Предлагаем вниманию читателей интервью, которое дала Аналитическому центру святителя Василия Великого политолог и эксперт из Болгарии Василианна Мерхеб. В последнее время заметно активизировалась тема раскола в Македонии. Тамошние раскольники для урегулирования своего положения обращались в том числе в Болгарскую Церковь, на что получили отказ. О болгарском взгляде на македонскую проблему читайте в этом интервью.
— Уважаемая Василианна, долгое время ходили слухи о том, что Болгарская Церковь может поддержать македонских раскольников. Можно ли доверять этой информации? Какова её подоплёка?
— Что касается раскольнической «Македонской православной церкви – Охридской архиепископии» (МПЦ-ОА), сегодня мы являемся свидетелями шумных и агрессивных промакедонских антицерковных кампаний в СМИ, преступного беспрецедентного давления на Болгарскую Православную Церковь (БПЦ) и, в частности, на наших епископов. Происходят попытки превратить многократно повторяемую ложь в «истину». Идёт пропаганда, призванная заменить болгарскую историю в пользу преступного по отношению к Болгарии «македонизма», вплоть до попыток узурпировать духовно-территориальные границы и каноническую целостность БПЦ.
Мы являемся свидетелями того, как информация, которая иногда является сугубой ложью, превращается в товар, которым торгуют оптом, в розницу, дёшево, дорого, бесцеремонно и цинично, а иногда смело и очень преступно. Это новый тип конвертируемой глобальной валюты для любых спекуляций. На наших глазах возникает новое явление, создание нового мирового порядка, в котором происходит формирование общественного мнения через СМИ, социальные сети для моделирования социальных процессов и политических событий. Это настоящая информационная война между правдой и ложью!
Иллюстрация, созданная болгарскими верующими, демонстрирующая искусственный характер македонского проекта.
В настоящее время существует так называемая индустрия «поддельных новостей» для обслуживания тёмной всемирной верхушки, цели и конкретные действия которой не случайно полностью совпадают с библейскими пророчествами и предупреждениями святых отцов, описывающих последние времена, предшествующие недолгому воцарению антихриста на земле. Речь идёт о периоде отступничества, когда люди, несмотря на свою свободную волю, соглашаются с ложью во всех её формах, пренебрегая Божественной свободой использовать свои умы и тем самым отступая от Бога и Его истины.
Мы должны осознавать, что это новая чума века – запутывание мирового общественного мнения в сетях лжи. Мы видим, как этот тип информационного экстремизма, особенно в последние годы, сильно повлиял на дестабилизацию многих государств, создал мировые кризисы, псевдореволюции, миграционные катастрофы. Список примеров слишком велик. Здесь вполне резонно сказать, что Россия чаще всего подвергается нападению и прямому воздействию этой псевдоинформации.
Такой бесподобный циничный подход прямо отсылает к одной тёмной фигуре и его преступному картелю, человеконенавистнически вредящему многим народом. Речь идёт о Джордже Соросе и его организированной шпионской глобальной сети.
Сутью этих процессов является дехристианизация Европы и мира, для которой так необходима разобщённость стран, ослабление международных отношений по принципу «разделяй и властвуй», как это произошло в СССР и Югославии, и последующие попытки мотивировать свои страны к участию в искусственных военно-политических альянсах с ложной основой, таких как ЕС и НАТО.
Эта картина – не сюжет фильма о «всемирном заговоре», но это сама реальность, в которой Церковь является «столпом и утверждением истины» (1 Тим. 3:15), непреодолимой крепостью против полной реализации этих целей антихриста.
— Получается, македонская проблема сегодня является составной частью проекта интеграции балканских стран в западный проект? Почему для Болгарии так важна тема Македонии, тема Охрида, ведь это другое государство?
— Несомненно, в ловушку описанного сценария попали и так называемые Западные Балканы (в терминологии НАТО), в границах которых находится наш Охрид – «болгарский Иерусалим», одна из колыбелей Болгарской Церкви.
Несомненно, сегодня происходит попытка реализации геостратегических целей с использованием церковного фактора. В последнее время мы стали свидетелями безпрецедентного явления, когда светские политические лидеры (некоторые из них откровенные безбожники) осмеливаются на невиданные и противоканоничные инициативы. Примеры этого – происходящая переписка и встречи Вселенского Патриарха Варфоломея, иницированная государственными лидерами: премьер-министрами Греции и Македонии Алексисом Ципрасом и Зораном Заевым, президентом Украины Петром Порошенко. Всё это под предлогом чисто идеальной цели, а именно для разрешения церковных расколов в Украине и Македонии, у которых есть существенное сходство в их предыстории.
