В минувший вторник в Москве состоялось совещание по развитию Общества русской словесности. Мероприятие возглавил патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
В ходе встречи были обсуждены те нововведения в школьную программу, которые были инициированы Церковью. В частности, «по предложению Патриарха, по итогам обсуждения с педагогическим сообществом в школьную практику, наконец, возвращена хорошо зарекомендовавшая себя еще в советское время практика устного экзамена (для выпускников девятых классов), что должно стимулировать чтение школьниками художественной литературы и развитие устной речи», — констатировал руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки С.С. Кравцов.
На портале «Русская линия» новшество представлено как проявление чуть ли не жестокости, о чем свидетельствует самый заголовок статьи: «Теперь и Церковь против учеников». Автор материала задает риторический вопрос: «Но почему-то даже в Церкви думают только о том, как бы ещё увеличить нагрузку на учеников». Между тем, как представляется, устный экзамен по гуманитарному предмету заставит школьника думать, а не просто «решать похожие один на другой тестовые задания». Устный экзамен даст возможность порассуждать и, конечно, в этой связи непременно понудит прочесть то или иное произведение из школьной программы, и «кратким изложением» здесь вряд ли удастся обойтись. Мы вовсе не хотим выступать апологетами кого-либо. Но надо помнить, что сегодня профессора-словесники, которые работают со студентами, то есть с теми, кого произвела система ЕГЭ, отмечают – нынешние абитуриенты и студенты просто не умеют говорить, не могут правильно, логично, не говоря уже о красоте слога, изложить свои мысли. Конечно, Эллочке-людоедочке хватало несколько слов для того, чтобы выразить свои чувства, и можно утверждать, что чтение классической литературы современному школьнику просто не понадобится. Однако давайте не будем забывать пресловутую связь мышления и речи и отметим, что никакие другие дисциплины так не развивают сознание человека как гуманитарные (от «humanus» лат. «человеческий»), преимуществом которых является их вербальная сторона. Да и разве сложно устно изложить то, что ты и так знаешь, что изучил, готовясь к письменной аттестации?
Поэтому выражения авторов «Русской линии», типа «в Обществе русской словесности надеются, что устные экзамены подвигнут учеников к чтению русской литературы, однако, не задумываются над тем, что у школьников просто нет времени её читать» едва ли можно назвать гуманными. Что тогда научит размышлять школьника, что тогда научит его излагать свои мысли? Страница новостей в соцсетях, на чтение которой у него всегда находится время?