Московскiя Въдомости
16+
<p>Святитель Тарасий председательствовал на VII Вселенском соборе, утвердившем иконопочитание</p>

Сегодня Православная Церковь совершает память святителя Тарасия, Патриарха Константинопольского

10 Марта 2015, 00:02 # / Новости / Церковь / В России / 19709.html

Свя­той Та­ра­сий ро­дил­ся в Кон­стан­ти­но­по­ле; отец его Ге­ор­гий и мать Ев­кра­тия бы­ли лю­ди бла­го­род­ные и при­над­ле­жа­ли к со­сло­вию пат­ри­ци­ев. До­стиг­нув со­вер­шен­но­лет­не­го воз­рас­та и по­лу­чив хо­ро­шее об­ра­зо­ва­ние, Та­ра­сий ис­пол­нял раз­лич­ные долж­но­сти при цар­ском двор­це; за его бла­го­ра­зу­мие и доб­рый нрав здесь все лю­би­ли и ува­жа­ли его, и он был сде­лан од­ним из цар­ских со­вет­ни­ков.

А на цар­ском пре­сто­ле вос­се­дал то­гда Кон­стан­тин Пор­фи­ро­род­ный, сын Льва Хо­за­ра, внук Ко­про­ни­ма; он цар­ство­вал не один, но вме­сте с ма­те­рью сво­ею Ири­ною, так как ему ко вре­ме­ни во­ца­ре­ния бы­ло все­го 10 лет. Пат­ри­ар­хом же был то­гда Па­вел Ки­пря­нин, муж доб­ро­де­тель­ный и бла­го­че­сти­вый, но слиш­ком сла­бо­воль­ный и бо­яз­ли­вый. Он воз­ве­ден был на пат­ри­ар­ше­ство в цар­ство­ва­ние упо­мя­ну­то­го Льва Ха­за­ра, сы­на Ко­про­ни­мо­ва, при ко­то­ром ересь ико­но­бор­цев, по­лу­чив­шая на­ча­ло от Льва Ис­ав­ря­ни­на, все бо­лее и бо­лее уси­ли­ва­лась. Ви­дя, что мно­гие пре­тер­пе­ва­ют от зло­че­сти­во­го ца­ря ве­ли­кие му­ки за по­кло­не­ние свя­тым ико­нам, пат­ри­арх убо­ял­ся и стал скры­вать свое бла­го­че­стие и да­же имел об­ще­ние с ере­ти­ка­ми.

По смер­ти Льва Хо­за­ра пат­ри­арх и хо­тел вос­ста­но­вить бла­го­че­сти­вый обы­чай по­кло­нять­ся свя­тым ико­нам, но не мог, по­то­му что не бы­ло у него по­мощ­ни­ка, меж­ду тем как ересь ико­но­бор­цев все уси­ли­ва­лась как в са­мой сто­ли­це, так и в дру­гих об­ла­стях го­су­дар­ства. Это силь­но пе­ча­ли­ло пат­ри­ар­ха. Ви­дя, что он ни­че­го не мо­жет сде­лать для тор­же­ства пра­во­сла­вия, Па­вел за­ду­мал оста­вить пат­ри­ар­ший пре­стол, ко­то­рый за­ни­мал не бо­лее че­ты­рех лет. За­болев, он тай­но оста­вил пат­ри­ар­шие па­ла­ты и при­был в мо­на­стырь свя­то­го Фло­ра, где и вос­при­ял свя­тую схи­му. Слух о по­стри­же­нии пат­ри­ар­ха ско­ро рас­про­стра­нил­ся по­всю­ду, и все бы­ли силь­но удив­ле­ны этим об­сто­я­тель­ством. А ца­ри­ца Ири­на силь­но опе­ча­ли­лась, так как пат­ри­арх оста­вил пре­стол, не из­ве­стив за­ра­нее о сво­ем на­ме­ре­нии. И вот она от­пра­ви­лась к нему с сы­ном сво­им, ца­рем Кон­стан­ти­ном, и спро­си­ла его:

– Что это ты, от­че, сде­лал с на­ми? По­че­му так неожи­дан­но оста­вил пре­стол свя­ти­тель­ский?

Па­вел от­вет­ство­вал:

– Моя бо­лезнь и ожи­да­ние ско­рой смер­ти, а в осо­бен­но­сти на­стро­е­ния в церк­ви на­шей по­бу­ди­ли ме­ня оста­вить пат­ри­ар­ший пре­стол и вос­при­ять свя­тую схи­му. Цер­ковь мно­го тер­пит от ико­но­бор­цев и, вслед­ствие про­дол­жи­тель­но­го тор­же­ства ико­но­бор­че­ской ере­си, она по­лу­чи­ла неис­цель­ную язву. По­доб­но мно­гим дру­гим, я, ока­ян­ный, не мог из­бе­жать се­тей зло­вер­ных и по­гряз в них, в чем ныне горь­ко ка­юсь; ибо три ра­за я соб­ствен­но­руч­но под­пи­сы­вал ере­ти­че­ские по­ста­нов­ле­ния. Но вот что осо­бен­но пе­ча­лит и удру­ча­ет ме­ня: я ви­жу, что все об­ла­сти, под­власт­ные вам, со­блю­дая нена­ру­ши­мо пра­ви­ла ве­ры и сле­дуя пра­во­слав­но­му уче­нию, чуж­да­ют­ся на­шей церк­ви и, счи­тая се­бя ста­дом Хри­сто­вым, от­го­ня­ют нас от се­бя, как буд­то мы ов­цы не од­но­го ста­да. По­се­му я от­ка­зы­ва­юсь быть пас­ты­рем в ере­ти­че­ском сон­ме и пред­по­чи­таю луч­ше уме­реть, чем под­верг­нуть­ся ана­фе­ме от пер­во­свя­ти­те­лей че­ты­рех апо­столь­ских пре­сто­лов. Вам Бог да­ро­вал в ру­ки власть цар­скую, чтобы вы за­бо­ти­лись о хри­сти­ан­ском ста­де, жи­ву­щем на зем­ле. Итак воз­зри­те на скорбь ма­те­ри ва­шей – Церк­ви, не до­пу­сти­те, чтобы она пре­бы­ва­ла в неуте­ши­мой пе­ча­ли, но по­ра­де­е­те, чтобы она мог­ла вос­при­нять преж­нее свое бла­го­ле­пие. Не по­пусти­те, чтобы бо­го­мерз­кая ересь, по­доб­но вы­шед­шей на лу­га сви­нье, опу­сто­ша­ла и гу­би­ла вер­то­град Хри­стов во вре­мя ва­ше­го цар­ство­ва­ния и осквер­ня­ла бы его зло­че­сти­вым муд­ро­ва­ни­ем. У вас есть ис­кус­ный де­ла­тель, ко­то­рый по­мо­жет вам в ва­ших бла­гих на­чи­на­ни­ях. Он мо­жет воз­де­лать грозд ис­тин­но­го ис­по­ве­да­ния и, вло­жив его в то­чи­ло Бо­жи­ей Церк­ви, на­пол­нить им ча­шу пре­муд­ро­сти и при­го­то­вить для ве­ру­ю­щих пи­тие ис­тин­ной пра­во­слав­ной ве­ры.

По­сле этих слов пат­ри­ар­ха ца­ри­ца Ири­на спро­си­ла его:

– О ком ты го­во­ришь, от­че?

