В апреле 1949 года был создан Североатлантический Альянс. Целью формирования военного блока НАТО было объявлено сдерживание Советского Союза. Альянс был создан, чтобы «защитить Европу от советского влияния».
Тогда государствами-членами НАТО стали 12 стран — США, Канада, Исландия, Великобритания, Франция, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Норвегия, Дания, Италия и Португалия. Затем к НАТО присоединились Западная Германия, Турция и Греция. СССР попытался предложить странам НАТО сотрудничество. Но это предложение было отвергнуто. Что неудивительно – ведь военный блок был создан, чтобы бороться с «советской угрозой». При этом на военных базах в странах-участниках Североатлантического альянса немедленно было размещено ядерное оружие.
В Советском Союзе атомную бомбу в то время создать еще не успели. Первый план бомбардировки территории СССР назывался «Peancer» (Клещи) и был разработан Объединенным комитетом военного планирования США еще в декабре 1945 года. На 20 городов и промышленных центров СССР предполагалось сбросить 196 атомных бомб. Последующие планы бомбардировки Советского Союза носили разные названия – «Жаркий день», «Испепеляющий жар», планы бомбардировок уточнялись, количество целей для авиаударов увеличивалось. Опыт у США уже имелся – уничтоженные атомными бомбами Хиросима и Нагасаки. Но сдерживающим фактором были расчеты американских военных, по которым советские танки в случае войны через две недели были бы у Ла-Манша, а авиация союзников во время бомбардировок понесла бы огромнейшие потери от ПВО СССР. А вскоре в Советском Союзе была создана своя атомная бомба.
В 1955 году СССР и страны социалистического лагеря создали Организацию Варшавского Договора. Произошло это через 6 лет, после создания Североатлантического Альянса. Поэтому приоритет в создании разделительной черты в Европе явно за странами НАТО.
После того, как ОВД прекратила свое существование, и был в Беловежской Пуще разрушен Советский Союз, казалось существование НАТО теряет смысл. Исчезла «советская угроза», о каком-то влиянии демократической России на Европу и речи не могло быть. Горбачев и Шеварнадзе без всяких условий полностью сдали Восточную Германию, получив устные заверения, что НАТО не станет расширяться и размещать объекты своей военной структуры даже на территории бывшей ГДР. Руководство демократической России времен Бориса Ельцина и министра иностранных дел Козырева усердно сдавали и предавали всех бывших союзников Советского Союза, и спешно выводили в поле Западную группу войск. О том, что такая Россия может не только представлять военную угрозу Европе, но еще способна помнить о своих геополитических интересах, невозможно было думать.
Вместе с тем блок НАТО продолжал приближать свои военные структуры к границам России. В марте этого года был отмечено 15-летие приема в 1999 г. в НАТО бывших стран-участниц Варшавского договора – Польши, Венгрии, Чехии. А десять лет назад в НАТО были приняты вслед за Румынией, Болгарией, Словакией и Словенией, бывшие республики СССР – Эстония, Латвия, Литва. А пять лет назад – Албания и Хорватия.
50-летие создания Североатлантического альянса совпало с началом авиаударов стран НАТО по Югославии. Это было первая с 1945 г. бомбардировка европейских городов.
60-летие образования НАТО торжественно отмечали вспоминая 10-летие разгрома Североатлантическим альянсом Югославии и отторжение от страны Косово. В это время блок НАТО, включал в себя 28 стран и войска Североатлантического альянса вели боевые действия явно за пределами зоны своей ответственности. Войны за последние годы велись в Европе – разгром Югославии, в Азии – Афганистан, в Африке – разгром Ливии. Побежденные и разгромленные страны НАТО включает в зону своей ответственности, предлагая им весьма своеобразное «партнерство». Многие страны сегодня взаимодействуют с НАТО по программе «Партнерство ради мира». В том числе соглашение о таком «партнерстве» заключила с НАТО и Россия. Но при этом базы Североатлантического альянса все плотнее подбираются к границам России. И внятно объяснить такое стремление размещать свою военную структуру у границ России наши «партнеры» не могут. Переговоры по размещению на территории восточноевропейских стран системы ПРО не приводят к результатом. Но всем специалистам понятно, что прежде всего эта система ПРО угрожает ядерному потенциалу России, а не направлена против некой «иранской угрозы». Поэтому т.н. «партнерство ради мира» между Россией вызывает много вопросов. Не вызывает сомнений и цели, ради которых пытаются принять в состав НАТО такие стран, как Грузия, Молдавия и теперь Украина. При этом предложении Владимира Путина подумать о возможности вступления в Североатлантический альянс России вызывает не менее резкое отторжение, чем в свое время призывы о сотрудничестве от руководства СССР.
События на Украине полностью проясняют ситуацию и дает ответ на вопрос» против кого продолжаете дружить?». Соглашение об ассоциации Украины с ЕС, подписанное новыми властями Киева, фактически позволяет провести интеграцию Украины в военную структуру НАТО. Ибо военные структуры ЕС и являются военными структурами Североатлантического альянса. Главная цель вовлечение Украины в ЕС заключается не только в желании не допустить вступление Украины в Таможенный Союз, но в размещении военных сил и средств НАТО, в том числе и средств ПРО, на ближайших подступах к России. В этом случае НАТО получает возможность полностью обесценить стратегический ядерный потенциал России размещенный в европейской части страны, и резко сокращает подлетное время ракет в случае нанесения первого удара, что несет серьезнейшую угрозу нашей безопасности.
В год 65-летия образования Североатлантического альянса стало очевидно, что НАТО не только не изменил свою суть с исчезновением Организации Варшавского Договора, но усилила свою военную составляющую за счет новых стран-участниц альянса. А главное – НАТО путем «гуманитарных интервенций» ставит большинство стран мира в ситуации, когда они обладают де-факто ограниченным суверенитетом. В последние годы США планомерно и методично пытаются подменить ООН Североатлантическим альянсом. Вето Совбеза ООН больше не является сдерживающим фактором в применение военной силы блоком НАТО против суверенных государств. НАТО фактически превратился в инструмент решение США своих геополитических, а часто и экономических задач. При этом США часто не стремятся учитывать интересы даже своих давних союзников.
В последнее время войны в Ираке, Афганистане, Ливии показывает, что войска НАТО нередко демонстрируют весьма невысокую эффективность в решении боевых задач. Расширившись за счет новых стран, структуры НАТО в то же время приобрели и некоторую рыхлость. В то же время прием в Североатлантический альянс новых членов дает возможность ВПК США сбывать вооруженным силам этих стран американское оружие – армии этих новых участников военного блока должны обязательно переходить на натовские стандарты.
В последнее время, воспользовавшись возвращением Россией Крыма и Севастополя, в США и Европе вновь начинают запугивать обывателей «военной угрозой». Некоторые западные политики говорят о возможности «возродить» Североатлантический альянс, «вдохнуть в него новую жизнь». Захотят ли европейские страны в ХХI веке по-прежнему во всем подчиняться воле США и активно «дружить против России» покажет время.