крестьяне, которые приходили в обитель говеть и причащаться в разгар летних сельскохозяйственных работ. В 1912 г. еще удивительнее – на Преображение Господне, только на одной ранней литургии было около 1000 причастников! Такие цифры необычны даже для нашего времени, когда практика частого приобщения стала общепринятой среди православных мирян.

 

Большое общественное значение имела переводческая и издательская деятельность Оптиной Пустыни. Начало этой работе было положено преподобным старцем Макарием и его духовными чадами – семейством Киреевских. Акцент был сделан на перевод на литературный русский язык аскетических трудов святых Отцов Церкви. До этого многие из них были известны лишь в рукописных списках, на церковнославянском языке, и распространялись среди монашествующих. Оптинские издания позволили познакомить широкого русского читателя с сокровищницей святоотеческой мудрости. В переводческой деятельности оптинские монахи были продолжателями традиции преп. Паисия (Величковского) – традиции дословного, максимально приближенного к оригиналу перевода святоотеческих трудов. Позже появляется другое направление – подготовка и издание писем и жизнеописаний Оптинских Старцев. Эпистолярное наследие старцев на многие годы (в том числе в советскую эпоху) оставалось большим подспорьем для священников-духовников.

 

Современная история Оптиной Пустыни, ее общественное служение, начинается в 1988 г. – в год 1000-летия Крещения Руси. Большая часть последующих лет была посвящена восстановлению обители, претерпевшей значительные разрушения в годы богоборческой власти.

 

Среди новых форм служения, появившихся в новой Оптиной, можно назвать монастырские подворья, которые действуют в Москве и С-Петербурге. При старцах, Оптина Пустынь, в отличие от других крупных монастырей, не имела своих подворий. Причем старцы были противниками переноса монашеского служения в мир, даже не благословляли основание часовни от монастыря в соседнем городе Козельске.

 

Среди трудников, приезжающих в Оптину на длительное время, есть самые разные категории, с самыми разными мотивациями. Кто-то чувствует призвание к монашеской жизни и хочет себя испытать на этом пути. Люди с таким желанием приезжают в Оптину Пустынь из самых разных уголков канонической территории Русской Церкви. Некоторые из них остаются в обители и, обычно после длительного искуса поступают в братию. Другие переходят в иные монастыри, либо поступают в семинарии. Немало бывших оптинских трудников приняли священный сан и служат во многих епархиях.

 

Другая категория трудников – это те, кого привели в монастырь различные духовные и жизненные проблемы. Так, недавно, около двух лет назад, во время разгара экономического кризиса, многие приезжающие в обитель, отмечали как основную причину – серьезный жизненный кризис, вызванный потерей работы, утратой стабильности. Отдельная категория – люди, страдающие различными зависимостями – алкогольная, наркотическая и др. В монастыре не действуют ни какие специальные программы помощи этим страждущим. Тем не менее, результаты работы с этой категорией паломников вполне положительные. Они поселяются на общих условиях, и им предлагается влиться в молитвенную и трудовую жизнь обители, которая построенная на строгих правилах. Состав оптинских паломников довольно молодой – более 40% люди моложе 35 лет.

 

В монастыре стараются сделать все посильное для приема паломников-богомольцев. Но чтобы исполнить это, необходимо преодолевать немало препятствий. Обитель расположена довольно далеко от населенных пунктов. Отсюда некоторые проблемы с коммуникациями, транспортом, поиском квалифицированных специалистов. Не хватает гостиничных мест. Все это осложняется тем, что восстановительный период еще далек от завершения.

 

Многие годы оптинские духовники занимаются окормлением личного состава дивизии, расположенной в соседнем городе Козельске. Еженедельно проводятся встречи и беседы с солдатами и офицерами, как в самой дивизии, так и в обители. Так же духовное попечение монастырь имеет об одном из исправительных учреждений Калужской области. В нем действует храм, в котором регулярно, как минимум раз в месяц, совершается литургия.

Оптину Пустынь в эпоху старцев посещали многие представители интеллигенции – творческой и научной. Оптинские старцы всегда могли найти слова, чтобы ответить на вопросы ищущих людей, потерявших веру или стремящихся обрести ее вновь. Так, через образованный слой, оптинское влияние достигало до самых различных слоев общества. Возрождение этой традиции происходит в рамках «Оптинского Форума», который уже несколько лет проводится в Москве и еще нескольких городах России. Задача Форума – осуществить встречу Церкви и интеллигенции, научного и творческого мира. Заключительное заседание Форума всегда проводится в обители, где участники совместно с братией монастыря, обсуждают духовные и общественные проблемы.