– Я под­ра­зу­ме­ваю здесь Та­ра­сия, ко­то­рый за­ни­ма­ет пер­вое ме­сто в ва­шем цар­ском со­ве­те, – от­ве­чал пат­ри­арх, – я знаю, что он вполне до­сто­ин управ­лять Цер­ко­вью, так как он мо­жет жез­лом сво­е­го ра­зу­ма от­ра­зить лжи­вое уче­ние ере­ти­ков, быть доб­рым пас­ты­рем сло­вес­но­го ста­да Хри­сто­ва и со­брать его во­еди­но.

Услы­шав это от пат­ри­ар­ха Пав­ла, бла­го­че­сти­вая ца­ри­ца Ири­на и ее сын царь Кон­стан­тин со скор­бью оста­ви­ли Пав­ла. Он же ска­зал неко­то­рым се­на­то­рам, остав­шим­ся у него:

– О, ес­ли бы мне не за­ни­мать пат­ри­ар­ший пре­стол в то вре­мя, ко­гда на­ша Кон­стан­ти­но­поль­ская цер­ковь бы­ла в смя­те­нии от при­тес­ни­те­лей и на­вле­ка­ла на се­бя про­кля­тие че­ты­рех все­лен­ских пат­ри­ар­хов: Рим­ско­го, Алек­сан­дрий­ско­го, Ан­тио­хий­ско­го и Иеру­са­лим­ско­го. Ес­ли не бу­дет со­бран VII Все­лен­ский Со­бор и не бу­дет осуж­де­на ересь ико­но­бор­цев, невоз­мож­но нам спа­стись.

То­гда се­на­то­ры спро­си­ли его:

– За­чем ты при по­свя­ще­нии тво­ем в пат­ри­ар­хи под­пи­сал­ся под гра­мо­той ико­но­бор­цев?

Па­вел от­ве­чал:

– По­то­му-то ныне я и рас­ка­и­ва­юсь, что под­пи­сал­ся то­гда, и бо­юсь, как бы Гос­подь не на­ка­зал ме­ня, так как я из-за стра­ха мол­чал и не про­ти­во­дей­ство­вал ере­си; ныне же я рас­ка­и­ва­юсь и утвер­ждаю, что невоз­мож­но вам спа­стись, ес­ли пре­бу­де­те в ере­си.

Вско­ре по­сле это­го пат­ри­арх Па­вел ото­шел с ми­ром к Гос­по­ду. В то вре­мя жи­те­ли Ца­рь­гра­да без вся­ко­го стра­ха и опа­се­ния ста­ли бе­се­до­вать и пре­пи­рать­ся с ере­ти­ка­ми о свя­тых ико­нах, меж­ду тем как до сих пор со вре­ме­ни Льва Ис­ав­ря­ни­на ни­кто не осме­ли­вал­ся за­го­во­рить в за­щи­ту свя­тых икон. Бла­го­че­сти­вая же ца­ри­ца Ири­на со всем цар­ским со­ве­том ста­ла отыс­ки­вать на ме­сто Пав­ла че­ло­ве­ка вполне до­стой­но­го и муд­ро­го, ко­то­рый бы мог пре­кра­тить цер­ков­ное смя­те­ние; но ни­ко­го дру­го­го, кро­ме Та­ра­сия, они не на­хо­ди­ли. Та­ра­сий был то­гда ми­ря­ни­ном; но так как вспом­ни­ли, что и Па­вел со­ве­то­вал из­брать его, то вы­бор всех оста­но­вил­ся на нем. Но Та­ра­сий силь­но от­ка­зы­вал­ся. То­гда ца­ри­ца Ири­на со­бра­ла лю­дей вся­ко­го чи­на, и свет­ских, и ду­хов­ных, и весь на­род во дво­рец, на­зы­ва­е­мый Магнаврой – он на­хо­дил­ся в пред­гра­дии на Едом­ском ме­сте – и пред всем освя­щен­ным со­бо­ром ска­за­ла: «Вам из­вест­но, что пат­ри­арх Па­вел оста­вил нас; ныне мы долж­ны из­брать се­бе на его ме­сто дру­го­го доб­ро­го пас­ты­ря и учи­те­ля Церк­ви».

На это все гром­ко за­кри­ча­ли:

– Та­ко­вым ни­кто дру­гой, кро­ме Та­ра­сия, быть не мо­жет.

Бла­жен­ный же Та­ра­сий, став по­сре­дине, ска­зал:

– Я ви­жу, что Цер­ковь Бо­жия раз­де­ле­на и разъ­еди­не­на. Как во­сточ­ные, так и за­пад­ные хри­сти­ане про­кли­на­ют нас; тя­же­ло сие разъ­еди­не­ние и страш­но от­лу­че­ние от Цар­ствия Бо­жия. Пусть бу­дет со­бран Все­лен­ский Со­бор, где мы долж­ны объ­еди­нить­ся в ве­ре; пусть бу­дет ве­ра на­ша еди­на, по­доб­но то­му как мы про­све­ще­ны еди­ным кре­ще­ни­ем; ведь ни­что так не угод­но в очах Бо­жи­их, как пре­бы­ва­ние всех в един­стве ве­ры и люб­ви. Вот это­го я, недо­стой­ный и ма­ло­опыт­ный, и тре­бую, при­ни­мая на се­бя управ­ле­ние Цер­ко­вью. Ес­ли не бу­дет со­зван Все­лен­ский Со­бор, ес­ли ико­но­бор­че­ская ересь не под­верг­нет­ся до­стой­но­му осуж­де­нию и не бу­дет еди­не­ния в ве­ре меж­ду пра­во­слав­ны­ми во­сточ­ны­ми и за­пад­ны­ми церк­ва­ми, то я не со­гла­шусь при­нять пат­ри­ар­ше­ство, чтобы не на­влечь на се­бя про­кля­тия и осуж­де­ния, ибо то­гда ни­кто из зем­ных ца­рей не мо­жет из­ба­вить ме­ня от Бо­жия су­да и веч­ной каз­ни.

Услы­шав это, все по­ста­но­ви­ли со­брать VII Все­лен­ский Со­бор и про­си­ли свя­то­го Та­ра­сия, чтобы он не от­ка­зы­вал­ся быть пас­ты­рем над ни­ми. Они обе­ща­ли ему во всем по­слу­ша­ние, по­доб­но то­му, как ов­цы вни­ма­ют гла­су сво­е­го пас­ты­ря, ибо они бы­ли твер­до уве­ре­ны, что свя­той Та­ра­сий мо­жет на­ста­вить на ис­тин­ный путь сло­вес­ное ста­до. Та­ким об­ра­зом, они скло­ни­ли Та­ра­сия вос­при­ять пер­во­свя­ти­тель­ский сан и управ­ле­ние Цер­ко­вью Кон­стан­ти­но­поль­ской. По­свя­щен­ный по­сле­до­ва­тель­но во все иерар­хи­че­ские сте­пе­ни, свя­той был воз­ве­ден на пат­ри­ар­ше­ство, имея креп­кое упо­ва­ние, что Гос­подь по­мо­жет ему ис­тре­бить ересь ико­но­бор­цев.

