Литургия в честь иконы Божией Матери «Казанская» в детском спортивном лагере «Русь», произнесенная 21 июля митрофорным протоиереем Алексием Аверьяновым.
- Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Всех вас, дорогие витязи, дорогие гости лагеря «Русь» поздравляю с великим торжеством и праздником в честь Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии и Ее честного Образа, который получил наименование Казанского.
Сегодня я хочу говорить об очень важных вещах. Во время Божественной литургии открываются глубины духовные Премудрости. Никакое другое обучение не может сравниться с Божественной литургией. Все науки, знания, искусства, все существует и приобретается для одной цели – для способности совершать и участвовать в Божественной литургии. Во время Божественной литургии сердце человека возвышается как ни в какое другое мгновение человеческой жизни. И этому возвышенному сердцу Господь сподобляет быть присносущным Духа Святаго и Его Даров.
А Дары Духа Святаго вы все знаете, не так ли? Это любовь, мужество, мудрость и другие подобные дарования. Без них человеческая жизнь невозможна. Пустое сердце не может плодоносить, и жизнь человека с пустым сердцем – безсмысленность.
В одну из самых сложных эпох нашей истории - в 1547–1548, в 1549–1550 годах и в 1552 году наш великий святой Государь Иоанн Васильевич Грозный (а тогда он был еще совершенно юным 17-летним Царем) осуществил три величайших похода на ханство Казанское, ибо это было чрезвычайно важно и необходимо.
Татары набегали на Русь, похищали детей, особенно мальчиков, юношей и девушек. Девушек продавали в гаремы, мальчиков они басурманили и воспитывали из них воинов против собственных отцов и дедов. В Казани к 1552 году фактически скопилось, как нам говорят летописи, до 80 тысяч юношей и девушек, которые были у нечестивых басурман в плену.
Есть таинственное понятие суммы скорби, суммы слез. Вот представьте себе – мальчика украли из родного дома, увезли в неизвестном направлении. И там он, бедненький, в тяжелейших условиях живет и воспитывается. И воспитывается врагом собственной веры и собственных родителей, собственного рода, народа и Родины. Воспитывается врагом. Побои, голод, притеснения всякого рода. И заканчивали эти молодые люди каждый свой трудовой день рабского существования, орошая горькими слезами басурманскую землю. С горькими слезами вопияли они на Небо и говорили: «Господи, спаси нас! Матерь Божия, выведи нас из этого страшного плена, ибо здесь погибель, теснота и скорбь!»
И вопль этих детей, мальчиков украденных, юношей и девушек, которые переживали непередаваемые скорби, непередаваемые издевательства, их слезы, дорогие мои, достигли самого Неба, Престола Вседержителева. И тогда Господь в Духе Святом возбудил ревность в сердце нашего великого, но тогда еще юного Государя. Господь возбудил его сердце, его сердце воспламенилось горячей любовью и ревностью по вере, ибо до его сердца, до его ушей дошла многая скорбь и вопль русских людей, которые содержались в неволе.
И он тогда собрал войско и отправился воевать Казань. Походов, как я уже сказал, было три. Походы были сложные. В первый поход под лед около Новгорода ушли пушки, ядра, пищали и все огнестрельное оружие. И поход был, по сути, только ознакомительным, потому что осадных оружий у Государя не было. Следующий поход тоже был очень сложным: победоносным, но не в полноте.
И вот уже третий поход 1552 года, когда, ревнуя по Славе Божией, юный Государь Иоанн сподобился явлению самого преподобного Сергия. Преподобный Сергий воочию, наяву, явился Государю нашему Иоанну Васильевичу Грозному. Это было в крохотном местечке Свияжске.
Преподобный Сергий был очень опытным в наставлении военачальников. Благодаря его наставлениям благоверный Великий святой Князь Дмитрий Донской одолел Мамаевы полчища и воинов великой степи при Куликовом поле.
Преподобный Сергий явился к Государю Иоанну Васильевичу со словами, что здесь надо быстро построить крепость и отсюда уже, приготовив вооружение, запасы, начать наступать на Казань.
