Продолжающая дискуссия вокруг "Pussy Riot" с самого начала оперировала репрезентативными стратегиями больше, чем политическими. В действиях героинь конфликта и общественности считывалась не какая-либо долгосрочная стратегия, а защита сложившихся репрезентаций, замещающих или сублимирующих общественные институты. Кампания вокруг "Pussy Riot" получила и предсказуемое продолжение - ряд деятелей культуры подписали коллективное обращение в поддержку Pussy Riot и призывами к суду изменить приговор участницам "кощунственного хулиганства" в Храме Христа Спасителя. И адвокаты, и оппозиционные активисты не скрывают того, что это письмо является давлением на суд - о чем, кстати, уже заявили некоторые известные юристы.
О том, каково истинное мнение российских православных "Московские ведомости" попросили рассказать
Наталию Алексеевну Нарочницкую, известного российского политического деятеля.
- Наталия Алексеевна, каково Ваше мнение о деле "PussyRiot"?
Сегодня идет стремительный и неудержимый рост авторитета в обществе и мире Русской Православной Церкви, ведомой исполинской волей и духовной мощью гигантского масштаба. Конечно, идет и активное с ней противоборство всех ее врагов, которые используют все дозволенные и недозволенные методы лжи, коварства, провокаций. Ныне сокрушаются препятствия для преподавания основ православной культуры, а, значит, для восстановления преемственности русской истории, для одарения молодежи смыслом жизни, для пробуждении в ней жажды истины и своей дороги ко Христу. Возвращаются Церкви права на имущество и многое, многое другое.
Используют даже нашу одурелую и накуренную молодежь. Из выходки, например, мелких, извините, шлюшек «PussyRiot», которые радостно, как Петруша Верховенский из «Бесов» Достоевского, совершают плохое, раздули событие вселенского масштаба! У них ещё подростковый и при этом очень злобный менталитет, а их уровень слишком развязный и абсолютно соответствующий нашему веку. Петруша Верховенский клал за икону дохлую мышь, а они устроили похабщину в храме.
Этот случай знаменателен тем, что обнажил, насколько у нас сильны антихристианские силы, которые рядятся в тоги демократии и свободы. Это такая хорошая лакмусовая бумажка. Кстати, подобное было всегда: скажем, Французская революция тоже рядилась в свободу, а антихристианский и антицерковный аспект был вообще скрыт в учебниках. Что ж, это обыкновенные мерзкие хулиганки, которых в мечети просто разорвали бы на куски! Да они бы туда никогда и не пошли. Кому-то очень не хочется, чтобы возрождалась наша Церковь, чтобы она стала местом в сознании и тем фактором, с которым надо считаться.
...Может, для Запада они и имеют значение, но не для России…
– Да, я тоже слышала, что сейчас проводят некие аналогии между процессом над Ходорковским и «судилищем над «Pussy Riot». Но спросите на улице – лучше, конечно, не в столице – у любого человека, знает ли он о том, кто такой Ходорковский?
Конечно не знает. А на Западе сделали из них такие фигуры, которые в России якобы имеют общенациональное значение. Может, для Запада они и имеют значение, но не для России… Теперь их защищает ещё и Мадонна. Конечно, она великолепная певица, но ведь Мадонна – это абсолютно порочное существо, которое всегда с удовольствием пробовало порок, демонстрировало его и очень гордилось своими порочными действиями.
На лицах этих «участниц» написано торжество. Видимо, им через адвокатов передали, что из всего этого делают политическое дело. Так что они ни в чём не раскаиваются, наоборот, они добились того, чего хотели: ничтожные безголосые девки с дворовыми талантами вдруг стали знаменитыми. Что ж, это черта нашего общества – выворачивать наизнанку весь мусор. Но куча мусора не меняет своей сути, когда к ней прибавляется новый мусор. А вот чистое перестаёт быть чистым, если на него мусор бросить. Есть святые вещи, в которые нельзя плевать.
...Если загадить нашу Церковь и веру, то у нас вообще ничего не останется!