С пе­ре­ме­ной по­ло­же­ния свя­той Та­ра­сий пе­ре­ме­нил и об­раз жиз­ни, хо­тя и преж­де, на­хо­дясь в ми­ру, он по ду­ху был уже ино­ком; те­перь же, за­няв свя­ти­тель­ский пре­стол, он с еще боль­шей рев­но­стью стал упраж­нять­ся в ду­хов­ных по­дви­гах и сде­лал­ся ан­ге­лом во пло­ти, пла­ме­нея ду­хом, рев­ност­но ра­бо­тая пред Гос­по­дом, под­чи­няя свою плоть ду­ху и умерщ­вле­ни­ем ее до­сти­гая непо­роч­ной чи­сто­ты, ко­то­рой об­ле­че­ны ан­ге­лы. Изу­ми­тель­но бы­ло его воз­дер­жа­ние, ве­ли­ко бы­ло его по­ще­ние и неустан­на бод­рость; немно­гие ча­сы он уде­лял на сон, по це­лым но­чам пре­бы­вал в мо­лит­вах и раз­мыш­ле­нии о Бо­ге, не имел мяг­ко­го ло­жа, из­бе­гал мяг­ких оде­я­ний. Ни­кто из при­служ­ни­ков пат­ри­ар­ха не ви­дел, чтобы Та­ра­сий сни­мал с се­бя по­яс и одеж­ды, ко­гда хо­тел на немно­гое вре­мя под­кре­пить сном свои си­лы; ни­ко­гда свя­той муж не за­став­лял ко­го-ли­бо дру­го­го сни­мать обувь с его ног, па­мя­туя сло­ва Спа­си­те­ля: «Сын Че­ло­ве­че­ский не для то­го при­шел, чтобы Ему слу­жи­ли» (Мф.20:28), и все­гда был сам слу­гою се­бе, по­да­вая дру­гим при­мер сми­ре­ния. К ни­щим и убо­гим он был весь­ма ми­ло­стив, пи­тал ал­чу­щих, оде­вал ни­щих, устра­и­вал боль­ни­цы и каж­дый день от­пус­кал пи­щу со сво­е­го пат­ри­ар­ше­го дво­ра, а в день Вос­кре­се­ния Хри­сто­ва и в дру­гие празд­нич­ные дни устра­и­вал для неиму­щих тра­пе­зу, во вре­мя ко­то­рой сам при­слу­жи­вал убо­гим. Кро­ме то­го, свя­той Та­ра­сий устра­и­вал стран­но­при­им­ни­цы и на сред­ства, остав­ши­е­ся ему по­сле ро­ди­те­лей, устро­ил мо­на­стырь на Бос­фо­ре Фра­кий­ском, в ко­то­ром со­брал лик доб­ро­де­тель­ных ино­ков; из них мно­гие до­стиг­ли та­ко­го со­вер­шен­ства, что бы­ли при­зы­ва­е­мы на ар­хи­ерей­ские пре­сто­лы и яв­ля­лись непо­ко­ле­би­мы­ми стол­па­ми ка­фо­ли­че­ской ве­ры. Осо­бен­но же ста­рал­ся свя­той Та­ра­сий о том, чтобы вос­ста­но­вить по­чи­та­ние свя­тых икон и нис­про­верг­нуть бо­го­хуль­ную ико­но­бор­че­скую ересь. По­се­му он все­гда на­по­ми­нал ца­рям, чтобы они со­зва­ли Все­лен­ский Со­бор.

И вот царь Кон­стан­тин и ца­ри­ца Ири­на, мать его, ко­то­рая вслед­ствие ма­ло­лет­не­го воз­рас­та сы­на сво­е­го управ­ля­ла то­гда всем цар­ством, вме­сте со свя­тей­шим Та­ра­си­ем на­пи­са­ли по­сла­ния ко всем пат­ри­ар­хам и епи­ско­пам, при­зы­вая их на со­бор. Епи­ско­пы из раз­ных мест со­бра­лись в Ца­рь­град, пат­ри­ар­хи же при­сла­ли сво­их на­мест­ни­ков: рим­ский па­па Адри­ан вслед­ствие за­труд­ни­тель­но­сти да­ле­ко­го пу­те­ше­ствия сам не при­был на со­бор; а Алек­сан­дрий­ский, Ан­тио­хий­ский и Иеру­са­лим­ский пат­ри­ар­хи в то вре­мя уже на­хо­ди­лись под игом ага­рян, так что не име­ли воз­мож­но­сти лич­но при­сут­ство­вать на со­бо­ре; по­то­му в ка­че­стве сво­их за­ме­сти­те­лей они при­сла­ли ду­хов­ных лиц, от­ли­чав­ших­ся сво­им бла­го­че­сти­ем и пре­муд­ро­стью.

Ме­стом для со­бор­ных со­ве­ща­ний бы­ла из­бра­на ве­ли­кая цер­ковь, воз­двиг­ну­тая Кон­стан­ти­ном Ве­ли­ким, пер­вым ца­рем хри­сти­ан­ским, и пе­ре­стро­ен­ная и ве­ли­ко­леп­но от­де­лан­ная им­пе­ра­то­ром Юс­ти­ни­а­ном; в сей церк­ви и со­бра­лись со свя­тей­шим Та­ра­си­ем епи­ско­пы и на­мест­ни­ки про­чих пат­ри­ар­хов; здесь же при­сут­ство­вал и юный царь Кон­стан­тин с ма­те­рью Ири­ною. Вдруг в храм во­рвал­ся мно­го­чис­лен­ный полк во­ору­жен­ных во­и­нов, по­сле­до­ва­те­лей ере­си ико­но­бор­че­ской, в ко­то­рую они бы­ли во­вле­че­ны де­дом цар­ским Кон­стан­ти­ном Ко­про­ни­мом и в ко­то­рой пре­бы­ва­ли до се­го дня. По­буж­да­е­мые тай­но неко­то­ры­ми епи­ско­па­ми и вель­мо­жа­ми, за­ра­жен­ны­ми той же ере­сью, эти за­ко­ре­не­лые в ико­но­бор­че­ских за­блуж­де­ни­ях во­и­ны, во­ору­жив­шись, при­шли к церк­ви и устре­ми­лись внутрь ее с ве­ли­ким воп­лем. «Не до­пу­стим, – кри­ча­ли они, – чтобы вы от­верг­ли дог­ма­ты ца­ря Кон­стан­ти­на; пусть бу­дет твер­дым и непо­ко­ле­би­мым то, что на сво­ем со­бо­ре он утвер­дил и за­ко­но­по­ло­жил; мы не до­пу­стим, чтобы в храм Бо­жий вно­си­ли идо­лов (так они на­зы­ва­ли свя­тые ико­ны); ес­ли же кто осме­лит­ся не по­ви­но­вать­ся опре­де­ле­ни­ям со­бо­ра Кон­стан­ти­на Ко­про­ни­ма и, от­вер­гая его по­ста­нов­ле­ния, станет вно­сить идо­лов, то сия зем­ля обаг­рит­ся кро­вью епи­ско­пов».

