Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган обрушил еще одно антигуманное заявление на мировую общественность. После высказывания о том, что в Турции должна быть введена смертная казнь, он сообщил что Собор Святой Софии в Константинополе (Стамбуле) не будет превращен в православную церковь «до тех пор, пока существует турецкий народ и душа». Высказывание Эрдогана прокомментировал профессор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, кандидат исторических наук, доктор церковной истории Владислав Петрушко. По его словам, «Эрдогана можно считать умеренным исламистом, по крайней мере, не таким радикальным, как другие. Но, безусловно, исламский фактор здесь просматривается. То, что за ним стоят определённые исламистские силы, я думаю, даже не скрывается.
Тот факт, что он пытается в той или иной мере исламизировать Собор Святой Софии, тоже уже происходит не первый день. Несколько лет назад там уже читался Коран, совершались исламские молитвы во время Рамадана. В мечети Айя София существует должность имама, и, насколько мне известно, музеем ему выделено какое-то помещение. Хотя как мечеть храм не функционирует, но имам есть. По-моему, не так давно там даже звучал азан одного из минаретов. Всё это укладывается в одно русло».
Историк прокомментировал: «Я думаю, со стороны Эрдогана есть какой-то определенный посыл в отношении вообще православных святынь, православных объектов на территории Турции. Не так давно храм Святой Софии в Никее был опять превращен в мечеть. Собор Святой Софии в Трапезунде, который прежде был музеем, опять стал мечетью, как в прежние времена. Я не исключу, что и Собору Святой Софии может быть уготована такая же участь. Только не в таком масштабе, как постоянно действующая мечеть, но по каким-то случаям там, наверняка, будут совершаться исламские богослужения, именно в пику, прежде всего, христианам».
Обращаясь к вопросу реакции Вселенского Патриарха Владислав Петрушко, заявил: «Константинопольский патриарх исправно на эту тему молчит, хотя, казалось бы, это его главный храм. Он всё время обижается, когда у нас его называют Стамбульском патриархом, но фактически он таковым и является, потому что он принимает всё, что исходит от властей Турции и никак не протестует против этого». Эксперт сделал интересную параллель между ситуацией в Турции и на Украине: «здесь напрашивается аналогия с Филаретом Денисенко, который недавно заявил, что для Украины он патриарх, а для всех внешних, других Поместных Церквей он всего лишь митрополит. И здесь получается так же — Варфоломей внутри Турции Стамбульский патриарх, а для всех вовне он — Вселенский и Константинопольский, как он себя позиционирует. Хотя ни слова вопреки тому, что говорит Эрдоган, к сожалению, не слышно, ни тогда, когда он храмы превращает мечети, ни сейчас в связи с этим заявлением».
В заключение историк пришел к выводу: странно выглядит тот факт, что патриарх Варфоломей рассуждая о турецкой душе и турецкой ментальности, в то же время отмалчивается, когда к храму, который изначально был православной святыней уже приставлен имам. «В одном этом уже есть какая-то аномалия», – подчеркнул Владислав Петрушко.