Московскiя Въдомости
16+

Открытое обращение в Межсоборное присутствие

01 Декабря 2021, 13:10 # / Новости / Церковь / В России / 632.html

Предложение о внесении имени Государя Николая II в общеупотребительные молитвенные тексты

 

Досточтимые Преосвященные Владыки, все честные отцы, братья и сестры!

Как нам всем хорошо известно, на юбилейном Соборе 2000 г. были причислены к лику Святых как Царственные Страстотерпцы последний русский Император Николай Александрович и члены его Семьи – Императрица Александра, сын Цесаревич Алексий, дочери Великие княжны Ольга, Татиана, Мария и Анастасия.

Прославление, слава Богу, совершилось. Однако достодолжного почитания царского Семейства, к сожалению, не наблюдается. Во многих храмах имена Царственных Мучеников звучат лишь один раз в году, в день их памяти 04 (17) июля, а кое-где не упоминаются вовсе.

Имя Государя Николая II не внесено даже в новую редакцию Служебника и Требника, в частности – в текст известной молитвы «Спаси Боже люди Твоя…», в которой перечисляются имена всех наиболее значимых и почитаемых в нашей Церкви угодников Божьих. Эта молитва звучит как на уставном богослужении (на великой вечерне в начале литии, а также на полиелейной и великопостной утрене), так и на молебных пениях (в частности, в Иверской часовне на Красной площади в Москве). И  всякий раз – без  упоминания имени Государя!

Обиднее всего то, что принятая сегодня редакция текста этой молитвы содержит иные, причём гораздо менее значимые имена – Великой княгини Елисаветы Феодоровны и даже инокини Варвары… Не умаляя подвига и добродетелей славных Преподобномучениц, отметим, что имена сестры Царицы и её келейницы никак не могут провозглашаться ни прежде Государя, ни вместо Государя. Это, мягко говоря – канонический нонсенс.

Нельзя признать справедливым также обязательное упоминание имён некоторых архиереев-новомучеников (митр. Вениамина Петроградского, архиеп. Илариона Верейского и др.) при полном умалчивании о Царе-мученике. В этом усматривается откровенное непочтение к святому Помазаннику Божьему, поскольку Православный Царь являет на земле образ Христа, Царя Небесного. Архиереи же, преемники апостолов, подобны ангелам. Не случайно в Апокалипсисе сидящий на небесном престоле Царь царствующих семикратно повелевает: Ангелу (то есть епископу) Ефесской (а также Смирной, Пергамской, Фиафирской, Сардийской, Филадельфийской и Лаодикийской) церкви напиши…(2,  1; 2, 8; 2, 12; 2, 18; 3, 1; 3, 7 и 3, 14).

Святых необходимо поминать в тех храмах, где им посвящён престол или находятся их мощи, а также повсеместно – в день их памяти. Царя же следует призывать в молитвах всегда и везде. Тем более что речь идёт о последнем православном Царе.

 

Не менее важен вопрос о том, какое место в перечне Святых должно быть уделено Святому Царю.

По нашему скромному суждению, едва ли уместно было бы поминать Царственного Страстотерпца после святителей в ряду «Новомучеников и Исповедников Церкви Русской». Дело в том, что как в греческой, так и в русской православной традиции патриархов и митрополитов назначал на церковные кафедры ни кто иной, как монарх – Император или Царь. Таким образом, кесарь в диптихе стоит выше святителя.

Единственным прославленным в лике святых российским Императором является Николай II. Поэтому в перечне Святых ему должно быть определено место после «святых равноапостольных великого князя Владимира и великой княгини Ольги» перед всероссийскими святителями, перечисляемыми по списку.

Подводя итог сказанному выше, внесём следующие три предложения:

 

1. Внести имя прославленного Государя Николая II в списки Святых, поминаемых в молитве «Спаси Боже люди Твоя…».

2. Узаконить место его поминовения перед святителями.

3. Издать о внесении соответствующих изменений в Служебнике и Требнике указа от лица Высшей церковной власти (Святейшего Патриарха, Священного Синода или Собора).

Это наше предложение требует предварительного всестороннего обсуждения на заседаниях Межсоборного Присутствия и других церковно-общественных форумах.

 

 

Настоятель храма

Успения Пресвятой Богородицы

в Архангельском-Тюрикове (Москва)

протоиерей Константин Буфеев 

Просмотров: 19881



Похожие новости

17.07.2025 12:11

Странные политические пляски вокруг «Мумии»

09.07.2025 12:29

Прокурор-криминалист В.Н. Соловьев в 1991-1993 годах участвовал и контролировал расследование убийства Игоря Талькова

30.06.2025 10:34

Научная рецензия

26.06.2025 12:06

Расследование убийства Сергея Есенина и Царское дело

26.06.2025 11:02

Важное - неважно, а неважное - важно

20.06.2025 12:30

Отсутствие следов штыковых ударов на костях екатеринбургских останков, найденных в 1991 году в Поросенковом логу под ...

09.06.2025 11:48

Державный покровитель наук и искусств. Культурная политика Александра III

05.06.2025 10:38

Опровержение альтернативной истории революции 1917 года Л. Лыковой и А. Мощанского

18.04.2025 17:11

Несовпадение стоматологического статуса Царя и всех членов Царской Семьи и людей, чьи останки были найдены в Поросенк...

7527-й год от сотворения мира
2019-й год от Рождества Христова