Ви­дя та­кое вол­не­ние и воз­му­ще­ние, ца­ри­ца с ца­рем по­да­ли знак епи­ско­пам, чтобы те под­ня­лись со сво­их мест, – и то­гда все, быв­шие на со­бо­ре, разо­шлись. Но по про­ше­ствии несколь­ких дней во­и­ны и их пред­во­ди­те­ли бы­ли как сле­ду­ет на­ка­за­ны бла­го­че­сти­вой ца­ри­цей Ири­ной, ли­ше­ны во­ин­ско­го чи­на и разо­сла­ны по се­лам для об­ра­ба­ты­ва­ния зем­ли. По­сле это­го ме­сто для за­се­да­ний со­бо­ра бы­ло при­го­тов­ле­но в вифин­ском го­ро­де Ни­кее. Здесь уже про­ис­хо­дил I Все­лен­ский Со­бор со­зван­ный для осуж­де­ния ере­си зло­че­сти­во­го Ария], здесь же ре­ше­но бы­ло со­брать­ся и те­перь. И вот сю­да при­бы­ли свя­тей­ший Та­ра­сий пат­ри­арх Кон­стан­ти­но­поль­ский, и вме­сте с ним на­мест­ни­ки пат­ри­ар­шие, ко­и­ми бы­ли: от Адри­а­на, па­пы Рим­ско­го, – глав­ный пре­сви­тер рим­ский Петр и дру­гой Петр – инок, от По­ли­ци­а­на, пат­ри­ар­ха Алек­сан­дрий­ско­го – свя­щен­но­и­нок Фо­ма, от Фе­о­до­ри­та Ан­тио­хий­ско­го и Илии Иеру­са­лим­ско­го – свя­щен­но­и­нок Иоанн. Кро­ме это­го, свя­той Та­ра­сий взял с со­бою так­же неко­е­го му­жа из цар­ских со­вет­ни­ков – Ни­ки­фо­ра, ко­то­рый по смер­ти свя­то­го Та­ра­сия был воз­ве­ден на пат­ри­ар­ший пре­стол за свою доб­ро­де­тель­ную жизнь. Все­го же яви­лось на сей со­бор 367 свя­тых от­цов. Со­брав­шись с ни­ми в Ни­кее, свя­тей­ший пат­ри­арх Та­ра­сий от­крыл за­се­да­ния со­бо­ра в са­мой боль­шой церк­ви се­го го­ро­да.

Пер­вое за­се­да­ние VII Все­лен­ско­го Со­бо­ра про­ис­хо­ди­ло 24 сен­тяб­ря в день па­мя­ти свя­той пер­во­му­че­ни­цы Фек­лы. За­се­да­ние от­кры­лось всту­пи­тель­ной ре­чью свя­то­го Та­ра­сия, в ко­то­рой он, из­ло­жив при­чи­ны со­зва­ния со­бо­ра, об­ра­тил­ся к епи­ско­пам с уве­ща­ни­ем, чтобы они рас­суж­да­ли спра­вед­ли­во и ис­ко­ре­ни­ли бы непра­во­слав­ные уче­ния, недав­но вне­сен­ные в Цер­ковь. Про­чте­но так­же бы­ло и цар­ское по­сла­ние к со­бо­ру, в ко­то­ром упо­ми­на­лось о том, как пат­ри­арх Па­вел, уми­рая, со­ве­то­вал со­звать со­бор для ис­ко­ре­не­ния ере­си ико­но­бор­цев. Свя­тые от­цы бла­го­сло­ви­ли ца­ря и его мать за их ве­ли­кое по­пе­че­ние о пра­во­слав­ной ве­ре. По­сле это­го при­сту­пи­ли к слу­ша­нию вы­ра­же­ний рас­ка­я­ния со сто­ро­ны епи­ско­пов, впав­ших в ересь, ко­то­рые ана­фе­мат­ство­ва­ли свои преж­ние за­блуж­де­ния и вы­ска­за­ли пра­во­слав­ное ис­по­ве­да­ние ве­ры. Один из них – Ва­си­лий Ан­кир­ский дер­жа в ру­ках этот сви­ток, чи­тал: «Не по­чи­та­ю­щим свя­тые ико­ны – ана­фе­ма; име­ну­ю­щим свя­тые ико­ны идо­ла­ми – ана­фе­ма; при­во­дя­щим из­ре­че­ния Свя­щен­но­го Пи­са­ния про­тив по­кло­не­ния свя­тым ико­нам – ана­фе­ма; от­вер­га­ю­щим пре­да­ния свя­тых от­цов, как от­вер­га­ли их Арий, Несто­рий, Ев­ти­хий, Ди­о­скор – ана­фе­ма; утвер­жда­ю­щим, что не от свя­тых от­цов ис­хо­дит по­чи­та­ние икон, – ана­фе­ма; утвер­жда­ю­щим, что ка­фо­ли­че­ская цер­ковь при­ем­лет идо­лов, – ана­фе­ма».

Так­же по­сту­пи­ли и мно­гие дру­гие епи­ско­пы, и всем по­ка­яв­шим­ся епи­ско­пам да­но бы­ло ме­сто на со­бо­ре сре­ди про­чих епи­ско­пов пра­во­слав­ных. Суд же над те­ми, ко­то­рые ко­ле­ба­лись, был от­ло­жен на неко­то­рое вре­мя. При этом свя­той Та­ра­сий ска­зал: «Труд­но под­да­ют­ся из­ле­че­нию за­ста­ре­лые бо­лез­ни и труд­но ис­ко­ре­ня­ют­ся злые нра­вы. Но ес­ли лю­ди, неду­гу­ю­щие ду­хов­но, ис­тин­но ка­ют­ся, то свя­той со­бор при­ни­ма­ет их и не ли­ша­ет их са­на».

Свя­той со­бор про­дол­жал­ся 30 дней; в это вре­мя участ­ни­ки со­бо­ра, схо­дясь, рас­смат­ри­ва­ли в Бо­же­ствен­ном Пи­са­нии и в уче­нии свя­тых от­цов и учи­те­лей Церк­ви те ме­ста, ко­то­рые име­ли от­но­ше­ние к дог­ма­ту о по­чи­та­нии свя­тых икон, и на ос­но­ва­нии Свя­щен­но­го Пи­са­ния и цер­ков­но­го пре­да­ния по­ра­жа­ли зло­вер­ное муд­ро­ва­ние ере­ти­ков. При этом они при­во­ди­ли до­сто­вер­ную ис­то­рию о свя­том убру­се, на ко­ем Хри­стос Гос­подь изо­бра­зил свя­той лик Свой и по­слал его Ав­га­рю Едес­ско­му, ко­то­рый лишь толь­ко по­кло­нил­ся пред изо­бра­же­ни­ем, тот­час по­лу­чил ис­це­ле­ние от бо­лез­ни; при­во­ди­ли на па­мять так­же и пре­да­ние об иконе свя­тых Апо­сто­лов Пет­ра и Пав­ла, ко­то­рую свя­той Силь­вестр, па­па Рим­ский, по­ка­зал ца­рю Кон­стан­ти­ну; го­во­ри­ли и об иконе Хри­сто­вой, над ко­ей над­ру­га­лись в Бе­ри­те иудеи, за что и бы­ли на­ка­за­ны; вос­по­ми­на­ли, как об этом сви­де­тель­ству­ет свя­той Афа­на­сий. Ко­гда чи­та­ли по­весть об этой иконе, все свя­тые от­цы пла­ка­ли. На­ко­нец, они про­кля­ли ересь ико­но­бор­цев и утвер­ди­ли по­чи­та­ние свя­тых икон; ве­ли­кая ра­дость бы­ла по се­му слу­чаю во свя­тых церк­вах, ко­то­рые при­ни­ма­ли с сер­деч­ным ли­ко­ва­ни­ем утвер­жде­ние ико­но­по­чи­та­ния, и весь на­род тор­же­ство­вал, про­воз­гла­шая бла­гие по­же­ла­ния ца­рям и пас­ты­рям. Так, ве­ли­ким по­пе­че­ни­ем свя­тей­ше­го пат­ри­ар­ха Та­ра­сия и тща­ни­ем бла­го­че­сти­вой ца­ри­цы Ири­ны ересь ико­но­бор­цев бы­ла от­вер­же­на и по­пра­на, и Церк­ви Хри­сто­вой был да­ро­ван мир.

