Московскiя Въдомости
16+

Константинополя больше нет? В Москве прошла конференция по проблемам современной экклезиологии

05 Ноября 2018, 17:36 # / Новости / Церковь / В России / 22582.html

26 октября в Москве прошла конференция на тему: «Православное учение о Церкви и вызовы современности». Организатором форума выступил Аналитический центр свт. Василия Великого. Собравшееся эксперты – ученые, священнослужители, общественные деятели – обсудили проблемы, связанные с искажениями православной экклезиологии в современной церковной жизни, дали оценку догматическим и каноническим преступлениям Константинопольского патриархата за последнее столетие, а также проанализировали религиозно-политический конфликт вокруг темы т.н. «украинской автокефалии».

С приветственным словом к собравшимся обратился Евгений Олегович Иванов, научный руководитель Аналитического центра святителя Василия Великого, канд. полит. наук.

Свои приветствия участникам конференции направили православные эксперты из-за рубежа – протоиерей Андрей Филлипс (РПЦЗ), настоятель храма свт. Иоанна Шанхайского в Колчестере (Англия) и Василианна Мерхеб, болгарский политолог. Также свой видеодоклад «Крит-2016: светский дух против святой Соборности» прислал Георгий Тодоров – православный ученый и публицист из Болгарии.

Старший аналитик Центра и религиовед – диакон Илья Маслов в своем докладе «Константинополя больше нет. Ожидает ли нас «православная весна»?» указал  на тот факт, что Константинопольская Церковь как православный патриархат перестала существовать из-за многолетних канонических и догматических преступлений, а также в силу последнего вопиющего попрания церковного единства – принятия в общение украинских раскольников.  Сложившаяся ситуация в православном мире, в условиях которой современный Фанар достоин соборного осуждения и анафемы, при определенной решимости Русской Православной Церкви может стать прологом «православной весны», считает о. Илья.

Афанасий Георгиевич Зоитакис, доцент кафедры истории Церкви исторического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, канд. ист. наук, затронул болезненную проблему автокефализации православных Церквей в Новое время. «Этот концепт начинает набирать обороты с конца XVIII века, когда автокефальность становится атрибутом национального государства», – отметил ученый. Искусственно созданные национальные автокефалии, по мнению А. Г. Зоитакиса, мешают консолидироваться православным и способствуют лишь маргинализации Церкви в современном мире.

Протоиерей Максим Колесник, настоятель храма Новомучеников и исповедников Домодедовских (г. Домодедово), в своем выступлении рассмотрел проблему папизма и экуменизма как религиозных инструментов построения глобального общества. «Папизм – прямое следствие утери Христа, экуменизм – объединение индивидуумов без Христа, глобализм – объединение всех против Бога», – заключил о. Максим.

Декан факультета истории и политологии Московского государственного областного университета, профессор, д-р истор. наук – Вардан Эрнестович Багдасарян проследил геополитическую спайку Константинопольского патриархата и Запада от Лионской унии 1274 года до прямой зависимости современного Фанара от Госдепартамента США. Историк также обратил внимание на малоизвестный факт прямых контактов Константинополя с руководством Третьего Рейха в годы Второй мировой войны. «Истоки духовного падения Константинополя и прельщение Западом носят системный характер. Всё произошедшее сейчас не случайно. Поэтому тот великий концепт – «Москва – Третий Рим», – который был заявлен в XV-XVI веках, должен быть сегодня по-новому осмыслен и снова выдвинут», – подытожил Вардан Эрнестович.

О ересях и отступлениях Фанара, заслуживающих соборного осуждения, говорил протоиерей Всеволод Чаплин, настоятель храма преподобного Феодора Студита у Никитских ворот (г. Москва), кандидат богословия. Перспективу для нашей Церкви в сложившемся кризисе о. Всеволод обрисовал так: «У нашей Церкви есть только два пути. Один – проиграть, стать ведомой силой, потерять территории вне Российской Федерации, а потом единство на этой территории. Это – путь компромиссов и страхов, путь ложного уважения к грекам-обновленцам. Второй путь – создание новой системы Поместных Церквей. Верных Церквей. Где не будет обновленцев и экуменистов. Где совершенно другие люди возглавят восточные патриархаты – если нынешние возглавители поддержат раскольнический, отступивший от веры Фанар. Эти Церкви должны с новой энергией начать православную миссию во всем мире, особенно на Западе».

Не поддаваться триумфализму и видеть ситуацию «автокефализации» Украины «глазами врага» призвал Илья Сергеевич Вевюрко, доцент богословского факультета ПСТГУ, старший преподаватель философского факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, канд. филос. наук. Илья Сергеевич считает, что «попытка основаться только на канонической логике в этом вопросе провалится», несмотря на явный авантюризм патриарха Варфоломея. Докладчик связал решение церковной проблемы на постсоветском пространстве с обретением единства русского народа, преступно разобщенного в 1991 году: «Мы не признаём итоги Беловежских соглашений, мы считаем украинцев и белорусов частью русского народа. Это единственно честный ответ, который Россия может дать на этот вопрос».