Письмо премьер-министра Македонии Зорана Заева Константинопольскому Патриарху Варфоломею.
Неужели неясно, что если бы правительство Украины действительно желало видеть благоденствующую независимую украинскую церковь, то не занималось бы безумным делом узаконения раскольнических формирований, либо бы захотело автокефалии для законной и благодатной УПЦ-МП. Это поведение было бы понятно, если бы не было связано с использованием Церкви для реализации геополитических и корыстных целей и пренебрежением народными интересами.
Что касается раскольнической «МПЦ-OA» и ряда несостоятельных антиканонических предложений в адрес Болгарской Церкви, они оказываются бесперспективными и обречены на провал, поскольку:
— отдельный македонский этнос не существует,
— отдельная македонская письменность и язык не существуют,
— отдельной македонской культуры и традиции не существует.
Сама так называемая «MПЦ – Охридская архиепископия» является продуктом преступной антиболгарской политико-социальной инженерии, которая в течение многих лет, через всевозможные бесчинства, достигла нынешнего положения, которое несовместимо с истиной. Ведь Устав Болгарской Православной Церкви провозглашает: «Самоуправляемая Болгарская православная церковь – Болгарский патриархат является преемником архиепископства Плиски, Преславского Патриархата, Архиепископства Охридского, Тырновского патриархата и Болгарского экзархата. Она едина и неделима» (пункт 3 статьи 1 Устава БПЦ).
Печать Охридской Архиепископии (XVI век).
Свидетельством всего этого является тот факт, что одна из болгарских святынь и самая сильная для наших людей крепость, охраняющая болгарский дух и государственность – славяно-болгарский Зографский монастырь св. вмч. Георгия Победоносца на Афоне – был основан тремя болгарскими братьями Моисеем, Ароном и Иоанном, родом из Охрида (Лихнидиона).
Позже болгарские епархии были подвергнуты сокрушительной духовной репрессии Вселенского Патриархата с типичными грекоманскими амбициями, когда в 1920-х годах произошло одно невиданное когда-либо преступление, которое является исключительным в тысячелетней истории Христовой Церкви. Речь идёт буквально о продаже болгарских епархий за сумму в 1,5 млн. золотых франков от Вселенского Патриархата Сербии. С того времени и до 1945 г. захваченная собственность и духовенство и прихожане болгарской епархии были подвергнуты беспардонной сербизации.
Далее история продолжилась под властью жестокого и безбожного Тито с его македонизацией. А в 1992 году под влиянием США тогдашний президент Болгарии Желю Желев официально от имени Болгарии признал Македонию отдельным государством, отдельной нацией и отдельной культурой. С этим национально безответственным и преступным актом было начато новое разрушительное разделение болгарского народа, который остаётся нацией, разделённой на две страны.
В такой сложной и трудной ситуации Болгарская Церковь несёт ответственность за правду о Македонии и принадлежности епархий старых болгарских земель. И если бы БПЦ приняла ультимативное предложение от раскольнической «МПЦ-ОА» к своей «материнской церкви», это означало бы согласиться с абсурдом, что Болгарская Церковь «мать» самой себе. Такое действие было бы антиболгарским подлогом, предательством своего народа и страны.
Надо иметь в виду непоколебимую позицию Болгарской Церкви в таких вопросах, как сопротивление миграции, отношение к Критскому собору, противостояние Стамбульской конвенции. БПЦ в лице членов Священного Синода подвергается нападкам за проявляемую мудрость в ревностной борьбе за спасение народа.
Это касается и македонского вопроса, ведь недавно Болгарская Церковь отвергла предложение македонских раскольников о том, чтобы болгарская делегация приняла участие в торжествах в Македонии по случаю 1000-летия Охридской архиепископии. БПЦ приняла единственно правильное и сообразное с соборностью и канонами решение. В Церкви альтернативы канонам не существует, потому что церковные решения в отличие от политических вечны.
. Кто и зачем подталкивает Болгарскую Патриархию к одобрению македонских раскольников? И как она на это реагирует?
— Это небольшая, но активная в СМИ группа. Особенно тревожными являются факты, связанные с агрессивной и неслыханной лексикой горстки людей в отношении национально ответственной, достойной позиции и апостольской ревности большинства членов Священного Синода. Эта акция явно антиболгарская и направлена на церковную и внутриполитическую дестабилизацию ценой даже раскола.