Свя­той Та­ра­сий муд­ро пра­вил Цер­ко­вью Бо­жи­ей, был за­ступ­ни­ком оби­жен­ных, по­мощ­ни­ком на­хо­див­шим­ся в бе­дах. Так цар­ский про­то­спа­фа­рий[26] Иоанн под­верг­ся за некую ви­ну за­клю­че­нию и же­сто­чай­шим пыт­кам; из­ба­вив­шись но­чью от оков, он при­бе­жал к хра­му и укрыл­ся в тра­пе­зе цер­ков­ной, умо­ляя о ми­ло­сти и об из­бав­ле­нии от смер­ти. То­гда свя­ти­тель Бо­жий Та­ра­сий за­щи­тил его и не вы­дал при­шед­шим за ним во­и­нам от ца­ри­цы Ири­ны. Они ста­ли сте­речь его при две­рях то­го хра­ма днем и но­чью, до­жи­да­ясь то­го вре­ме­ни, ко­гда он вый­дет. Ибо они ду­ма­ли, что он все-та­ки в кон­це кон­цов при­нуж­ден бу­дет вый­ти из церк­ви. Но свя­ти­тель Бо­жий, по­сы­лая ему пи­щу от сво­ей тра­пезы, дал ему воз­мож­ность не вы­хо­дить из ал­та­ря цер­ков­но­го; ко­гда же ему необ­хо­ди­мо бы­ло вы­хо­дить из хра­ма, он сам про­во­жал его, скры­вая его под сво­ей ман­ти­ей, и по­том сно­ва воз­вра­щал его с та­ки­ми же предо­сто­рож­но­стя­ми в цер­ковь. Так дей­ство­вал он дол­гое вре­мя и слу­жил че­ло­ве­ку то­му, как раб, не гну­ша­ясь та­ко­го де­ла. И пас доб­рый пас­тырь свою ов­цу, за­щи­щая ее от смер­ти; на­ко­нец, сво­ей ар­хи­ерей­ской вла­стью сме­ло свя­той Та­ра­сий по­ло­жил пре­дел ис­ка­тель­ству тех лиц, ко­то­рые хо­те­ли умерт­вить на­хо­дя­ще­го­ся под его по­кро­ви­тель­ством че­ло­ве­ка: он за­явил им, что на­ло­жит на них от­лу­че­ние от Церк­ви, ес­ли они бу­дут про­дол­жать пре­сле­до­вать за­клю­чен­но­го. Так про­то­спа­фа­рий осво­бо­дил­ся от су­да и из­бе­жал каз­ни, бла­го­да­ря за­ступ­ни­че­ству сво­е­го доб­ро­го пас­ты­ря свя­то­го Та­ра­сия. Меж­ду тем царь Кон­стан­тин, до­стиг­нув два­дца­ти­лет­не­го воз­рас­та, по на­ве­ту злых сво­их со­вет­ни­ков устра­нил от вла­сти мать свою, бла­го­че­сти­вую ца­ри­цу Ири­ну, ко­то­рая муд­ро пра­ви­ла всем го­су­дар­ством, и стал пра­вить еди­но­лич­но. При этом, осво­бо­див­шись от опе­ки ма­те­ри, он пре­дал­ся из­ли­ше­ствам и стал ве­сти небла­го­при­стой­ную жизнь. Он без вся­ко­го по­во­да воз­не­на­ви­дел за­кон­ную су­пру­гу свою ца­ри­цу Ма­рию[27] и рас­па­лил­ся пре­ступ­ной лю­бо­вью к дру­гой, по име­ни Фе­о­до­тия; с нею он стал тай­но жить и за­ду­мал сде­лать ее сво­ей су­пру­гой и ца­ри­цей, а за­кон­ную свою су­пру­гу – за­то­чить. Ста­ра­ясь об­ви­нить Ма­рию, он воз­вел на нее лож­ную кле­ве­ту, буд­то она хо­те­ла по­гу­бить его по­сред­ством отра­вы. Эту ложь царь всем вы­да­вал за ис­ти­ну и всем рас­ска­зы­вал об этом. Ца­рю по­ве­ри­ли, и слух о на­ме­ре­нии ца­ри­цы отра­вить его рас­про­стра­нил­ся в на­ро­де. Весть об этом до­шла и до свя­тей­ше­го пат­ри­ар­ха Та­ра­сия. Пат­ри­арх опе­ча­лил­ся, ура­зу­мев ко­вар­ство ца­ря, ибо он твер­до был уве­рен в неви­нов­но­сти ца­ри­цы Ма­рии. По­это­му он стал по­мыш­лять, как бы вра­зу­мить Кон­стан­ти­на и рас­крыть ему его гре­хов­ность и неправ­ду. В это вре­мя к свя­тей­ше­му пат­ри­ар­ху при­шел один из лю­би­мых цар­ских вель­мож и стал ему пе­ре­да­вать из­ве­стие о том, как ца­ри­ца при­го­то­ви­ла яд для ца­ря, вы­да­вая ложь за ис­ти­ну. В кон­це рас­ска­за он при­ба­вил: «Те­перь те­бе, свя­тей­ший отец, над­ле­жит бла­го­сло­вить ца­ря на но­вый брак с вер­ней­шей су­пру­гой».

Эти сло­ва силь­но опе­ча­ли­ли свя­то­го Та­ра­сия; он да­же про­сле­зил­ся и на­чал го­во­рить так: «Ес­ли царь дей­стви­тель­но за­мыс­лил то, что ты го­во­ришь, ес­ли он на са­мом де­ле же­ла­ет от­лу­чить от се­бя Ма­рию, ко­то­рая со­пря­же­на с ним по за­ко­ну Бо­жию и об­ра­зу­ет с ним од­ну плоть, то я не знаю, как пе­ре­не­сет он стыд и по­но­ше­ние от ли­ца всех лю­дей? При­во­дит ме­ня в недо­уме­ние и то, как мо­жет он по­сле то­го быть при­ме­ром це­ло­муд­рия для сво­их под­дан­ных, как мо­жет он воз­буж­дать всех к воз­дер­жа­нию? Неуже­ли он бу­дет в со­сто­я­нии су­дить и каз­нить за гре­хи пре­лю­бо­де­я­ния, сам бу­дучи омра­чен та­ким без­за­кон­ным во­жде­ле­ни­ем? До­пу­стим, что все ска­зан­ное то­бой, – ис­ти­на, но ведь сле­ду­ет же вни­мать гла­су Гос­под­ню: «Кто раз­во­дит­ся с же­ною сво­ею, кро­ме ви­ны лю­бо­де­я­ния, тот по­даст ей по­вод пре­лю­бо­дей­ство­вать» (Мф.5:32). Да и прав­да ли то, что ца­ри­ца при­го­то­ви­ла для ца­ря смер­то­нос­ный яд? Ведь в та­ком слу­чае раз­ве мог быть у нее дру­гой муж, бо­лее доб­лест­ный и кра­си­вый, чем наш го­су­дарь, ко­то­рый от­ли­ча­ет­ся сво­ей кра­со­той и цве­ту­щей мо­ло­до­стью. Нет, я яс­но ви­жу, что вся эта ложь на­прав­ле­на толь­ко на то, чтобы обес­че­стить чест­ный брак, осквер­нить несквер­ное ло­же и дать вос­тор­же­ство­вать пре­лю­бо­де­я­нию. Та­ков мой от­вет, и не толь­ко мой лич­но, но и всех, по­доб­ных мне, пас­ты­рей и от­цов. Воз­ве­сти тем, кто по­слал те­бя, что мы не ве­рим ска­зан­но­му то­бою, мы ско­рее го­то­вы пе­ре­не­сти смерть и тяж­кие му­ки, неже­ли дать бла­го­сло­ве­ние на та­кое без­за­кон­ное де­ло. Пусть царь зна­ет, что нет на­ше­го со­гла­сия на его непра­вед­ный умы­сел».

