И на самом ли деле анафема предателю не имеет никаких канонических оснований?
310 лет назад, в ноябре 1708 года гетман Иван Мазепа был предан анафеме, лишен титулов, предан гражданской казни за целый ряд преступлений – измену Государю, отступничество, разбой и проч. Константинопольские иерархи в очередной раз демонстрируют свое видение канонов.
Так, представитель Константинополя при Всемирном Совете Церквей архиепископ Телмисский Иов (он же - Игорь Геча, украинец, родившийся в Канаде, являющийся профессором одновременно Института при Православном центре КП и Парижского католического института) заявил, что Вселенский Патриархат никогда не признавал анафему Мазепе. Мол, предатель в эмиграции исповедовался и причащался у православных иереев КП, был отпет и похоронен чин по чину, так что:
«Иван Мазепа умер как верующий Матери-Церкви, Вселенского Патриархата».
Очевидно, кому выгодно снисходительно «похлопать по плечу» Московский Патриархат, мол, ну как с Мазепой погорячились, так и с Денисенко, мол, ничего, история нас рассудит. И на все разумные доводы будут просто смеяться в лицо – если уж двух таких различных персонажей уравнивают, то о каком здравом смысле может идти речь.
Но тем, кто готов узнать, что на самом деле говорят каноны, хотелось бы сообщить следующее.
Полагаем, что про анафему Отрепьева, Разина, Пугачева знают все. Но примеры анафематствования бунтовщиков известны издревле, причем применялись они далеко не только Русской Церковью. Вспомним Амвросия Медиоланского, отлучившего узурпатора, посягнувшего на престол Феодосия Великого. А Андроник Мануил, византийский предатель, грабивший собственных соотечественников, «работавший» на персов (XII в.) – тот просто брат-близнец «несчастного» Мазепы.
Герман – клятвопреступник, преступивший обет, данный Царю (т.е. помазаннику Божию).
Цитируем текст анафемы:
«Новый изменник …. сломал веру и верность на крестном целовании обещанную и утвержденную»
82-е правило св. Василия Великого гласит, то клятвопреступник (имеется в виду мирянин) при условии «достойного покаяния» подлежит отлучению от Св. Причастия на 10 (правило 64-е) или 11 лет (82-е правило). Это епитимия строже даже той, что полагалась отрекшемуся от Христа – тому следовало лишь 6 лет отлучения (правило 4-е Анкирского Собора).
Далее – гетман, изменив Православию и присягнув лютеранину, причел к тому же на земли Украины протестантов, которые оскверняли и разоряли святые места:
«привержеся (врагу Божию и святых Его, проклятому еретику) королю шведцкому Карлу второму надесять, впровадив его в малороссийскую землю иже Церкви Божия и места святая осквернил и разорил».
Лошади, припаркованные в храмах, сожжение церквей, иконы Крестовоздвиженского монастыря, пущенные шведами на шахматные доски – факты известные и никем не оспариваемые (обо всем этом можно узнать в том же музее Полтавской битвы). Разве что замалчиваемые.
Выдвигаются «процессуальные» аргументы: мол, анафема наложена не соборно, а единолично, митрополитом Рязанским Стефаном. Это ложь, достаточно изучить указ от 12 ноября 1708 года:
«молебное пение совершали преосвященный Стефан, митрополит Рязанский и Муромский, с прочими митрополиты и архиепископы и со Освященным Собором»
Это не говоря о том, что анафему Мазепе провозглашали до 1869 великий святые, например, свт. Игнатий Брянчанинов, Феофан Затворник, Иннокентий Херсонский и Одесский (а их куда? В малодушные или в ничего не понимающие в канонах?)
В 1869-м имя гетмана изъяли из чина Православия, но это не значит, что его реабилитировали. Из чина постоянно изымались имена еретиков, но это не значит, что их оправдывали.
Вот лишь некоторые аргументы, которые можно привести, но стоит ли? Верным этого достаточно, а поклонникам предателей и еретиков - всего будет мало.