Некоторые известные личности были отмечены здесь во время необычного телевизионного анонса так называемого «македонского письма», подписанного самим предстоятелем «македонской церкви» «архиепископом» Стефаном. Речь идёт о просьбе раскольников Болгарской Церкви признать «македонскую церковь» и войти в евхаристическое общение с ней, при условии, что «МПЦ-ОА» признает её «материнской церковью».
Продвигал эту плохо организованную акцию против БПЦ соавтор «македонского письма», лжепатриот Милен Врабевски. Он является председателем фонда под названием «Болгарская память» – судя по имеющейся информации, типичной организации, финансируемой европейскими грантами. Известно, что Милен Врабевски близок к бывшему президенту Росену Плевнелиеву, известному своими далёкими от Православия взглядами. Не странно ли, что Врабевски, будучи частным лицом, многие годы инвестировал средства в развитие болгарско-македонских отношений?
Другой активный соучастник промакедонских акций – журналист Горан Благоев, автор и ведущий передачи «Вера и общество» на канале БНТ, на котором впервые было озвучено вышеупомянутое «македонское письмо». Эта передача отмечена в том числе проповеданием прокатолических идей, а также хулой на таких святых, как св. Александр Невский, св. Серафим Софийский (Соболев) и другие.
Этот ведущий пытается дискредитировать Православную Церковь и БНТ, особенно активно (в т. ч. с протестными акциями против Св. Синода) это происходит после того, как Горан Благоев объявил о создании «Инициативного комитета по совместному празднованию 1000-летия Охридской Архиепископии».
Священноначалие Болгарской Православной Церкви во главе с Патриархом Неофитом. Источник: сайт Болгарской Патриархии (http://www.bg-patriarshia.bg/)
Другой весьма смущающий факт: протест министра обороны и заместителя премьер-министра Болгарии Красимира Каракачанова против решения Св. Синода по «македонскому письму». Что вообще-то не соответствует компетенции и правам Каракачанова.
Заявление такого высокого представителя исполнительной власти само по себе беспокоит, но при этом синхронно с ним схожим образом выступили евродепутаты Ангел Джамбазки (партия ВМРО) и Андрей Ковачев (партия ГЕРБ), призвавшие в СМИ к изменению церковных правил и даже канонов.
Кроме того, были протестные акции, названные «молитвенными бдениями», сопровождавшиеся ультимативными промакедонскими призывами. Интересной деталью является тот факт, что в рядах протестующих были замечены фигуры, представляющие проамериканские интересы, такие как Алекс Алексиев.
Вообще говоря, это лицо нынешних георелигиозных лоббистов, которые через шантаж восстают против Церкви под предлогом заботы о Её благе. Более чем ясно, что это не те люди, которым нужно благо Церкви, потому что они внешние, и это подтверждается их делами. Но мы можем с уверенностью сказать, что на данный момент эта проевропейская, трансатлантическая, либеральная ударная бригада разбилась о краеугольный «камень, который отвергли строители» (Лк. 20:17), и их шумная провокация против БПЦ исчезла как дым.
Вот основные публичные требования и обвинения, которым были подвергнуты болгарские епископы:
— Признание в одностороннем порядке со стороны БПЦ автокефалии «МПЦ-ОА».
— Начало сослужения с «MПЦ-ОА»
— Присутствие на торжествах в Македонии по случаю 1000-летия Охридской Архиепископии.
— Патриарх Неофит созывает внеочередное собрание Священного Синода для отмены решения об отказе от присутствия на этих торжествах.
— Состав Св. Синода должен быть немедленно заменён.
— Спецслужбы должны расследовать поведение иерархов.
При этом архиереи были оскорбительно названы «национал-предателями», «недостойными», «безответственными», «слугами Кремля», сотрудничавшими с советскими спецслужбами. Особенно эти нападки касаются митрополита Ловчанского Гавриила как одного из старших архиереев. Однако его досье вызывает уважение своей безупречной чистотой. Если бы была хоть малая тень сомнения, то „соросоидное” поколение не остановилось бы ни перед чем, чтобы навредить архиерейскому авторитету, который мешает им. Что касается других семи митрополитов, входящих в Священный Синод, то они из более молодого поколения и не могли иметь никакой связи с предыдущими секретными службами.
В болгарском общественном пространстве появились и резкие реакции общественных деятелей, историков, юристов в отношении промакедонских лжепатриотов, участвующих в антигосударственных геополитических спекуляциях по прямой фальсификации истории Болгарии, что представляет угрозу для её национальной безопасности. Примером такой реакции могут служить слова историка, профессора Божидара Димитрова: «Македонская история построена на 100% из лжи и фикций, подобно этой лжи с Охридской Архиепископией. Мы сдаёмся, наши историки перестают быть историками, потому что историк обрабатывает документы: есть документ – есть история. Нет документа – нет истории».
