20 ноября 2018 года в корпусе Санкт-Петербургской митрополии состоялась конференция, посвященная году столетия мученического подвига Романовых и 150-летия со дня рождения Императора Николая II.
В своем выступлении глава горотдела по связям с религиозными объединениями Владимир Иванов заметил, что подходит к концу 2018 год – столетие со дня гибели Царской семьи, - и мы все равно не успеваем осознать уроки истории, а ведь
«Без взаимопонимания по этому вопросу трудно достигнуть взаимопонимания и по другим важным вопросам, которые касаются прошлого и будущего страны. Эта встреча снова подтолкнет нас к анализу прошлого», - подчеркнул В. Иванов
Игумен Силуан (Туманов) огласил обращение митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия. Отец Силуан обратил внимание собравшихся, что за прошедшие столетие Россия все дальше уходит от царского наследия, но память о Царе и его семье из сознания не изглаживается. Иначе чем объяснить такое количество «тематических» публикаций, кинофильмов и споров?
«Человека, давно ушедшего из жизни, до сих пор укоряют, поправляют, упрекают за слабоволие, политические и кадровые ошибки. Кто-то, наоборот, превозносит его как образец православного политика и видит причину всех российских проблем во внешнем влиянии. У каждой позиции своя аргументация, свои факты и видение истории. Это уже давно вопрос идеологии, а не фактологии, поэтому единого мнения не может быть по определению», -
заметил отец Силуан, подчеркнув, что странно называть «слабым» правителя, который царствовал 23 года, подведя государство к невиданным прежде успехам.
При этом, заметим, аналогичные процессы шли в Германии, но ее-то правителей никто не дерзает называть «слабовольными». В любом случае именно свержение Царя привело к Гражданской войне и репрессиям. На заметку: член Русского географического общества Владимир Дервенев сообщил, что отречение Государя было вынужденным. Ему налгали, что офицерство и духовенство требует его отречения, что, разумеется, было ложью.
Историк Михаил Шкаровский поведал о результатах своих 30-летних исследований. Тогда была в ходу гипотеза о том, что «высшие» были не причем, что убийство Царской семьи – местно самоуправство. Шкаровский сообщил собравшимся, что обнаружены документальные опровержения этой версии. В частности, Троцкий настаивал нас суде, Ленин считал это преждевременным, Уральские большевики ратовали за немедленный расстрел, но когда местный комиссар Голощекин ездил в Москву за санкцией на бессудный расстрел, он получил отказ.
Но Белая армия двигалась к Екатеринбургу, и тогда Голощекин и Сапаров телеграфировали Зиновьеву: суд провести невозможно, единственный вариант – расстрел. Известно, что Зиновьев переслал телеграмму Ленину и Свердлову, а вот был ли ответ или последовало молчание, принятое уральскими большевиками за согласие, - тайна.
В резолюции по итогам конференции подчеркивается, как важно в настоящее время избегать при обсуждении этой темы избегать радикальных оценок и ярлыков, а также крайностей (царебожия и замалчивания национальной трагедии), тем более что стремление к миру и согласию в обществе должно быть естественной позицией православного христианина.