Услы­шав это, вель­мо­жа со скор­бью оста­вил пат­ри­ар­ха и воз­ве­стил ца­рю все, что он слы­шал от бла­жен­но­го Та­ра­сия. На ца­ря на­па­ло то­гда раз­ду­мье, и ди­вил­ся он та­кой твер­до­сти и неустра­ши­мой рев­но­сти пат­ри­ар­ха; он да­же стал несколь­ко бо­ять­ся, как бы свя­той Та­ра­сий не вос­пре­пят­ство­вал ему в до­сти­же­нии его на­ме­ре­ния. По­это­му он ре­шил при­звать к се­бе свя­то­го му­жа и при­нять его с че­стью, на­де­ясь сво­и­ми сло­ва­ми умяг­чить серд­це пат­ри­ар­ха и скло­нить его на свою сто­ро­ну.

Свя­той Пат­ри­арх Та­ра­сий при­шел к ца­рю вме­сте с чест­ным стар­цем Иоан­ном, ко­то­рый был на VII Все­лен­ском Со­бо­ре на­мест­ни­ком от пат­ри­ар­хов Ан­тио­хий­ско­го и Иеру­са­лим­ско­го. Ко­гда Кон­стан­тин и при­шед­шие к нему, по обы­чаю се­ли, царь об­ра­тил­ся к пат­ри­ар­ху со сле­ду­ю­щей ре­чью: «Чрез по­слан­ни­ка я со­об­щил уже те­бе, чест­ней­ший от­че, о том, что слу­чи­лось с на­ми. Я по­чи­таю и ува­жаю те­бя как от­ца, по­се­му ни­че­го не хо­чу скры­вать от те­бя. Но мне ка­жет­ся необ­хо­ди­мым са­мо­му лич­но со­об­щить те­бе о той враж­де и о тех коз­нях, кои мне стро­ит моя су­пру­га. Не от Бо­га она да­на мне; ибо ей над­ле­жа­ло бы быть мо­ей по­мощ­ни­цей, а она ока­за­лась не по­мощ­ни­цей мне, а злей­шим мо­им вра­гом. Са­мый за­кон по­веле­ва­ет мне раз­лу­чить­ся с ней, и се­му мо­е­му на­ме­ре­нию ни­кто не мо­жет вос­пре­пят­ство­вать. Ведь ее ви­на, ее злой умы­сел у всех на гла­зах. По­се­му она долж­на по опре­де­ле­нию су­да или пре­тер­петь смерт­ную казнь, или же быть по­стри­же­на в ино­че­ство. Же­лая ока­зать ей ми­ло­сер­дие, я го­тов огра­ни­чить­ся по­стри­же­ни­ем ее в мо­на­стырь: пусть она скор­бит и рас­ка­и­ва­ет­ся до са­мой сво­ей смер­ти в сво­ем пре­гре­ше­нии. Ведь она за­хо­те­ла умерт­вить отра­вой не про­сто­го че­ло­ве­ка, не чу­жо­го ко­го-ли­бо, но сво­е­го су­пру­га, ца­ря, гроз­но­го для вра­гов. Ес­ли бы удал­ся ее гнус­ный за­мы­сел, то все цар­ство бы­ло бы охва­че­но нема­лым смя­те­ни­ем, и о зло­де­я­нии ее про­нес­ся бы слух по всей зем­ле».

При по­след­них сло­вах царь дал знак слу­гам. Они немед­лен­но при­нес­ли стек­лян­ный со­суд, где на­хо­ди­лась ка­кая-то мут­ная жид­кость. Царь по­ка­зы­вал его свя­тей­ше­му пат­ри­ар­ху, го­во­ря, что это смер­то­нос­ный яд, ко­то­рым ца­ри­ца тай­но хо­те­ла ли­шить его жиз­ни.

При этом он до­ба­вил: «Нуж­но ли еще до­ка­за­тель­ство ви­нов­но­сти ца­ри­цы, ко­гда мы име­ем в ру­ках это ору­дие ее зло­го умыс­ла? Не яс­но ли, че­го она до­стой­на? К че­му же те­перь от­ла­гать нам суд над нею? Нет, от­че, ско­рее по­со­ве­туй ей при­нять на се­бя по­стри­же­ние, ес­ли хо­чешь ви­деть ее в жи­вых. Я не мо­гу бо­лее жить с ней в су­пру­же­стве, не мо­гу смот­реть на нее, не мо­гу пе­ре­но­сить ее, ибо все­гда у ме­ня пред гла­за­ми сие смер­то­нос­ное пи­тье, ко­то­рое она при­го­то­ви­ла для ме­ня».

Ви­дя, что царь уязв­лен нечи­стой по­хо­тью, и по­ни­мая, что он неспра­вед­ли­во об­ви­нил непо­вин­ную и це­ло­муд­рен­ную ца­ри­цу для удо­вле­тво­ре­ния сво­е­го же­ла­ния, свя­тей­ший Та­ра­сий, не стра­шась, ска­зал ему:

– Царь, не воз­дви­гай бра­ни на за­кон, уста­нов­лен­ный Са­мим Бо­гом, не вос­ста­вай с тай­ным ко­вар­ством про­тив ис­ти­ны, при­кры­ва­ясь лу­ка­вым из­мыш­ле­ни­ем, и пре­сту­пая и раз­ру­шая за­по­ве­ди Бо­жии. Ца­рю над­ле­жит все де­лать яв­но, сво­бод­но, с чи­стой со­ве­стью; ни­че­го не дол­жен он пред­при­ни­мать тай­но и ко­вар­но про­тив Бо­га, да­ро­вав­ше­го ему ве­нец цар­ский, пре­сту­пая Бо­же­ствен­ные по­ве­ле­ния. Яс­но для всех, что ца­ри­ца со­вер­шен­но неви­нов­на в том, в чем ее об­ви­ня­ют, буд­то она умыш­ля­ла умерт­вить ца­ря. Ибо кто мо­жет срав­нить­ся с то­бою по кра­со­те, ко­го бы она мог­ла по­лю­бить бо­лее те­бя, чтобы возы­меть злую мысль отра­вить те­бя? Кто бо­лее те­бя об­ла­да­ет вла­стью и поль­зу­ет­ся по­че­том, кто по сво­е­му бла­го­род­ству и по бо­гат­ству вы­ше те­бя, по­чтен­но­го цар­ствен­ной вла­стью и че­стью и вла­де­ю­ще­го боль­ши­ми бо­гат­ства­ми, – ко­го бы ца­ри­ца мог­ла пред­по­честь? Ве­ли­ка дер­жа­ва твоя, ты пре­вос­хо­дишь всех сво­им бла­го­род­ством, ибо отец твой, дед и пра­дед за­ни­ма­ли цар­ский пре­стол; ты сла­вишь­ся во всех кон­цах зем­ли, и невоз­мож­но пе­ре­счи­тать тво­их со­кро­вищ. Кто же мо­жет быть луч­ше те­бя для тво­ей ца­ри­цы? Нет, царь, не мо­жет быть то­го, что го­во­ришь ты, это – ложь, из­мыш­лен­ная для по­до­рва­ния тво­ей цар­ской дер­жа­вы и на по­сме­я­ние на­ро­дов, чтобы те­бе быть прит­чею во язы­цех. Мы не дер­за­ем раз­ру­шить ваш за­кон­ный су­пру­же­ский со­юз, так как стра­шим­ся су­да Бо­жия, и не мо­жем дать ве­ры тем слу­хам, ко­и­ми ста­ра­ют­ся окле­ве­тать цар­скую су­пру­гу. Нет, мы не сде­ла­ем это­го, хо­тя бы нам при­шлось пре­тер­петь му­че­ния и стра­да­ния. Мы зна­ем, что ты име­ешь гре­хов­ное во­жде­ле­ние к некой жен­щине и да­же хо­чешь со­че­тать­ся с ней без­за­кон­ным бра­ком. Как мо­жем мы по­чти­тель­но от­но­сить­ся к те­бе, царь, ко­гда уви­дим, что ты яв­но на­ру­ша­ешь за­по­ве­ди Бо­жии? Как мо­жешь ты то­гда вхо­дить в ал­тарь к Бо­же­ствен­но­му пре­сто­лу, чтобы вме­сте с на­ми при­ча­стить­ся Пре­чи­стых Хри­сто­вых Та­ин? Сви­де­тель­ству­ем Са­мим Бо­гом, что мы не мо­жем до­пу­стить те­бя в ал­тарь для Бо­же­ствен­но­го при­ча­ще­ния, хо­тя ты и царь. Ибо еще древним иере­ям бы­ло ска­за­но: «Не да­вай­те по­пи­рать ал­та­ря мо­е­го».

Ска­зав это, свя­тей­ший пат­ри­арх смолк. По­сле него мно­го уве­ще­вал ца­ря вы­ше­упо­мя­ну­тый ста­рец Иоанн. Но царь не хо­тел их и слу­шать, а при­хо­дил в боль­шой гнев и ярость. Недо­воль­ны бы­ли и все окру­жав­шие ца­ря са­нов­ни­ки и вла­сти­те­ли. Один из них, пат­ри­ций по сво­е­му про­ис­хож­де­нию, хва­лил­ся да­же, что он сво­и­ми ру­ка­ми вса­дит меч во чре­во стар­ца Иоан­на за то, что он го­во­рит про­тив­ное во­ле цар­ской. Ис­пол­нен­ный гне­ва, царь при­ка­зал их обо­их – и свя­тей­ше­го пат­ри­ар­ха Та­ра­сия, и чест­но­го стар­ца Иоан­на – с бес­че­сти­ем из­гнать из цар­ско­го двор­ца. И ушли от него эти два му­жа, из­гнан­ные прав­ды ра­ди, под­ра­жая свя­то­му Иоан­ну Кре­сти­те­лю, ко­то­рый неко­гда об­ли­чил без­за­кон­ный брак Иро­да. Ис­хо­дя, они от­тряс­ли прах от сво­их ног и ска­за­ли: «Мы не от­вет­ствен­ны в ва­шем без­за­ко­нии».

Царь же из­гнал из сво­их па­лат за­кон­ную ца­ри­цу в жен­ский мо­на­стырь, на­силь­но по­стриг ее там, а сам от­празд­но­вал брак с на­лож­ни­цей сво­ей Фе­о­до­ти­ей, ко­то­рая бы­ла даль­ней род­ствен­ни­цей ему по от­цу. Этот без­за­кон­ный брак со­вер­шил без ве­до­ма пат­ри­ар­ха ико­ном цер­ков­ный, пре­сви­тер Иосиф, ко­то­рый за свое дер­зост­ное де­я­ние впо­след­ствии был от­лу­чен от Церк­ви. Свя­тей­ший пат­ри­арх вся­че­ски ста­рал­ся рас­торг­нуть этот пре­лю­бо­дей­ный брак, но не мог, ибо царь по­хва­лял­ся, что он сно­ва воз­двигнет ересь ико­но­бор­цев, ес­ли ему за­пре­тят этот брак. По­это­му свя­той Та­ра­сий оста­вил ца­ря пре­бы­вать в его без­за­ко­нии, чтобы Цер­ковь Хри­сто­ву не по­стиг­ло еще боль­шее зло. Ибо свя­той пат­ри­арх все­гда пом­нил, что отец, дед и пра­дед се­го ца­ря бы­ли ере­ти­ка­ми-ико­но­бор­ца­ми, из­бив­ши­ми мно­гих хри­сти­ан за по­чи­та­ние свя­тых икон. Царь, гне­ва­ясь на пат­ри­ар­ха, вся­че­ски при­тес­нял его, но свя­ти­тель все это тер­пе­ли­во пе­ре­но­сил, бла­го­да­ря Бо­га и по­сту­пая со­глас­но со сво­им вы­со­ким са­ном ар­хи­пас­ты­ря. Но чрез неко­то­рое вре­мя ца­ря по­стиг­ла Бо­жия ка­ра. Мать его, бла­го­че­сти­вая ца­ри­ца Ири­на, уже дав­но ви­де­ла злое и без­за­кон­ное жи­тие его; она ви­де­ла, как сын ее по­пи­ра­ет за­кон Бо­жий и го­тов воз­двиг­нуть сно­ва ико­но­бор­ство. Бо­лее лю­бя Бо­га и Его прав­ду, чем сво­е­го соб­ствен­но­го сы­на, она, по­со­ве­то­вав­шись с глав­ней­ши­ми са­нов­ни­ка­ми, вос­ста­ла на сы­на сво­е­го, взя­ла его под стра­жу и за­клю­чи­ла в том двор­це, где он ро­дил­ся и ко­то­рый был из­ве­стен под име­нем Пор­фи­ри­е­ва двор­ца. По­том она при­ка­за­ла осле­пить его, по­доб­но то­му, как пять лет то­му на­зад он осле­пил трех бра­тьев сво­е­го от­ца: Ни­ки­ту, Ан­фи­ма и Ев­док­сия. Так царь, по­лу­чив на­ка­за­ние по сво­им де­лам, умер от бо­лез­ни. А Ири­на сно­ва при­ня­ла цар­ский ски­петр и ис­пра­ви­ла все то, что при­шло в рас­строй­ство в цар­ство­ва­ние ее сы­на.

С то­го вре­ме­ни свя­той угод­ник Бо­жий Та­ра­сий пре­бы­вал в ми­ре и ти­шине, рев­ност­но па­ся сло­вес­ное свое ста­до и управ­ляя Цер­ко­вью, очи­щен­ной от ере­ти­ков. С са­мо­го дня сво­е­го по­свя­ще­ния, он еже­днев­но сам со­вер­шал бо­же­ствен­ную ли­тур­гию и ни­ко­гда не остав­лял это­го обы­чая, раз­ве толь­ко по бо­лез­ни. Ко­гда свя­той до­стиг пре­клон­но­го воз­рас­та, он впал в недуг те­лес­ный. Да­же чув­ствуя при­бли­же­ние сво­ей кон­чи­ны, свя­тей­ший пат­ри­арх Та­ра­сий не остав­лял сво­е­го обык­но­ве­ния, по­ка не сде­лал­ся на­столь­ко слаб, что уже не мог под­ни­мать­ся с од­ра. Лишь то­гда толь­ко он пе­ре­стал сам со­вер­шать бо­же­ствен­ную ли­тур­гию.