Если болгарские политики часто забывают о том, кого они представляют, и предают болгарские интересы, то БПЦ старается быть верным стражем своей паствы и мудро выполняет свой долг на пользу народа и Отечества. Поэтому болгарские архипастыри не согласны с предлагаемыми политиками решениями в поддержку геополитических планов, в том числе македонского раскола, так как это было бы предательством не только по отношению к людям, но к Богу.
Авторитетное положение доктора конституционного права и преподавателя церковного права Борислава Цекова в этом отношении полностью соблюдается: «Архиепископы защитили, как всегда в истории, интересы Болгарии и болгарского народа. Охридская архиепископия является болгарской, а её преемницей является только БПЦ. И македонская церковь не имеет исторических, канонических и правовых оснований для своих требований. Если предадим мы веру и Церковь, мы предадим Болгарию!»
— Как может развиваться ситуация с македонским расколом в будущем?
— Учитывая недавно заявленную позицию Константинопольского Патриарха Варфоломея о том, что он будет способствовать урегулированию статуса раскольников на Украине и в Македонии, может показаться, что это предпосылка для своего рода рэкета и георелигиозной торговли.
Если Константинопольский Патриарх попадёт в ловушку своего самообмана, с желанием угодить человеческим интересам и соблазниться властью, он поставит себя в изоляции от соборной семьи Православных Поместных Церквей, которые управляются исключительно канонами и Господом Иисусом Христом.
Константинопольский Патриарх Варфоломей.
Следует напомнить, что Вселенский Патриархат – это лишь одна поместная юрисдикция, которая является только первой по чести, но которая не имеет никакого преимущества или власти в отношении любой другой автокефальной православной Церкви.
Таким образом, мы должны быть очень бдительными в отношении дальнейших действий патриарха Варфоломея, учитывая в том числе его экуменические устремления и личные амбиции к мировой власти. Потому что может возникнуть соблазн признать раскольнические структуры в Македонии и на Украине, ожидая взамен будущую лояльность и гарантированную поддержку. Учитывая его предшественников на Константинопольской кафедре, в этом не было бы чего-то, что могло бы нас удивить (вспомним упомянутый выше пример продажи болгарских епархий Сербии).
Проблемы со статусом раскольничьей «македонской церкви» могут оказаться непреодолимыми, тем более с учётом споров по поводу имени «Македония» в Греции. Нужен разумный и верный вариант, который соответствует исторической справедливости и положит конец спору. Например, как предлагают некоторые люди в академических кругах, следует имеющееся наименование БЮРМ (Бывшая Югославская Республика Македония) определить так: „Болгарская Юго-Западная Республика Македония”. Ничто не мешает, хотя одна нация разделена на две страны, чтобы территория Македонии канонически принадлежала БПЦ, которая является единственным преемником Охридского архиепископства. И вполне естественно, что МПЦ-ОА должна присоединиться к БПЦ в качестве 16-ой епархий, в которой на Богослужениях будут поминать болгарского патриарха Неофита. Эта церковная практика полностью реальна и применима, например, как в Молдове и на Кипре.
И пусть будет ясно, что несмотря на любые темные финансовые вложения, потраченные на то, чтобы вовлечь БПЦ в поддержку раскола, нет силы заставить Её изменить Божественные уставы и священные каноны святой, соборной и апостольской Церкви. Несомненно, болгарские иерархи не откажутся ни на йоту от своей позиции, потому что они защищают как мудрые и верные хранители наш православный народ и многовековое государство и вверенную им Богом Болгарскую Православную Церковь!
Интервью взято Евгением Ивановым, научным руководителем Аналитического центра свт. Василия Великого.
Примечание редакции сайта Аналитического центра свт. Василия Великого:
Настоящий материал отражает позицию автора. С точки зрения Сербской Православной Церкви (СПЦ), Македония является её канонической территорией. На территории Македонии действует пребывающая в гонениях Охридская Архиепископия СПЦ, возглавляемая архиепископом Охридским Иоанном (Вранишковским).
Редакция сайта Аналитического центра свт. Василия Великого выражает надежду на то, что македонский вопрос будет решён каноническим образом, в том числе на основе взаимоуважительного подхода в отношениях Болгарской и Сербской Церквей.