Конечно, следует прежде всего дождаться реакции афонских монастырей на незаконные действия Синода КП, но уже сейчас имеет смысл вспомнить, что в России имеется масса альтернатив.
Фанар – не более чем обломок Церкви древней Византии, а ныне – не более чем небольшая греческая община Турецкой Республики, а также части диаспоры в остальном мире. Да, Афон – каноническая территория Фанара, хотя самим афонитам это не по сердцу. Некоторые обители (Эсфигмен) с 1970-х вообще не поминают своего «турецкого» иерарха. Так что имеет смысл дождаться постановления Священного Кинота с выражением отношения к происходящему.
И большая ошибка считать, что подлинная благодать находится исключительно на Афоне. К тому же история показывает, что и Афон иной раз совершал отступнические поступки (Флорентийская уния, сер. XV в), хотя, бесспорно, афонские монастыри в в большинстве своем хранит твердость в Православии.
Никто в РПЦ не сомневается, что афониты – православные. Но, поскольку Святая Гора иерархически подчинена отступившему от Православия Фанару, то Московский Патриархат вынужден прекратить общение с ней.
Паломники, которые прямо сейчас находятся на Афоне, спокойно могут поклоняться и молиться святыням, но непозволительно ни участвовать в Таинствах, ни в соборных молитвах.
Если же Греция под давлением наших западных «друзей» вообще закроет Афон для паломников, то никакой проблемы в этом нет. В Русской Православной Церкви великих святынь ничуть не меньше, чем на Афоне, будь то Москва, Подмосковье, Санкт-Петербург и его окрестности. Здесь на каждом шагу можно поклониться как русским святыням, ничуть не менее благодатным, чем святыни греческие, так и общехристианским.
Одна Серапионова палата подмосковной Свято-Троицкой Сергиевой Лавры является средоточием многих сотен великих реликвий, в числе которых – частицы Ризы Пресвятой Богородицы и мощей святого апостола Андрея Первозванного.
А в московском храме преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках находится Кийский крест-мощевик с частицами мощей 300 святых угодников Божиих. По словам старосты этого храма, пока никто не смог удивить его тем, что у него есть мощи святого, чьей частицы нет в Кийском кресте.
Уединенных мест для молитвы также предостаточно, а в некоторых монастырях и скитах богослужения совершаются либо по афонскому Уставу (неслучайно Спасо-Преображенский Валаамский монастырь именуют Северным Афоном), либо даже строже. Возможно, что нынешнее временное прекращение общения с Афоном – повод обратиться к святыням нашей Родины.
По материалам «Царьграда».