В своем докладе «Что делать, чтобы угроза автокефалии не стала реальностью?» главный редактор Информационно-аналитической службы «Русская народная линия» – Анатолий Дмитриевич Степанов указал на две фундаментальные ошибки нашего церковного руководства в создавшемся кризисе вокруг «украинской автокефалии»: нежелание привлекать государство для решения проблемы и «явное смещение акцентов церковной политики в сторону Ватикана». В качестве одного из доступных нам – простым верующим РПЦ – средств по изменению ситуации Анатолий Дмитриевич назвал развитие «народной дипломатии»:  «Мы должны поднять флаг народной церковной дипломатии, привлечь православную общественность братских православных стран, чтобы она могла повлиять на позицию собственного Священноначалия. Отрадно, что уже появляются публикации сербских, болгарских, греческих, английских, американских православных интеллектуалов, осуждающие позицию Константинополя».

Выступление переводчика и катехизатора – Петра Алексеевича Пашкова – было посвящено экклезиологии поздневизантийских богословов XIV-XV вв. на примере трактата архиеп. Нила Кавасилы «О папском первенстве и причинах разногласий в Церквах». Отмечая традиционный принцип всеобщего согласия по важным церковным вопросам как одно из основных отличий православной соборности от папизма, выступающий заметил, что сегодня «патриарха Варфоломея корёжит от одной мысли о Соборе», на котором уже настаивают семь Поместных Церквей.

Протодиакон Владимир Василик, доцент исторического факультета Санкт-Петербургского государственного университета, член Синодальной богослужебной комиссии, д-р истор. наук, посвятил свое выступление истории папизма восточного обряда. О. Владимир отметил, что на протяжении веков попечение Константинополя о братских Поместных Церквях нередко перерастало в диктат. Одним из ярких подтверждений тому история автокефалии Православной Церкви Чешских земель и Словакии в XX веке. Эта Церковь получала автокефалию дважды – от Москвы и от Константинополя, причем Фанар грозил Чешской Церкви упразднением ее автокефалии за признание «московского варианта». При этом «нет канонических механизмов упразднения автокефалии», как подчеркнул о. Владимир.

Весьма оживленную реакцию вызвал доклад Владимира Петровича Семенко, главного редактора информационно-аналитического портала о религии «Аминь. SU». По мнению Владимира Петровича, проект «украинской автокефалии» является не просто чисто политическим (нецерковным), но и еще постмодернистским проектом: «Автокефалия в условиях глобализма – это постмодернизм». «Вот здесь говорят: анафематствовать Варфоломея, возглавить консервативное сопротивление… Хорошо. Но каково качество субъекта? Кто будет это делать?» – обратился докладчик к собравшимся, указывая на доминирующий либерально-экуменический тренд в церковной элите.

После выступления заявленных докладчиков, состоялась продолжительная дискуссия и ответы на вопросы.

Слово взял игумен Кирилл (Сахаров), настоятель единоверческой общины храма свт. Николы на Берсеневке, кандидат богословия. Как уроженец Луганщины о. Кирилл поднял болезненный вопрос о том, что ждет Донбасс и Крым в церковном плане, когда события на Украине пойдут по самому неблагоприятному сценарию. Как считает о. Кирилл, в таком случае следует «поднять вопрос об автономном статусе Церкви в Крыму и Донбассе».

Историк и общественный деятель – Федор Вадимович Шелов-Коведяев сделал акцент на своеобразную ментальность Фанара, до сих пор живущего греческой культурой, в рамках которой Византийская империя – всё еще реальность. «Для греческой культуры свойственны силлогизмы, а в рамках силлогизма архаики нет. Если мы будем апеллировать к истории, мы проиграем, надо бить «фанариотов» их же оружием – силлогизмом. Этому надо учиться», – считает Федор Вадимович. Не менее важным фактором в борьбе с фанарской агрессией, по его убеждению, является преодоление внутренней замкнутости духовенства (особенно епископов) и разобщенности среди православных внутри РПЦ.

В ходе работы конференции было принято решение выработать общий итоговый документ с конкретными предложениями священноначалию нашей Церкви по разрешению сложившегося кризиса.

Видео с конференции и текстовые варианты докладов постепенно выкладываются на сайте Аналитического центра свт. Василия Великого. Следите за новостями и подписывайтесь на наш канал в YouTube!

 

 

Аналитический центр святителя Василия Великого
Просмотров: 962



Похожие новости

21.11.2024 11:39

Мавзолей Ленина и его прообразы

12.11.2024 16:47

В православии истина не большинством утверждается

27.09.2024 17:05

Архимандриту Тихону (Затекину) в продолжение разговора о покаянии

20.09.2024 14:47

Обращение сотрудников группы компаний "Вашъ Финансовый Попечитель" Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу

18.09.2024 11:00

Президенту РФ В.В. Путину от сотрудников агрохолдинга АО «Русское молоко»

26.08.2024 16:33

ХРИСТОВЫ и ГОСУДАРЕВЫ. 1 часть. Доктор Кострицкий

19.08.2024 13:39

Фарс екатеринбургской трагедии

23.06.2024 10:42

Взлет и парение неуёмной лжи

06.06.2024 09:37

Вновь о «екатеринбургских останках» и о роли личности

7527-й год от сотворения мира
2019-й год от Рождества Христова