Великий Государь Иоанн Васильевич Грозный был новатором во всем, что касается устройства войск наших русских. Он создал тогда практически то, что мы сейчас называем инженерными и саперными войсками. Государь приказал заранее сплавлять по реке Волге плоты, плоты были приготовлены специально уже под крепость, под стены и башни крепости.
И произошло необыкновенное, можно сказать, техническое чудо. За какие-то небольшие, неполные восемь недель в Свияжске, на глазах изумленного хана и татарского войска выросла крепость. Они попытались помешать строителям, да не тут-то было. Наша конница легкая отражала с большим успехом набеги татар. Возникла там, где преподобный Сергий явился, новая крепость – Свияжск. И оттуда уже наши войска, из воинской квартиры, хорошо там вооружившись, подготовившись, начали, прежде всего, копать многочисленные подкопы под казанские стены.
Здесь отличились наши саперы. Они решили чрезвычайно сложные инженерные задачи. Длиннейшие подземные ходы они сумели прокопать под крепость, занести туда большое количество пороха, обеспечить технические условия для того, чтобы этот порох можно было взорвать, а это было трудно при отсутствии воздуха в таких узких коридорчиках.
И что делает Государь? Вот так, как мы, он разбил шатер, игумен Иеремия, благочестивейший священник, совершил с небольшим хором воинов Божественную литургию. Все воинство приготовилось к атаке, а Государь молился за Божественной литургией. И вот когда возгласил священник: «Господи, спаси благочестивые и услыши ны», в этот самый момент наши доблестные саперы произвели первый взрыв стен казавшейся неприступной казанской крепости. Одна из башен обрушилась, потом прозвучали другие взрывы, и Государь, окрыленный молитвою, воспринял свыше благословение Божие и сильно молился о том, чтобы Господь явил победу, сокрушил басурманов нечестивых и вывел из плена православных людей, скорбящих и молящихся в этом трагическом для них городе.
Наши доблестные воины начали осаду Казани. 150 пушек было, безчисленное множество пищалей, конных воинов с луками и копьями, и они все с криками победоносного «Ура!» устремились на Казань в те проломы, которые образовали наши саперы в стенах. Город не устоял, дрогнул. Татары не ожидали, что явится такая мощь русского духа и русского оружия. Они думали, что русскими можно только торговать, похищать ночами их из мирных деревень и сел. А тут русские воины явили мощь и натиск необыкновенные и вскоре завладели целым городом.
Что особенно интересно, Государь распорядился в Свияжске, на самом месте явления преподобного Сергия сразу же поставить крест и обыденную церковь в честь Святой Живоначальной Троицы. А что такое обыденная церковь? Церковь строили обыденьми, в течение трех дней: из бревнышек собирали церковь, и уже на четвертый день приходил священник и совершал Божественную литургию.
В самой Казани после ее взятия Государь, прежде всего, распорядился построить церковь в честь Спаса Нерукотворного, потому что наше войско имело особенный стяг, знамя, хоругвь. На нашем древнем русском знамени изображен Спас Нерукотворный. И поэтому первая церковь в том месте, где наши воины доблестные вошли в Казань, сломили сопротивление противника, где они пересекли городскую стену, Государь и распорядился построить церковь в честь Спаса Нерукотворного. А потом была построена уже другая церковь, в честь преподобного Сергия, который явился с Неба нашему святому Государю Иоанну Васильевичу Грозному и помог ему своими мудрыми святыми советами.
Почему, дорогие мои, победа 1552 года была очень важна? Потому что она показала великий дух и силу нашей православной веры. Она положила основание для победы 30 июля 1572 года, когда состоялась великая битва при Молодях, близ реки Пахры, там, где мы с вами живем в Подольске. Потому что Подольск – это очень древняя земля, и самая великая битва наравне с Куликовым полем, наравне с битвой за Сталинград, наравне с битвой на Бородинском поле, была битва близ будущего города Подольска, а именно при Молодях. Это была самая значительная битва.
Османская Порта – была единственной великой державой как Востока, так и Запада. Турки, удрученные победами предков наших, решили снарядить великий поход на Русь для того, чтобы русских либо присоединить к себе, либо уничтожить. И вот турецкие султаны написали нашему великому Государю письмо с нахальным требованием – либо войти в Османскую Порту как провинция, либо ждать уже несметной силы вражией, которой якобы мы не смогли бы противиться, то есть подразумевалось совершенное поглощение или уничтожение Руси.
