Всегда в самом сердце боя, в неизменно белом мундире на белоснежном коне - храбрость Скобелева, его военные удачи и невероятная прозорливость поражала современников и до сих под интригует исследователей. Солдаты говорили: «Где Скобелев – там победа».
К 175-летнему юбилею героя Русско-турецкой кампании 1877–1878 годов Президентская библиотека представила специалистам и всем любителям отечественной истории уникальную подборку – архивные материалы, воспоминания современников, описания военных подвигов и среднеазиатской экспедиции.
Михаил Дмитриевич Скобелев родился в Петербурге 17 (30 по н.ст.) сентября 1843 года, т.е. в день, когда православные вспоминают мученический подвиг Веры, Надежды, Любви и матери их Софии. И совершенно очевидно, что небесные покровительницы снабдили Михаила Дмитриевича глубокою Верой в Бога, святой Надеждой на непобедимость русского народа и примерной Любовью к Государю, а София высоким разумом» (из книги «„Белый генерал“ Михаил Дмитриевич Скобелев», 1895 г.).
Невероятная храбрость Скобелева поражала не только соотечественников. Документы сохранили восхищенные отзывы иностранных корреспондентов – прежде всего Януария Алоизия Мак-Гахана. (Примечательно, кстати, что Белый генерал не гнушался признавать, что всем обязан своему учителю – французу Жирарде, который в первую очередь учил его любить Родину и воспитал, по выражению Михаила Дмитриевича, «религию долга»).
Неоценимый источник знаний о личности Белого генерала – его приказы (изданные единой книгой, «Приказы генерала М.Д. Скобелева (1876–1882)»). Читая сухие официальные строки, нельзя не заметить любви к солдатам, неустанной заботы о подчиненных и глубоких практических знаний. В одном из приказов, например, дается четкий алгоритм действий для выявления в муке посторонних примесей, например:
Тесто приготовленное из чистой пшеничной муки может быть вытянуто на довольно большую длину без разрыва, тогда как тесто из муки с примесями, при вытягивании скоро рвется…
Изучение текстов приказов позволяет увидеть настоящего Скобелева – не только и не столько удачливого и талантливого генерала, но великодушного, честного, благородного человека. Так, после заключения мира с Турцией генерал обращается к воинам:
Отныне мы стоит здесь в стране дружественной. Отношения наши к побеждённому народу не только должны быть законно-правильными, но и великодушными, ибо храброе русское войско искони не умело бить лежачего врага.
Тайна смерти прославленного героя до сих пор до конца не раскрыта. Он скончался внезапно, и было ему всего 38 лет. При вскрытии обнаружилось, что его великодушное сердце настолько «почти расползалось», и жить с таким сердцем было нельзя. Слишком много ударов перенесло это сердце. За два года до того мать Скобелева, великодушная и неустанная благотворительница, которая после смерти мужа посвятила себя помощи больным и раненым, была зверски убита ординарцем своего сына. Очень скоро – следующий удар: гибель от рук террориста любимого Государя, Александра II. А друг Скобелева, Немирович-Данченко, в своих воспоминаниях отмечал, как терзали генерала мысли о том, что победы завоеваны ценой жизней тысяч людей. Так, в разговоре с генералом М. Л. Духониным, Михаил Дмитриевич, в частности, сказал:
Я дошел до убеждения, что всё на свете ложь, ложь и ложь… Всё это — и слава, и весь этот блеск ложь… А ведь чего, чего стоит эта ложь, эта слава? Сколько убитых, раненых, страдальцев, разорённых!.. Объясните мне: будем ли мы с вами отвечать Богу за массу людей, которых мы погубили в боях?