При сво­ей кон­чине свя­той Та­ра­сий бо­рол­ся с нечи­сты­ми ду­ха­ми и по­бе­до­нос­но по­ра­жал их. Ко­гда они, ис­сле­дуя жизнь его с са­мой юно­сти, ста­ра­лись лож­но при­пи­сать ему мно­го непра­вед­ных дел, он от­ве­чал им: «Я непо­ви­нен в том, о чем вы го­во­ри­те; вы лож­но кле­ве­ще­те на ме­ня; нет у вас на­до мной ни­ка­кой вла­сти».

При этом был опи­са­тель жи­тия его Иг­на­тий, епи­скоп Ни­кей­ский, быв­ший то­гда еще диа­ко­ном. На­кло­нив­шись к бо­ля­ще­му, Иг­на­тий слы­шал эти сло­ва свя­то­го. Ко­гда уже свя­той Та­ра­сий не мог вла­деть язы­ком, он ру­кой от­го­нял бе­сов и пре­одоле­вал их. При ис­хо­де дня, ко­гда по обы­чаю вос­пе­ва­ли псал­мы Да­ви­до­вы и на­ча­ли петь этот пса­лом: «При­к­ло­ни, Гос­по­ди, ухо Твое и услышь ме­ня» (Пс.85:1), свя­той Та­ра­сий мир­но пре­дал Гос­по­ду свя­тую свою ду­шу, при­чем ли­цо его про­свет­ле­ло. Этот свя­ти­тель пас Цер­ковь Бо­жию 22 го­да и скон­чал­ся в цар­ство­ва­ние им­пе­ра­то­ра Ни­ки­фо­ра, взо­шед­ше­го на пре­стол по­сле Ири­ны. Царь, весь на­род, вель­мо­жи, ду­хов­ные и ми­ряне, а осо­бен­но ни­щие и убо­гие, си­ро­ты и вдо­ви­цы, силь­но скор­бе­ли о нем. Ибо ко всем он был ми­ло­стив, ко всем от­но­сил­ся, как доб­рый пас­тырь, люб­ве­обиль­ный отец и опыт­ный на­став­ник, каж­до­му по­мо­гал в бе­дах и несча­сти­ях.

Чест­ное те­ло свя­то­го Та­ра­сия по­греб­ли в устро­ен­ном им же са­мим мо­на­сты­ре на Бос­фо­ре, и мно­гие по­лу­ча­ли ис­це­ле­ния от его гро­ба.

Та­ко­ва, на­при­мер, од­на жен­щи­на, стра­дав­шая мно­го лет кро­во­те­че­ни­ем. Так как в тот мо­на­стырь был воз­бра­нен вход жен­щи­нам, то она во­шла в мо­на­стырь, одев­шись в муж­ские ри­зы. С ве­рой она кос­ну­лась гроб­ни­цы свя­тей­ше­го Та­ра­сия, взя­ла елей из лам­па­ды, ви­сев­шей пред гроб­ни­цей, – и тот­час же по­лу­чи­ла ис­це­ле­ние от сво­е­го неду­га. То же де­ла­ли и дру­гие жен­щи­ны, – и все ис­це­ля­лись от сво­их неду­гов. Некий муж, ви­дев­ший од­ним толь­ко гла­зом, по­лу­чил ис­це­ле­ние у гро­ба свя­то­го, ко­гда по­ма­зал свое не ви­дев­шее око еле­ем из лам­па­ды. Один су­хо­ру­кий, при­дя с ве­рою, по­ма­зал еле­ем свою ру­ку и по­лу­чил ис­це­ле­ние. Мно­го и дру­гих недуж­ных по­лу­ча­ли ис­це­ле­ние по мо­лит­вам свя­то­го Та­ра­сия; ис­це­ля­лись от сво­е­го неду­га так­же и бес­но­ва­тые.

Этот ве­ли­кий рев­ни­тель пра­во­сла­вия во­ору­жал­ся про­тив ере­ти­ков ико­но­бор­цев не толь­ко при жиз­ни, но да­же и по­сле сво­ей кон­чи­ны. При Льве Ар­мя­нине, ца­ре гре­че­ском, ико­но­бор­че­ская ересь опять возы­ме­ла си­лу, вслед­ствие то­го, что сам царь по­кро­ви­тель­ство­вал ей. Свя­той Та­ра­сий явил­ся в сон­ном ви­де­нии Льву и с ве­ли­ким гне­вом по­ве­лел неко­е­му во­и­ну Ми­ха­и­лу уда­рить ме­чом это­го зло­вер­но­го ца­ря. Тот уда­рил и прон­зил ца­ря. В стра­хе и тре­пе­те про­бу­дил­ся Лев от та­ко­го сна и силь­но недо­уме­вал. Ду­мая, что в мо­на­сты­ре свя­то­го Та­ра­сия на­хо­дит­ся ка­кой-ли­бо Ми­ха­ил, ко­то­рый зло­умыш­ля­ет на его жизнь, он по­слал ту­да узнать об этом Ми­ха­и­ле. Он не знал, что этот Ми­ха­ил был при нем, – это был во­е­во­да по про­зва­нию Вал­вос или Трав­лий, ко­то­рый по­том по­ра­зил ца­ря ме­чом в са­мый день Рож­де­ства Хри­сто­ва. Так по­гиб сей зло­че­сти­вый царь, бу­дучи по­беж­ден мо­лит­ва­ми свя­то­го Та­ра­сия, утвер­жда­ю­ще­го ве­ру в Пре­свя­тую Тро­и­цу. Аминь.

Просмотров: 1355



Похожие новости

26.03.2015 10:38 <p>Патриарх Никифор был ревностным защитником иконопочитания</p>

Сегодня Православная Церковь отмечает перенесение мощей святителя Никифора Исповедника

01.03.2015 00:01 <p>Праздник был установлен в IX веке, в память окончательной победы над врагами православия - иконоборцами</p>

Сегодня Православная Церковь празднует Торжество Православия

26.10.2014 11:32 <p>Седьмой Вселенский Собор открылся 24 сентября и продолжался месяц.</p>

Церковь отмечает память святых отцев VII Вселенского Собора

31.05.2014 09:59 <p>Вселенские Соборы обычно собирались в самые сложные исторические периоды жизни Церкви</p>

Церковь чтит память святых отцов семи Вселенских Соборов

31.03.2014 10:30 <p>Святитель Кирилл мудро управлял Святым Городом</p>

Сегодня Православная Церковь совершает память святителя Кирилла, архиепископа Иерусалимского

10.03.2014 09:29 <p>Святитель Тарасий мудро управлял Церковью 22 года</p>

Сегодня Православная Церковь совершает память Святителя Тарасия, Патриарха Константинопольского

29.07.2013 10:38 Отцы Собора утвердили истинное учение Церкви: Господь наш Иисус Христос есть истинный Бог и истинный человек

Сегодня память святых отцов IV Вселенского собора

20.07.2012 11:45 Начало исламских молитвенных собраний в древней христианской святыне совпадает с...

Церковь в Никее, где проходил Вселенский собор, стала меч...

7527-й год от сотворения мира
2019-й год от Рождества Христова