– Я уверена, что у адвокатов этих «бедных девочек» отнюдь не маленькие гонорары. Наверняка, есть некие силы, которые дают адвокатам хорошие деньги. Опять же это лишняя возможность стать знаменитым, помелькать на экранах телевизоров… Что ж, этой профессии, к сожалению, присущ цинизм. Когда я была романтичным подростком, то не могла сказать по телефону, что папы нет дома, когда он был сильно занят. «Ты же мне всегда говорил, что врать нехорошо!» – протестовала я. Иногда думаю, что если бы стала адвокатом, то как бы я смогла защищать заведомого преступника, считая его виноватым и плохим?
Конечно, если бы адвокаты только следили за тем, чтобы честно и непредвзято вёлся процесс, – это одно. Но они сами хотят превратить всё это в некую политическую акцию. А ведь для этого есть политические трибуны – идите и устраивайте! Вот только кто бы стал их слушать? Неужели эти девки способны членораздельно сформулировать какие-то свои политические взгляды? Нет, они способны только, извините, испражниться в алтаре – что они в моральном плане и сделали.
Запад понимает, что пока жива и сохранена вера, пока у нас есть Церковь, у России есть уверенность в исторической возможности оздоровления и воскресения – пусть через тернии, через различные настроения, которые есть и у Церкви. А вот если загадить нашу Церковь и веру, то у нас вообще ничего не останется.
Для нас же как верующих людей важно помнить: "Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет" (Гал. 6:7). Эти слова должны сегодня услышать те, кто совершил кощунство, организовал его, поддерживает его в публичном пространстве.
К несчастью, некоторые люди, именующие себя православными, пытаются оправдывать кощунство с социальной, "правовой" или псевдорелигиозной точки зрения. Таким мы говорим: одумайтесь и остановитесь! Оправдание кощунства, призыв примириться с ним и не отвечать на него – это соучастие в нем. И это грех, провоцирующий недругов Христа и Его Церкви на все новые посягательства, гонения, акты богохульства. Те, кто защищает "право" на кощунство, подобен обновленцам, которые оправдывали и провоцировали гонения на Церковь и веру Христову, отправляли в тюрьмы людей, противившихся поруганию Божиих святынь. Долг всякого без исключения православного человека – защищать святыни даже ценой своей жизни, а не соглашаться с греховным и преступным их поруганием.
Не понимаем мы и тех, кто призывает Святейшего Патриарха, наших братьев и сестер "простить" кощунниц, призвать государство не осуждать и не наказывать их. Если Предстоятель Церкви простит их сегодня, не приведет ли это завтра к десятикратному умножению кощунственных "акций", к тому, что православных вытеснят из общественного пространства, да и священное пространство храмов сделают площадкой для глумления и хамства безбожников? Тем более нельзя говорить о прощении без покаяния, без решимости больше не возвращаться к совершенному чудовищному греху. Господь Иисус говорит: "Если... согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и если покается, прости ему" (Лк. 17:3). Так говорится о личных отношениях между христианами. Насколько же более оправдано ожидание покаяния от тех, кто оскорбил Бога и всю Церковь?
Сегодня наша церковная среда, особенно неофитская, должна выдержать экзамен на зрелость. На способность следовать Евангелию, а не его "гуманистическим" редукциям. На готовность защищать данные нам Богом святыни, отстаивать право христиан жить в обществе по своей вере. На верность истиной православной традиции, противостоящей соглашательству со злом и грехом, предполагающей борьбу с ними всеми законными и справедливыми средствами, в том числе общественным действием.
Надеемся, что этот экзамен не окончится духовным падением наших братьев и сестер. Если же они – не с Церковью воинствующей, которая есть и образ Церкви торжествующей, то они и не со Христом. В целом же нынешняя ситуация – это проверка на жизнеспособность нашего народа. Если Россия стерпит произошедшее, значит, ее можно брать голыми руками, значит, народ больше не встанет за веру и Отечество. Да не будет так!
А " Pussy Riot" уже перед судом Всевышнего! И там им мало не покажется....
ИЗ ДОСЬЕ «МВ»
Нарочницкая Наталия Алексеевна, доктор исторических наук, политолог-международник. Дочь известного академика Алексея Нарочницкого, автора основополагающих трудов по дипломатии.
Восемь лет работала в Секретариате ООН в Нью-Йорке. Владеет четырьмя иностранными языками. В Госдуму избрана от блока «Родина». Зампред Комитета Госдумы по международным делам.
Беседовал Игорь Семенихин. Часть интервью, с разрешения Натальи Нарочницкой взята из еженедельника "Аргументы недели"