Тогда наш великий Государь Иоанн Васильевич, грозный для врагов и милостивый для своего народа, глубоко молился, советовался с духовными людьми и со своими воеводами. И они решили даже до смерти биться с Османскою Портою, которая не имела себе равных в те времена по вооруженной мощи и устройству армии, многочисленной армии. Биться, но не отступить.
И свершилось чрезвычайной значительности событие, а именно: битва при Молодях 30 июля 1572 года, в которой наши доблестные опричные войска одержали блистательную победу над турками и поставили их под свою руку.
В эти сложнейшие судьбоносные времена миродержавною силою особою явилась икона Царицы Небесной «Казанская». В этот день в 1579 году Царица Небесная явилась 9-летней девочке Матроне. Папочка у нее был военным, стрельцом, а стрельцы – это были передовое вооружение, новый вид войск, воины, вооруженные огнестрельным оружием, очень продвинутые технически люди, если можно так выразиться. Люди эти, в силу высокой своей технической образованности, были состоятельными, уважаемыми в народе.
Но случился пожар в Казани, и дом стрельца Онучина, папочки Матроны, сгорел. А в древности все сокровища семейные прятали в тайники под печку.
И вот когда было гонение на христиан от магометан нечестивых – благочестивые мусульмане любят христиан! – то предки Онучиных икону Божией Матери спрятали в тайнике под фундаментом печи. И вот, представьте себе, Матерь Божия во сне явилась этой девочке Матроне и сказала: «Иди, копай около печи, найдешь Мой Образ». Она, естественно, побежала к маме, мама не поверила. Она побежала к папе, папа говорит: «Ну, мало ли что тебе приснится». А когда Матерь Божия явилась девочке в третий раз, то очень грозно ей сказала: «Если ты не добьешься, чтобы откопали Мою икону, Я накажу весь ваш род, всю вашу семью».
И когда Матрона передала эти слова мамочке, та уже заволновалась: взяли заступ и пошли копать, и нашли икону Царицы Небесной, которая по месту обретения стала называться Казанской.
Священником в Казани был тогда скромный иерей Ермоген, который впоследствии за любовь к Царице Небесной и за участие в откровении Образа Казанского стал Патриархом Всероссийским, священномучеником и вдохновителем в борьбе с польско-литовским нашествием.
Матерь Божия явилась в Казани, прообразуя, приоткрывая путь для Русской цивилизации на Урал и дальше, в Сибирь. Ибо Матери Божией было угодно, чтобы Русская цивилизация распространилась до Тихого океана, что впоследствии наши замечательные русские землепроходцы и казаки осуществили во всей полноте. Они, где силой своей мудрости, а где силой своей шашки сумели распространить пределы нашего Отечества. И, что поразительно, благодаря заступлению Царицы Небесной, мужеству наших воинов и премудрому руководству Государя, святого Царя Иоанна Васильевича Грозного, Русская Земля вдруг из маленькой, крохотной стороны превратилась в великую Державу, распространилась до пределов величайших.
Государь имел очень успешные походы и на Астраханское ханство, и на крымских татар, и присоединил многие земли.
И вот тогда, когда Европа нищая увидела, что происходит на Руси, она содрогнулась и пришла в величайший страх и трепет. Потому что родилась новая Держава, Империя Русской цивилизации. И осуществилось это все благодаря одному и самому главному – слова 9-летней девочки Матроны были глубоко восприняты близкими людьми, воеводами, архиепископом Казанским. Были восприняты с глубочайшей серьезностью. И из этого последовали чрезвычайно важные события.
