Сегодня мы вспоминаем уникального государственного деятеля Российской Империи – Петра Николаевича Дурново – министра внутренних дел и члена Госсовета, лидера «правых», не побоявшегося вступить в конфронтацию даже со всемогущим Петром Столыпиным (что в итоге вылилось в необходимость покинуть Россию).
Родился в хорошей многодетной семье олонецкого вице-губернатора, с отличием окончил Морской кадетский корпус, совершал походы по океанам и морю. Окончил Александровскую Военно-юридическую академию, начал служить в сфере юстиции, дослужился до вице-директора Департамента полиции, став правой рукой В.К. Плеве в деле подавления революционного брожения. Далее – Сенат, в котором Дурново решительно протестовал против попыток отменить или изменить законы о черте оседлости. В бурных 1900-05 гг. — товарищ министра внутренних дел. В октябре 1905 года стал управляющим Министерством внутренних дел при кабинете С. Ю.Витте, который, по воспоминаниям современников, рассчитывал поручить Дурново всю «черную» работу. Да, революции не подавляются в белых перчатках. Потому меры, предпринимаемые Дурново, были жестки и радикальны – чистка рядов глав регионов от губернаторов, симпатизирующих «переменам», жесткая ликвидация с забастовщиками на почте и железных дорогах, запрет на выпуск красных газет, аресты рабочих депутатов и проч. Сохранился текст решительной телеграммы, разосланной Дурново губернаторам:
«Примите самые энергичные меры борьбы с революцией, не останавливайтесь ни перед чем. Помните! Всю ответственность я беру на себя».
С ненавистным министром пытались разобраться по-революционному, но безуспешно. Террористка Леонтьева 16 августа 1906 года убила в Интерлакене француза-путешественника, приняв его за Дурново, но попытки организовать теракт в России не удались.
В апреле 1906 года Дурново отправили в отставку, но он остался членом Госсовета и возглавил правое крыло. Считая, что ситуация в стране не должна усугубляться реформами органов власти, выступил в конфликт со Столыпиным – и в итоге был вынужден уехать из России, и смог вернуться на родину только после гибели всемогущего противника.
Прекрасно осведомленный о том, что на самом деле происходит на Западе, Дурново пытался донести до Государя главное: Россию сталкивают лбами с Германией для того, чтобы уничтожить обе страны.
В феврале 1914 года Дурново подал записку на имя Государя, почти все положения которой были пророческими. В частности, там содержались предостережения против войны с Германией и предрекалась победа революции, причем именно социалистической.
Дурново предостерегал Государя от уступок либералам, он прекрасно знал цену т.н. гражданскому обществу и прямо указывал:
«всякое революционное движение неизбежно выродится в социалистическое».
Относительно недопустимости войны с Германией Дурново пророчески описал развитие событий:
«Главная тяжесть войны выпадет на нашу долю. Роль тарана, пробивающего толщу немецкой обороны, достанется нам. Война эта чревата для нас огромными трудностями и не может оказаться триумфальным шествием на Берлин. Неизбежны и военные неудачи,…неизбежными окажутся и те или другие недочеты в нашем снабжении. При исключительной нервности нашего общества, этим обстоятельствам будет придано преувеличенное значение. Начнется с того, что все неудачи будут приписывать правительству. В законодательных учреждениях начнется яростная кампания против него. В стране начнутся революционные выступления. Армия, лишившаяся наиболее надежного кадрового состава, охваченная в большей части стихийно общим крестьянским стремлением к земле, окажется слишком деморализованной, чтобы послужить оплотом законности и порядка. Законодательные учреждения и лишенные авторитета в глазах населения оппозиционно-интеллигентские партии будут не в силах сдержать расходившиеся народные волны, ими же поднятые, и Россия будет ввергнута в беспросветную анархию, исход которой не поддается даже предвидению».
Там же описывалась альтернатива гнилой Антанте – континентальная геополитическая модель на основе тесного взаимодействия России, Германии, Франции и Японии. (Эта модель спустя несколько лет будет преподноситься западными политиками как их собственное открытие). Дурново подчеркивал, что только такая модель
«на долгие годы обеспечит мирное сожительство культурных наций».
Это дало повод некоторым историкам обвинить Дурново в германофильстве – что ж, можно и так оценивать человека, который любил свою Родину и болел душой за нее.
В 1915 году правые и националисты попытались сформировать в Госдуме консервативный блок, который, противостоя прогрессивному, мог бы предотвратить надвигающуюся «политическую» революцию. Но в августе 1915 года с Дурново случился апоплексический удар, и спустя три недели он скончался. Правые остались без лидера, а Империя – без защиты…