Мы знаем, что ВТО запрещает субсидирование промышленности, транспорта, услуг, однако страны ВТО тратят не десятки, а сотни миллиардов долларов на поддержку своего сельского хозяйства, сказал вице-президент Торгово-промышленной палаты РФ Георгий Петров. Он рассказал о том, какие проблемы и преимущества получат наши сельхозпроизводители при вступлении России в ВТО.
«Сельское хозяйство для ВТО – это особая тема. И хотя все воспринимают ВТО, как какой-то инструмент взламывания рынков, что касается сельского хозяйства, то отношение к нему особое, я бы сказал, протекционистско-защитительное. Все понимают, что сельское хозяйство – это не только та отрасль, которая позволяет нам каждое утро, каждый день ставить на стол какие-то продукты, но целая культура. Это сохранение традиций, это решение демографических проблем, сохранение экологии и многое-многое другое. К сельскому хозяйству не может проявляться бухгалтерский подход, не может быть подход только экономически выгодный или невыгодный.
Но вместе с тем, правила есть правила, и они достаточно жесткие. В отношении сельского хозяйства сделано единственное исключение. Мы знаем, что вообще ВТО запрещает субсидирование. Это касается промышленности, это касается транспорта, услуг, всего другого. А что касается внутренней поддержки бюджетом страны сельского хозяйства, то эта мера разрешенная. И мы знаем, что страны ВТО тратят не десятки, а сотни миллиардов долларов на поддержку своего сельского хозяйства.
У вновь вступающих стран, здесь есть особая процедура. По практике ВТО, она следующая. Для того, чтобы определить границы внутренней поддержки сельского хозяйства, берется так называемый репрезентативный период: три последние года, и подсчитывается, сколько в среднем за три последние года давалось селу из бюджета страны. И это записывается в условия. Что произошло с Россией? Наши переговорщики объяснили партнерам, что вообще-то климат у нас немножко отличается и от Австралии, и от Бразилии, и вырастить у нас тонну зерна – это совершенно иные энерго- и трудозатраты. И еще неизвестно, как оно вырастет. У нас то засуха, то заливает дождями. Нам пошли навстречу, сделали специальное исключение. Если все перевести в американские доллары, чтобы никого не запутать, потому что в документах ВТО записаны доллары, сегодня бюджет дает селу 4 с половиной миллиарда, в предыдущие три года еще меньше. Нам же дали для начала 9 миллиардов. Если бы у бюджета были такие деньги, то по правилам ВТО, столько бюджет мог бы отдать селу. А в конце переходного периода, через 7 лет мы выйдем на сегодняшнюю цифру в 4 с половиной миллиарда. Но что это означает? Только эти деньги и больше ни одного цента, ни одной копейки? Нет. Можно переформатировать эту помощь, это будет не как прямая финансовая поддержка села, а как вкладывание в инфраструктуру села, то есть строительство дорог, электрификацию, газификацию, строительство школ, детских садов, медицинских пунктов, выстраивание логистики поставки товара от производителя к рынку. Согласитесь, для села это все очень важно. Это не будет входить в эти 4 с половиной миллиарда.
И еще одно очень важное направление. К сожалению, мы во многом потеряли за последние годы наше племенное стадо, и молочное, и свиное. И как только узнаешь, что где-то строится новая птицефабрика, цыплят завозим из-за границы, свиноматок из Германии, коров из Голландии, и так далее. Вот в это можно вкладывать деньги, и они не будут засчитываться. То есть все, что связано с научными исследованиями, это ВТО не запрещает. Поэтому, как это будет для села – хорошо или плохо? Будет сложнее. Во-первых, потому что появляются четкие правила, их надо знать и соблюдать, а во-вторых, обострится конкуренция».