И поэтому мы, благодарные потомки, здесь, около обители Шамординской, которая посвящена Казанской Божией Матери, совершили сегодня Божественную литургию. С Матушкой Валентиной Николаевной в 1989 году мы начали инициативу по открытию Шамординской обители. Патриархия не хотела брать монастырь, не верила в то, что она будет восстановлена. И мы тогда сумели заставить Патриархию принять о святой обители попечение, и, прежде всего, трудами нашей общины началось воскрешение этого монастыря. Наши прихожане здесь жили в тот момент, когда обитель была совершенно брошена, и местные жители растаскивали отсюда все, что только могли: рамы, доски от полов, кирпичи, все, что только можно. И вот наши – вы помните Марию, нашу прихожанку, Марию Патрину? Вот она тогда в течение всей зимы здесь жила с другой нашей прихожанкой Еленой. Наверное, штук 20 замков за то время я им привез, потому что постоянно замки в пустующем храме Казанской Божией Матери, который они стерегли, спиливали и воровали.
И вот Мария здесь жила тогда всю зиму 1989 года, постоянно здесь молилась Царице Небесной и сохраняла храм Казанский от кощунников и от того, чтобы его не разворовывали.
Я сегодня литургию совершил с этим образом Казанской Божией Матери. Ровно 10 лет тому назад Андрей Алексеевич Аверьянов именно на этом месте нашел вот этот крохотный образочек Казанской Божией Матери накануне дня праздника в честь Ее иконы «Казанская». Мы с матушкой Валентиной Николаевной этот образок привели в порядок, оформили его в серебряный оклад с драгоценными камнями, с тем, чтобы это была святыня всем последующим поколениям нашей общины. Вот эта великая святыня. Она была обретена именно здесь, накануне сегодняшнего праздника, фактически во время Всенощного бдения.
Сейчас я эту икону сниму, и вы все будете иметь возможность к ней приложиться.
И важный дар, который Царица Небесная дала нам за наши скромные усилия сохранить Ее святую обитель, – это та самая земля, на которой вы сейчас стоите и на которой сегодня молитесь. На будущий год будет десятый лагерь, именно здесь, в урочище Малинки.
Я вас учу одному и самому главному – почитайте подвиги предков, подвиги великого Государя Иоанна Васильевича Грозного, который был святым, и при жизни был свят, и после смерти был прославлен полнотою духоносных святых отец. И который, посмотрите, вот уже почти 500 лет находится в клевете и поношении. Почему? Потому что из маленькой страны русов он выстроил великую Державу Российскую, положил основание для великой Русской Империи и великой Русской цивилизации. И до сегодняшнего дня все враги России постоянно клевещут в адрес Государя.
Всегда, дорогие мои, помните Государя Иоанна, почитайте Государя и подвиг его воинов-опричников. Потому что, как в Молоди и как раньше, в битве 1552 года, наши дивные богатыри, витязи отдали свои юные жизни, сложили свои буйные головы и кости в победоносной битве за Казань.
Государь потом повелел выкопать глубокий котлован, собрать туда останки всех воинов, велел покрыть эти останки деревянным полом, чтобы каменные плиты не деформировали честные останки воинские. Это было безчисленное множество воинов павших. И на этом месте построили храм, с тем, чтобы там поселить четырех монахов и чтобы они каждый день совершали Безкровную Жертву за великих доблестных воинов и витязей русских, опричных воинов нашего Государя Иоанна Васильевича Грозного, которые пали жертвою храброю в битве за Казань. И этот храм существовал до 1918 года. Потом Богу мерзкие большевики разрушили его, но, по милости Божией, сегодня он восстановлен и продолжает свое существование и свое служение.
Ваше счастье и будущее зависит только от одного – насколько вы почитаете Господа, своих родителей, насколько молитесь за своих родителей, за своих дедушек и бабушек и всех своих предков.
Мальчики, вам самим предстоит скоро быть воинами, время быстро пролетит: будете воинами, будете защитниками Отечества. И поэтому, конечно же, всегда молитесь за воинов, которые пролили свою кровь за Русскую Землю. И дай Господь, заступлением Царицы Небесной, я сегодня молился об этом, чтобы все вы состоялись в жизни. Я об этом сегодня молился – чтобы вы были счастливы, чтобы Господь вам дал спутниц в жизни достойных, супружниц, достойных деток, чтобы они вас не посрамили в дни вашей старости. И чтобы ваша жизнь была, заступлением Царицы Небесной, счастливой и благодатной. Аминь.
Митрофорный протоиерей Алексий Аверьянов.