Восьмикратный победитель турниров серии "Большого шлема" американский теннисист Андре Агасси признался в том, что в течение своей спортивной карьеры неоднократно употреблял метамфетамин - быстро вызывающий зависимость наркотик. Сначала об этом сообщила лондонская газета "Таймс", анонсируя его автобиографическую книгу.
Если звезда мирового тенниса Мартина Хингис до сих пор отрицает употребление кокаина на Уимблдоне в 2007 году, то Агасси заявил, что начал принимать наркотик в 1997 году, когда опустился на 141 место в мировом рейтинге сильнейших теннисистов. Кроме того, на этот период пришлись сложности в личной жизни спортсмена, в результате он вместе со своим помощником "употреблял зелье много раз". "Я не могу говорить о зависимости, но большинство людей сказали бы, что если ты используешь что-нибудь с целью убежать от реальности, то у тебя проблемы", - отметил он. В том же году Ассоциация теннисистов-профессионалов по результатам одного из медицинских обследований Агасси, выявившего "следы приема метамфетамина", потребовала от игрока разъяснений. Инцидент тогда не получил огласки и не повлек временной дисквалификации, поскольку АТП сочла убедительным письменные заверения теннисиста о том, что вещество попало в его организм случайно.
Агасси, которому в настоящее время 42 года, говорит, что он не очень долго сомневался, рассказывать ли ему фанатам об этой стороне его биографии. Знаменитый теннисист назвал свою книгу "Открытие", и говорит в ней о многих страницах своей жизни, в том числе, о своем детстве, теннисе, об отношениях с бывшей женой американской актрисой Брук Шилдс, нынешней супругой бывшей первой ракеткой мира Штеффи Граф и даже о потере волос.
В английском языке «Open» еще является и кратким общеупотребительным названием турниров «Большого шлема». Отдельные главы в американских журналах опубликованы уже сейчас. В них Андре утверждает, что он неоднократно употреблял кристальный метамфетамин в 1997 году. А после того, как одна из допинг-проб дала положительный результат, он написал объяснительную в АТР, где заявил, что случайно отхлебнул напиток с наркотиком из стакана своего помощника, которого он в книге называет кличкой Слим («Тонкий»). По правилам АТР должна была Агасси дисквалифицировать, поскольку спортсмен сам отвечает за «чистоту» своего организма. Однако теннисные власти дело замяли и информацию о положительной допинг-пробе американца разглашать не стали.
Теперь же Агасси признается, что совершил «двойную ошибку», поскольку он не просто принимал наркотики, но и наврал АТР. Именно Слим предложил ему «сесть на иглу», чтобы не терять бодрости духа в период теннисных неудач. «Я никогда не чувствовал себя так энергично, бодро и обнадеживающе, как после приема метамфетамина», – честно признался Агасси в книге. Впрочем, после того как ему удалось избежать дисквалификации, теннисист, по его словам, начал новую жизнь и с наркотиком завязал. Сделал американец и ряд других шокирующих признаний. Так, Андре уверяет, что никогда не любил теннис – из-за жесткого характера своего отца, тренировавшего его в начале карьеры. По словам Агасси, в глубоком детстве папа заставлял его зарабатывать деньги игрой против взрослых. В девять лет маленький Андре на спор победил на корте звезду американского футбола и пополнил семейный бюджет пятью сотнями долларов – такова была ставка в этом матче. Также, по словам будущей первой ракетки мира, его отец часто бряцал пистолетом – и однажды едва не применил его во время придорожной ссоры.
Теннисное восхождения Андре Кирка Агасси было предусмотрено его отцом еще до рождения. Много раз пересказана история о том, как в 1942 году маленький Ману Агаси, сын армянского торговца коврами, жившего в Тегеране (в будущем – Майк Агасси, отец великого теннисиста), увидел, как возле здания военной миссии США две дамы играли в теннис. По слухам, наблюдая за ними, он так засмотрелся, что не удержался на ветке и свалился прямо на корт. Такое впечатление произвела на него игра. Сам Майк для большого (в смысле спортивных побед) тенниса был уже староват, и он сделал, как впоследствии оказалось, выбор весьма правильный, - записался в боксерскую секцию. Кстати, как боксер он вошел в историю спорта, показав весьма приличные успехи (дважды участвовал в Олимпиадах, причем один раз дошел до четвертьфинала).
Когда Ману-Майку пришлось эмигрировать из Ирана - обстановка там стала весьма неспокойной, - он обосновался в Чикаго, где стал активным участником «черного тотализатора» и быстро наладил связи с мафией. Тут-то и пригодились ему боксерские навыки. Одно время он работал вышибалой в клубах, участвовал в боях без правил, за что удостоился прозвища «Армянский убийца». Когда чикагская полиция начал активно наседать на мафию, Майк понял, что пора уносить ноги. К тому времени он женился на скромной бухгалтерше Бетти Джоунс и потому решил осесть в Лас-Вегасе и вести жизнь размеренную, добропорядочную.
Откровения Агасси уже подняли популярность еще не поступившей в продажу книги настолько, что в рейтинге онлайн-магазинов «Открытие» вошло в десятку. Теннисный мир же от признаний кумира миллионов впал в шок уже сейчас. «Грустно слышать такое от человека, на которого я всегда хотела равняться, – заметила известная в прошлом теннисистка Мэри-Джо Фернандес. – Но для того, чтобы признаться в подобных вещах, нужно обладать смелостью. Это был его выбор. Может быть, люди теперь не станут повторять ошибок Агасси». Президент Международного олимпийского комитета Жак Рогге заявил, что к признанию американского теннисиста отнесется положительно только в том случае, если оно будет подано как урок подрастающему поколению о вреде наркотиков. А вот Всемирное антидопинговое агентство (ВАДА) потребовало АТР объяснить, каким образом факт положительной допинг-пробы Агасси был скрыт. «К самому теннисисту никаких санкций применять мы не будем, поскольку нарушение антидопингового законодательства было совершено слишком давно, – заявил глава ВАДА Джон Фэйхи. – Но АТР должна объяснить, на каких основаниях в 1997 году делу не был дан ход».
В мире тенниса ещё много белых пятен и странных историй. И интересные новости нас впереди ещё только ждут. Не исключено, например, что победа Ким Клийстерс на последнем US Open была одержана не только с помощью теннисной ракетки….
Андрей Петров