Автор крестьянских костюмов XIX века Екатерина Чугина о традициях в одежде того времени
В костромском областном Доме народного творчества находится коллекция крестьянских костюмов Костромской губернии XIX века. В коллекции представлено 17 повседневных и праздничных нарядов. Автор костюмов Екатерина Чугина в разговоре подчеркивает, что это лишь попытка воссоздать русский народный костюм. Однако коллекция уже занимала первое место на всероссийской выставке «Русский костюм на рубеже веков».
— По профессии я закройщик, шесть лет назад пришла работать в областной Дом народного творчества, — рассказывает Екатерина Чугина. — Здесь я шью костюмы для коллективов, а в свободное время работаю над историческими костюмами. Эта коллекция собиралась для того, чтобы показать, во что одевались наши предки.
В коллекции представлен исключительно женский костюм, так как именно он сохраняет в себе основные черты национального наряда. Женщина всегда была привязана к семье и хозяйству. Они не могли надолго отлучаться из своей деревни. Вследствие этого они не были знакомы с традициями других поселений, у них был узкий кругозор, они сохраняли консервативное мышление и оказывались хранителями традиций в костюме. Женский костюм всегда был более разнообразный и сложный, чем мужской. Народный костюм мог рассказать не только о материальном положении владелицы, но и о принадлежности к определенной местности. Покрой, форма, сочетание цветов, количество деталей и украшения часто различались не только в губерниях, но даже в отдельных деревнях.
— Русский костюм можно изучать бесконечно, постоянно открываются новые секреты старинного мастерства. Каждый наряд многообразен, каждая мастерица к своему костюму подходила индивидуально, шила его сама, вкладывала всю душу, старания и умения. Раньше ни с кем не делились своей технологией пошива, все творилось женской рукой очень таинственно и строго. Все секреты пошива остались в прошлом, ведь мастерицы не разглашали свои умения даже самым близким родственникам, — рассказывает Екатерина Чугина.
Процесс воссоздания старинного костюма трудоемок и занимает много времени. Сохранилось мало информации об особенностях пошива, сами костюмы крайне редко встречаются в музеях. Информация по крупицам собирается в архивах и библиотеках. Терминология костюма очень сложна. У каждого автора было свое описание, в разных деревнях одна и та же деталь костюма могла называться по-разному. Некоторые костюмы воплощались со старинных репродукций открыток, картин и фотографий.
— Некоторые рисунки, детали вышивки, росписи кокошников воссозданы точно, но найти нужную ткань, фурнитуру и другие детали отделки в наше время сложно. Приходится искать, обходить множество магазинов, заказывать, ждать, — говорит Екатерина Чугина. — Если работать без перерыва, то на изготовление одного костюма может уйти месяц-полтора. Очень много времени занимает вышивка, особенно на головном уборе. По одному и тому же месту необходимо несколько раз пройти иголкой, чтобы ни одна мельчайшая деталь не отвалилась.
Отличалась в старину и технология кроя, который пришлось изучать с нуля. Современный покрой идет ближе к телу, а раньше делали свободные вещи. Люди были неграмотные, невозможно было точно снять мерки, чтобы одежда была близко к телу. Длину измеряли веревкой. Этим обусловлены широкие фасоны сарафанов, к тому же в свободных одеяниях можно было скрыть фигуру. Просто шились и рубахи. Например, рукав у них был очень широкий. Сама рубаха шилась в сборку по горловине. В пройму рукава подмышкой вставлялись ластовицы, представляющие собой прямоугольный кусок ткани. Они давали свободу движению. При пошиве сарафана переднюю часть обязательно поднимали выше. Обычно прямой фасон делали, просто сшивая несколько полотнищ ткани в сборку на лямки.
Основу традиционного крестьянского костюма в XIX веке составляли сарафан и рубаха, которую часто называли «подставой». Верхняя часть, называемая «воротушкой», состояла из кофты с длинным рукавом. Нижняя часть называлась «станина» и представляла собой широкую юбку, состоящую из двух-трех полотен ткани. Рубаха обязательно была длинная, до пят. Ее носили даже летом. Во время сенокоса работали в одной рубахе. На рубахе у крестьянских женщин обязательно был разрез, чтобы всегда можно было покормить ребенка грудью.
