Председатель Синодального отдела по взаимодействию Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда дал обстоятельное интервью газете «Известия». В числе прочего он ответил на следующий вопрос журналиста: «В момент образования экуменического движения был принят принцип: не вводить никаких новшеств, которые будут отдалять церкви друг от друга. Мы видим, что сначала появилось женское священство, потом признали однополый брак и рукоположение священства, открыто исповедующего свою гомосексуальность. В такой ситуации насколько целесообразно участие во Всемирном совете церквей?»
Владимир Легойда поделился своим мнением по многим вопросам (екатеринбургские останки, ситуация на Украине и др.), а относительно «Всемирного совета церквей» ответил так:
«Сам факт участия в международной организации для Церкви много значил в тот период. Но экуменическое движение сегодня совсем не то, каким было в момент его основания. Изменения, которые произошли в ряде протестантских деноминаций, довольно серьёзны.
Мы никогда не скрывали своей позиции. Патриарх публично и лично генеральному секретарю Всемирного совета церквей говорил вещи малокомплиментарные. Говорил о том, что нас всерьёз беспокоит. Зачем нужна Церковь, которая отступает от фундаментальных евангельских установок? Это всё — размен с государством, которое движется в этом направлении, с целью сохранения преференции в обмен на лояльность. Патриарх Кирилл многократно подчёркивал, что считает такой компромисс недопустимым, саморазрушительным для Церкви.
Демонстративно выйти из организации несложно. Но, как мне кажется, сам факт нашего присутствия вносит другую тональность в эти отношения, позволяет сохранить христианскую основу деятельности организации«.
Комментарий научного руководителя Аналитического центра святителя Василия Великого Евгения Иванова:
«Показателен сам факт вопроса и ответа на него со стороны уважаемого Владимира Романовича. Это означает, во-первых, что уже даже светские СМИ знакомы с проблемой экуменизма, во-вторых, что священноначалие и официальные структуры Московской Патриархии, конечно, слышат голоса многих верующих, которые обоснованно говорят о недопустимости вовлечённости Православной Церкви в экуменическое движение.
Далее, как говорит Владимир Легойда, участие Православной Церкви в экуменическом движении было значимо в прошлом. Но никаких веских причин для этого сейчас нет, на наш взгляд. Справедливо председатель синодального отдела говорит о компромиссах с грехом, которые допускают еретики.
Но совершенно странным, спустя многие десятилетия православного участия во «Всемирном совете церквей» (ВСЦ) и, несмотря на это, нравственной деградации этого экуменического собрания, выглядит утверждение о том, что сегодня якобы наше православное присутствие в ВСЦ помогает этой организации сохранить христианскую основу деятельности. Это утверждение противоречит истине уже хотя бы потому, что не соответствует наблюдаемым фактам.
Владимир Легойда отметил: «Демонстративно выйти из организации несложно». Но что же тогда мешает сделать это? Не пора ли либо откровенно сказать верующим о причинах участия во «Всемирном совете церквей» либо признать, что никаких догматических, канонических и просто прагматических оснований для этого нет? И что плохого в демонстративности? Ведь мы должны открыто, то есть в некотором смысле демонстративно, свидетельствовать об Истине и святости, отделяя их от греха и обличая грех.
Святейший Патриарх Кирилл уже неоднократно высказывал острую критику в адрес экуменического движения. Отрадно и то, что представитель одного из ведущих синодальных учреждений осознаёт деградацию экуменизма. Будем надеяться, что изначальная несовместимость Православия и экуменического движения, столь трезво засвидетельствованная Всеправославным Совещанием 1948 года, приведёт к практическим шагам священноначалия Русской Церкви, направленным на выход из экуменического движения и выстраивание диалога с инославными на подлинно апостольских основаниях«.