В отделе рукописей Российской национальной библиотеки проходит выставка «Царские династии России в музыкальных рукописях Российской национальной библиотеки», посвященная 1150-летию зарождения российской государственности.
Древнерусские певческие рукописи и автографы русских композиторов, связанные с фамилиями Рюриковичей и Романовых, впервые выставлены на широкое обозрение и являются своеобразным памятником основоположнику научной школы русской музыкальной медиевистики Максиму Бражникову, 110-летие со дня рождения которого отмечается в нынешнем году.
Пути попадания реликвий в фонды Российской национальной библиотеки разнообразны, но большинство представленного в экспозиции было безвозмездно передано известными российскими коллекционерами – историком и публицистом Михаилом Погодиным (1800–1875) и ростовским промышленником и краеведом Андреем Титовым (1843–1911). Помимо передачи Императорской библиотеке своего богатейшего собрания Титов также заказал для ее хранения специальные шкафы.
Самый «древний» экспонат – Стихира (песнопение, написанное стихотворным размером) римскому императору Августу, записанная на тонких листах кожи и датированная XII веком. Появление документа на выставке не случайно: если верить легенде род российских императоров восходит не только к Рюрику, но и к Августу. Изначально рукопись хранилась в Софийском соборе Великого Новгорода, откуда подобно раритетам из других храмов и монастырей, еще в середине XIX века была «откомандирована» для изучения в Петербургскую духовную академию. Как рассказала корреспонденту «НИ» ведущий научный сотрудник отдела рукописей Наталья Рамазанова, богослужебные тексты и документы, относящиеся к дореформенным (церковная реформа патриарха Никона была проведена в 1650–60 гг.) временам, были объявлены старообрядческими и подлежали исследованию на предмет выявления «слабых мест». Однако работающие с бумагами ученые, пренебрегая «идеологической» канвой, видели в них в первую очередь историко-культурологическую ценность.
В разделе древнерусских певческих рукописей представлен, например, относящийся ко второй половине XVIII века «Сборник кантов» на приезд в Устюг представителя Екатерины II Алексея Орлова. Интересная деталь: в отличие от своей предшественницы Елизаветы Петровны, ссылавшей в Устюг неугодных вельмож, Екатерина отправила Орлова по «хорошему» поводу, в связи с чем посланника встретили столь замечательным песнопением. Есть в экспозиции и редчайший (с исторической точки зрения) образец молитвы болгарскому святому за русского царя («Моление за царя Феодора Иоанновича Преподобному Иоанну Рыльскому»), а также самый ранний список Многолетия (торжественное провозглашение за православным богослужением слов «многая лета») первому русскому царю…
Появление же на театральных подмостках представителей династии Романовых было запрещено действовавшим до 1913 года указом Николая I, строгие ограничения были наложены также на присутствие на сцене Рюриковичей, именно поэтому русским царям и царицам так «не повезло» в русской музыкальной литературе. Оперы Римского-Корсакова «Псковитянка» и «Царская невеста», Мусоргского «Борис Годунов» – редкие образцы произведений, где в той или иной степени царские особы отображены. Написанный рукой Модеста Мусоргского «Монолог Бориса» проиллюстрирован фотографией великого баса Федора Шаляпина в одной из его лучших оперных партий, хор опричников «Всех, кажись, оповестили к князю Гвоздеву сбираться» из «Царской невесты» – автограф Николая Римского-Корсакова. Отдельная витрина знакомит посетителей с переложениями государственного гимна Российской империи «Боже, Царя храни!» Одно из них принадлежит ученику Бетховена знаменитому польскому пианисту Антону Контскому, другое (сделанное по случаю посещения Костромы в 1858 году императором Александром II и императрицей Марией Федоровной) – скромному учителю музыки Костромского училища для девиц всех сословий г-ну Гирлингу.