Предложение о внесении имени Государя Николая II в общеупотребительные молитвенные тексты
Досточтимые Преосвященные Владыки, все честные отцы, братья и сестры!
Как нам всем хорошо известно, на юбилейном Соборе 2000 г. были причислены к лику Святых как Царственные Страстотерпцы последний русский Император Николай Александрович и члены его Семьи – Императрица Александра, сын Цесаревич Алексий, дочери Великие княжны Ольга, Татиана, Мария и Анастасия.
Прославление, слава Богу, совершилось. Однако достодолжного почитания царского Семейства, к сожалению, не наблюдается. Во многих храмах имена Царственных Мучеников звучат лишь один раз в году, в день их памяти 04 (17) июля, а кое-где не упоминаются вовсе.
Имя Государя Николая II не внесено даже в новую редакцию Служебника и Требника, в частности – в текст известной молитвы «Спаси Боже люди Твоя…», в которой перечисляются имена всех наиболее значимых и почитаемых в нашей Церкви угодников Божьих. Эта молитва звучит как на уставном богослужении (на великой вечерне в начале литии, а также на полиелейной и великопостной утрене), так и на молебных пениях (в частности, в Иверской часовне на Красной площади в Москве). И всякий раз – без упоминания имени Государя!
Обиднее всего то, что принятая сегодня редакция текста этой молитвы содержит иные, причём гораздо менее значимые имена – Великой княгини Елисаветы Феодоровны и даже инокини Варвары… Не умаляя подвига и добродетелей славных Преподобномучениц, отметим, что имена сестры Царицы и её келейницы никак не могут провозглашаться ни прежде Государя, ни вместо Государя. Это, мягко говоря – канонический нонсенс.
Нельзя признать справедливым также обязательное упоминание имён некоторых архиереев-новомучеников (митр. Вениамина Петроградского, архиеп. Илариона Верейского и др.) при полном умалчивании о Царе-мученике. В этом усматривается откровенное непочтение к святому Помазаннику Божьему, поскольку Православный Царь являет на земле образ Христа, Царя Небесного. Архиереи же, преемники апостолов, подобны ангелам. Не случайно в Апокалипсисе сидящий на небесном престоле Царь царствующих семикратно повелевает: Ангелу (то есть епископу) Ефесской (а также Смирной, Пергамской, Фиафирской, Сардийской, Филадельфийской и Лаодикийской) церкви напиши…(2, 1; 2, 8; 2, 12; 2, 18; 3, 1; 3, 7 и 3, 14).
Святых необходимо поминать в тех храмах, где им посвящён престол или находятся их мощи, а также повсеместно – в день их памяти. Царя же следует призывать в молитвах всегда и везде. Тем более что речь идёт о последнем православном Царе.
Не менее важен вопрос о том, какое место в перечне Святых должно быть уделено Святому Царю.
По нашему скромному суждению, едва ли уместно было бы поминать Царственного Страстотерпца после святителей в ряду «Новомучеников и Исповедников Церкви Русской». Дело в том, что как в греческой, так и в русской православной традиции патриархов и митрополитов назначал на церковные кафедры ни кто иной, как монарх – Император или Царь. Таким образом, кесарь в диптихе стоит выше святителя.
Единственным прославленным в лике святых российским Императором является Николай II. Поэтому в перечне Святых ему должно быть определено место после «святых равноапостольных великого князя Владимира и великой княгини Ольги» перед всероссийскими святителями, перечисляемыми по списку.
Подводя итог сказанному выше, внесём следующие три предложения:
1. Внести имя прославленного Государя Николая II в списки Святых, поминаемых в молитве «Спаси Боже люди Твоя…».
2. Узаконить место его поминовения перед святителями.
3. Издать о внесении соответствующих изменений в Служебнике и Требнике указа от лица Высшей церковной власти (Святейшего Патриарха, Священного Синода или Собора).
Это наше предложение требует предварительного всестороннего обсуждения на заседаниях Межсоборного Присутствия и других церковно-общественных форумах.
Настоятель храма
Успения Пресвятой Богородицы
в Архангельском-Тюрикове (Москва)
протоиерей Константин Буфеев