Еще одной деталью крестьянского костюма была душегрейка или коротена, которая надевалась поверх сарафана. Они также абсолютно разные: парчовые на подкладке, утепленные, были и с длинным рукавом. Люди побогаче вышивали их золотом и вешали сзади бант.
Покрой, форма, сочетание цветов и украшения часто различались не только в губерниях, но даже в отдельных деревнях. Фото: Анастасия Хаски/ Русская планета
Обязательной частью костюма был головной убор. Его носили все: и бедные, и богатые. Замужние женщины носили сборник — мягкую шапочку с овальным верхом, которая стягивалась на затылке. Девушки могли оставить волосы открытыми. Они носили широкие ленты, которые закрывали лоб и затылок.
— Все начиналось с кокошников, но от них постепенно отходили. До конца XIX века высокие кокошники носили только в Галиче, — рассказывает Екатерина Чугина. — Галич долгое время был богатым городом с большим количеством зажиточных людей. Поэтому там дольше сохранялись дорогие костюмы. Купцы могли себе позволить купить ткани, украсить одежду драгоценными камнями, жемчугом и золотом. В деревушках одежда была проще. Крестьяне жили очень бедно. Они не могли себе позволить дорогие ткани и отделку. Они сами выращивали и ткали дома на простом станке лен, который в то время был основой народного костюма в Костромской губернии.
Костюм делился на повседневный и праздничный. Нарядные вещи надевали в церковь, на гуляния и по большим праздникам. Такие костюмы хранили очень бережно, ведь их изготовление было не только более трудоемким, но и крайне дорогостоящим. Праздничный костюм дополняли украшения: всевозможные бусы, подвески, серьги. Мода на праздничные наряды не менялась в течение столетий, что позволяло передавать их из поколения в поколение. Именно поэтому одной из особенностей крестьянского наряда в XIX веке могло быть значительное временное различие отдельных деталей одежды. Головные уборы могли передаваться по наследству, а части отделки выпарывались из старых вещей и пришивались на новые. Для детей костюмы обычно перешивали после взрослых.
При изготовлении костюма читалась молитва. Ее смысл и назначение могло зависеть от веры, жизненного уклада и семейных традиций. Религиозный момент есть во многих деталях крестьянского костюма испокон веков. Самым главным символом костюма был пояс.
— Пояс был обязательным элементом одежды для всех. Он считался оберегом, хождение без пояса приравнивалось к греху. Крестьяне плели его сами из цветных нитей, оставляя на концах пояса кисточки. Пояс был нарядным, его украшали, делая плетение цветами или геометрическими рисунками, — рассказывает Екатерина Чугина.
Пояс носили очень высоко, завязывая сразу под грудью. Распоясанными не ходили даже в избе, женщины не снимали пояс и ночью. Считалось, что получившийся замкнутый круг позволит уберечься от нечистой силы. Пояс позволял сохранить и приумножить жизненную силу, необходимую для продолжения рода.
— Крестьяне всегда носили длинные рукава. Обязательной была вышивка на манжетах рукава, на подоле рубахи и сарафана. Магическая сила вышивки у славян имела очень важное значение. Считалось, что благодаря этому не смогут в тело проникнуть злые духи, — говорит Екатерина Чугина.
Костюмы отличались в каждой области. Одной из отличительных черт костюма в Костромской Губернии была пришитая яркая полоса ткани по низу подола сарафана. Она присутствует как на праздничном, так и на повседневном наряде. На праздничном сарафане ее расшивали бисером, тесьмой, кружевами.
— Здесь можно бесконечно долго рассказывать. Тема русского народного костюма не изучена до конца. Это работа для историков и лингвистов. Уверена, что нас ждет еще много открытий, — говорит Екатерина Чугина. — Воссоздав крестьянский костюм, можно возродить народные традиции, нашу культуру, привить любовь и уважение к своим истокам, без которых трудно представить движение вперед.