«Константинопольский» Патриарх Варфоломей сделал очередное скандальное заявление, готовящее почву для отрыва Украинской Церкви от Московского Патриархата
Не успели иерархи канонической Украинской Православной Церкви спокойно вздохнуть, вернувшись из Стамбула, где, казалось бы, нашли общий язык с местным первосвятителем — Патриархом Варфоломеем, — как взорвалась очередная информационная бомба. Как сообщил ряд новостных агентств со ссылкой на греческие источники, 1 июля в ходе воскресной проповеди стамбульский первоиерарх вновь обратился к украинской тематике, заявив, что Константинопольская Церковь будто бы никогда не передавала Киевскую Митрополию Московскому Патриархату:
Константинополь никогда не выдавал разрешения передавать территории Украины кому-либо, кроме права хиротонии Киевского митрополита в Москве на условиях его избрания соборно в Киеве на местном Соборе и при безусловном поминании Вселенского Патриарха. Наш Престол не признал отделения Киевской митрополии и зависимых от нее православных Церквей Литвы и Польши и их присоединения к Московской Церкви».
Сложно проверить, в каких кабинетах создавался этот текст — стамбульских, киевских или даже ватиканских, — но тенденция налицо. Именно враги единства Русского Православия на протяжении многих лет с маниакальным упорством обращаются к теме переподчинения Киевской Митрополии Московскому Патриарху в 1686 году. Именно тогда, в условиях воссоединения Русских земель и возвращения древнего Киева в состав единого Русского царства, Константинопольский Патриархат (пребывавший в османском пленении и материально во многом зависимый от Москвы) согласился передать Киевскую Митрополию под омофор Патриархата Московского, учрежденного столетием ранее.
Историческая память и «экклезиологическая гордыня»
По сути, в конце XVII столетия не случилось ничего экстраординарного: автокефальная Русская Церковь восстановила свое историческое единство, а Константинопольский Патриархат, находящийся в плачевном состоянии, был избавлен от серьезной управленческой ноши. Другое дело, что и в те времена Константинопольский Патриарх (Дионисий, не путать с нынешним Варфоломеем) уже страдал столь свойственной грекам «экклезиологической гордыней» — осознанием себя в качестве некоего восточного «православного папы», имеющего право «вязать и решить» во всех Поместных Церквах.
Именно поэтому некоторые греческие документы того времени, казалось бы, позволяют толковать случившееся амбивалентно, двояко: мол, вроде бы Киев был передан Москве, но «не совсем, чтобы навсегда» и «не совсем, чтобы полностью». В рамках этой небольшой статьи невозможно провести текстологический анализ документов 1686 года, однако эту работу уже провели специалисты под руководством главы Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Волоколамского Илариона (Алфеева). Так, в одном из своих недавних интервью греческому информагентству «Ромфеа» владыка Иларион особо подчеркнул:
Мы в последнее время немало поработали в архивах и нашли всю имеющуюся документацию по этим событиям — 900 страниц документов как на греческом, так и на русском языках. Они совершенно четко показывают, что Киевская Митрополия была включена в состав Московского Патриархата решением Константинопольского Патриарха, и временный характер этого решения нигде не оговаривался, никакой срок не был поставлен. Ни в одном из этих документов не сказано, что Киевская Митрополия передается в состав Московского Патриархата на 10, 20 или 100 лет».
Итоги этой работы, думается, будут скоро опубликованы, для нас же сейчас важнее всего их главный смысл — то, что нет никаких церковно-исторических и богословско-канонических оснований оспаривать законность пребывания Украинской Церкви в составе Церкви Русской. Церкви, духовно окормляющей далеко не только граждан России в ее современных границах, а весь Русский мир, в том числе и в диаспоре. Как бы это ни хотелось оспорить сектантам и раскольникам из числа украинских националистов, а также «нашим западным партнерам», курирующим Патриархат, лишь исторически именующийся «Константинопольским», по сути же являющийся исключительно Стамбульским.
Православен ли «Экуменический Патриархат»?
Но, как бы то ни было, нам очень важно «держать порох сухим» и иметь возможность ответить тем, кто посягает на наши границы. Ведь несмотря на то, что границы канонические — духовные, а не обозначенные пограничными вышками, стенами и колючей проволокой, — в их рамках именно мы отвечаем за чистоту Православия. Ту самую чистоту, от которой в угоду политическим страстям мира сего столь часто отворачивается Фанар (стамбульский квартал, где находится резиденция Константинопольского Патриарха). Так, не секрет, что нынешний стамбульский первоиерарх в традициях ряда своих предшественников активно исповедует экуменизм — либеральное богословие соглашательства с католиками и другими отступившими от Православия западными конфессиями (к слову, по-гречески и на ряде других европейских языков Константинопольский Патриархат именует себя «Экуменическим» — «Вселенским»).
Последнее — отнюдь не дипломатический политес, а самое настоящее предательство, подобное тому, что совершили константинопольские иерархи в первой половине XV века на униатском Ферраро-Флорентийском соборе, подчинившим Константинопольскую Церковь Римскому папе. Последствия тех событий были трагичны: вскоре после духовного падения Константинополь пал физически под ударами турок-османов. Вся дальнейшая история Константинопольского Патриархата во многом обусловлена именно тем падением: и горе миллионов православных людей под многовековым османским игом, и поддержка Константинопольскими Патриархами советских сектантов-обновленцев в 1920-30-х годах, и либерально-экуменическая политика стамбульских первоиерархов последних десятилетий.
Однако в числе канонических преступлений нынешнего «Константинопольского» Патриарха Варфоломея не только экуменические связи с католиками, но и сегодняшнее активное участие в попытках оторвать каноническую Украинскую Православную Церковь от Московского Патриархата. Так, после развала Советского Союза эстонские власти именно при помощи Фанара создали раскольническую структуру — так называемую Эстонскую апостольскую православную церковь. Одновременно с этим Патриарх Варфоломей легализовал крупную украинскую националистическую секту — «УПЦ в США» (другую подобную секту — «УПЦ в Канаде» — легализовал еще его предшественник Патриарх Димитрий).
Подобные действия уже приводили к временному разрыву канонических отношений «Константинопольского» Патриархата с Русской Церковью. Сегодня же, в условиях, когда Фанар активизировал атаки на Русское Православие на украинском направлении, мы вправе поднять вопрос о том, православен ли стамбульский первоиерарх. А главное — поставить его не в формате полемической статьи, а на уровне общецерковного канонического суда. Конечно, это — крайняя мера, но именно она способна отрезвить зарвавшийся Лжеконстантинополь.