 

История христианства погружена в историю человечества, которая, в свою очередь, находится под воздействием борьбы Бога и сатаны, отсюда семь эпох совместного произрастания пшеницы и плевел. Ходящий посреди светильников держит в деснице своей 7 звезд — это церкви, сущие и будущие. Книга с печатями, по толкованию архиепископа Андрея, — глубина Божественных судеб. Семь поочередно снимаемых с нее печатей вновь обращает наше внимание на семь эпох.

 

«Будет ли соединение церквей?»  как-то спросила батюшку Нектария Н. А. Павлович. «Нет, — ответил старец, — это мог бы сделать только Вселенский собор, но собора больше не будет. Было 7 соборов, как 7 таинств, 7 даров Святого Духа. Для нашего века полнота числа 7. Число будущего века 8. К нашей церкви будут присоединяться только отдельные личности... »

 

«Седьмое число в церковной численности великое имеет значение, — отметил и старец Амвросий Оптинский. — Срок времени церковного числится семидневными неделями. Православная церковь содержится и руководствуется правилами седми Вселенских соборов. Седмь таинств и седмь дарований Святого Духа в нашей церкви. Откровение Божие явлено было седми Азийским церквам. Книга судеб Божиих, виденная в откровении Иоанном Богословом, запечатана седмью печатями. Седмь фиал гнева Божия, изливаемых на нечестивых, и проч. Все эти седмиричные исчисления относятся к настоящему веку и с окончанием оного должны кончиться. Век же будущий в Церкви означился осьмым числом... Неделя Антипасхи, или св. Фомы, в цветной триоди называется неделею о осьмом, т. е. вечном дне и нескончаемом, который уже не будет прерываться темнотою ночей».

 

«Россия, если отпадешь от своей веры, как уже отпали от нее многие интеллигенты, то не будешь уже Россией или Русью святой, — предупреждал еще в 1905 году оптинский старец Макарий. — И если не будет покаяния у народа русского, конец мира близок. Бог отнимет благочестивого царя и пошлет бич в лице нечестивых, жестоких, самозваных правителей, которые зальют всю землю кровью и слезами».

 

Другой формой общественного служения, так же традиционной для Оптиной Пустыни, является издательская деятельность. Если до революции большое внимание уделялось изданию трудов Святых Отцов, то в последние 20 лет – это издание духовного наследия преподобных Оптинских Старцев, работы, посвященные славной истории обители, подвигу новомученников (издательство подготовило материалы к состоявшейся канонизации 17 Оптинских новомученноков и исповедников). Книги оптинского издания можно встретить, наверное, в большинстве православных книжных магазинов и храмах, что так же является неким вкладом обители в дело духовно-нравственного просвещения общества. Тиражи нашего издательства не такие большие, как у наиболее крупных православных издательств. Например, за 2010 г. общий тираж около 200 тыс. экз. Однако, оптинское книгоиздательство отличает серьезный, научный подход, отсутствие поспешности в подготовке публикаций. Это возможно благодаря тому, что издательство не является коммерческим, и не ориентировано на прибыль.

 

Таким образом, по-видимому, основной формой служения духовно-нравственному просвещению общества, в Оптиной Пустыни является пастырское окормление, привлечение к богослужебной, молитвенной, трудовой жизни обители многочисленных паломников. Это соответствует традициям обители, и в целом монашеским традициям. В этой связи особенное значение для служения народу Божию, приобретает духовная атмосфера в обители, следование братии своим монашеским обетам – молитва, послушание, нестяжание, целомудрие. Как писал современный учитель монашества старец Иосиф Ватопедский: «Когда мы трудимся ради нашего спасения со страхом и прилежанием, соблюдая свои монашеские установления, мы становимся и миссионерами для нашего народа, не выходя за ограду монастыря». Именно на этих основаниях строилось миссионерское, если так можно выразиться, служение великих Оптинских Старцев.

 

Широкое, массовое духовное окормление страждущих душ, значительная издательская и переводческая деятельность Оптинских Старцев – все это не покидая обители, Скита с его строгим уставом, напряженной молитвенной и богослужебной жизнью.

 

Как писал ровно сто лет назад один из последних Оптинских настоятелей в предреволюционные годы архимандрит Ксенофонт: «…Да будет позволено заключить сие наше отношение искренним желанием, чтобы главное внимание в монастырях было обращено в настоящее время на продолжительность и благолепие

 

Богослужения с одной стороны, и на поднятие монашеского духа в братстве – с другой: за этим едут в обители христолюбцы, этого требуют от нас все истинно православные, и на это прежде и более всего устремлены все наши заботы в Оптиной Пустыни».

 

Иеродиакон Симеон (Кулагин),
насельник Оптиной Пустыни

 

Просмотров: 1723



7527-й год от сотворения мира
2019-й год от Рождества Христова