Преподобный и богоносный отец наш Антоний, Дымский чудотворец, родился в Великом Новгороде в середине XII века (около 1157 года) у благочестивых и боголюбивых родителей и воспитан был в строгом благочестии и добром наставлении. Уже в детстве будущий подвижник был отмечен особой печатью избрания от Бога.
Он избегал детских игрищ и смехотворства, удалялся мирского общения и усердно прилежал молитве. От юности он имел обыкновение ежедневно посещать храм Божий.
«Возлюби бо Бога паче всех благих мира сего».
Господь же даровал ему особые духовные дарования, так что …ещё юн сый телом, но разумом и многолетних старцев превзыде.
Однажды благочестивый отрок пришел в храм и во время Божественной Литургии услышал слова Евангельского чтения:
«Аще кто хощет по Мне идти, да отвержется себе и возмет крест свой и по мне грядет». (Мф.16,24).
Слова Господа нашего Иисуса Христа коснулись сокровенной глубины сердца богобоязненного юноши. В них он услышал призыв к жизни иной, вскоре после этого юноша оставил родительский дом и отправился в обитель Спаса, что на Хутыни близ Новгорода.
Спасо-Преображенский Хутынский монастырь был основан преподобным Варлаамом, во второй половине XII в. и распологался в 10 верстах на север от Великого Новгорода, на правом берегу Волхова. Преподобный Варлаам Хутынский был одним из основателей и столпов Новгородского монашества. Будучи знатного рода, он ещё в молодости отрёкся от мира и принял монашеский постриг в Новгородском Лисицком монастыре. Затем удалился в пустынное место на берегу Волхова. Место сие имело худую славу, поэтому и было названо «Худынь» или «Хутынь». Устроил там небольшую келью и стал трудами, постом и молитвою продвигаться в Царствие Небесное. Преподобный Варлаам силою Божией творил великие чудеса и слава о нём привлекала к нему людей, ищущих духовного наставления и возревновавших его добродетели и иноческих подвигов.
Припав к ногам настоятеля, святой отрок, молил принять его к себе. Он рассказал о дивном откровении в храме. Прозорливый старец, преподобный Варлаам Хутынский, провидя в юноше будущего великого угодника Божия, избранный сосуд Святого Духа, несмотря на юный возраст, принял его в обитель и не замедлил вскоре облечь в ангельский образ. Послушник был наречен именем Антония, в память Антония Великого, основателя православного монашества (+356 г., 17/ 30 января), который подобным же образом – через слышание в храме чтения Святаго Евангелия – был призван к иночеству.
С того времени преподобный Антоний стал жить в совершенном послушании своему старцу — преподобному Варлааму. С усердием и смирением исполнял он все послушания. Он никогда не совершал ничего без благословения, не опускал своего молитвенного правила, не пропускал церковных служб, первым приходил и последним уходил из храма. В монашеских подвигах молодой инок вскоре превзошел всю монастырскую братию. При этом Антоний как зеницу ока хранил свой ум от помыслов превозношения и гордыни, стяжав особую кротость и незлобие, во всём стремясь быть меньшим среди братии. Своим чистым смирением и строгим воздержанием он приобрёл общую братскую любовь и доверие.
Когда же находило некое искушение, преподобный претерпевал и побеждал его, приводя себе на память слова Спасителя:
«Глаголю же вам другом своим: не убойтеся от убивающих тело и потом не могущих лишнее что сотворити: сказую же вам, кого убойтеся: убойтеся имущаго власть по убиении воврещи в дебрь огненную: ей, глаголю вам, того убойтеся» (Лк.12:4-5).
В 1187 году, по благословению Новгородского архиепископа Гавриила, понадобилось по важным церковным делам отправить посольство из Новгорода в Константинополь (Царьград). Новгородский владыка обратился к Хутынскому настоятелю с просьбой послать кого-то из братии в дальнее хождение. В монастыре, на общем соборе братии, был избран инок Антоний. Тяжело было любителю уединения оставлять родную обитель, намоленную келию и отходить от своего учителя. Настоятель, благословляя на столь трудный и дальний путь, напутствовал возлюбленного ученика душеспасительными словами: «Иди с миром. Бог да устроит путь твой, который если и труден и прискорбен тебе быти покажется, то сие ведай, что узкими и прискорбными вратами подобает нам в Царствии Божие войти». Преподобный Антоний слагал душеспасительные слова учителя в своём сердце как некое драгоценное сокровище. У ног великого Варлаама Антоний научился предпочитать«добродетель послушания паче всех опасностей».
В столице православного мира – Константинополе, именуемом на Руси Царьград, новгородский инок был принят вселенским Патриархом Афанасием и имел с ним беседы не только о делах, но и «от Божественных Писаний», о вещах душеспасительных.
Из Константинополя Преподобный Антоний совершил поломничество в Святую Землю: поклонился Святому Гробу Господню в Иерусалиме, посетил многие палестинские монастыри, где познакомился с монашеской жизнью в эпоху исихастского расцвета, Видимо, в это время у Преподобного Антония возникло желание совершенного пустынножительства по образу восточных отшельников.
Исполнив возложенное на него послушание, Преподобный Антоний вернулся в Новгород, после пятилетнего отсутствия. Промыслу Божию угодно было устроить его пришествие в родную обитель, в знаменательные для неё минуты преставления её основателя и игумена. Преподобный Варлаам, возлежа на смертном одре и провидя духом приближение своего любимого ученика, говорил братии в назидание последнее наставление: «Заповедаю вам: не ослабевайте в подвигах поста и молитвы и живите так, как бы готовились на каждый день умирать. Прошу вас молиться о душе моей и поминать, когда преставлюсь в вечность. Поручаю вас прежде всего Промыслу Божию, наставником же оставляю вместо себя сверстника моего Антония, который возвратился из Царьграда и в этот самый час от нас недалеко.
Ещё не смолкли слова его, как один из монахов, войдя в келлию, возвестил прибытие Антония, который к утешению блаженного старца и братии вошел вслед за ним с благословением и дарами патриаршими и передал их отходившему в вечность игумену. С радостью принял их последний, воссылая благодарение Господу Богу, потом с утешением взирая на труды, подъятые его любимым учеником, вручил ему братию с сими словами: « с Богом оставляю тебя, Антоний строиелем и правителем сему святому месту. Господь наш Иисус Христос да утвердит и сохранит тебя в любви. Сам я, хотя и отхожу от вас телом, но духом пребуду неотступно с вами». Затем, предал всечесную душу свою в 6 день ноября 1192 года.
После кончины Преподобного Варлаама смиренномудрый Антоний, был поставлен игуменом Хутынского монастыря. Он свято исполнил последнее благословение своего духовного отца: со всяким тщанием руководил духовной жизнью братии, утвердил в обители устав, составленный основателем, приумножил число иноков, положил много неусыпных трудов на строительство монастыря, завершил заложенную еще преподобным Варлаамом каменную церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы.
Недолго однако же монастырю Хутынскому суждено было украшаться его житием и процветать его заботами: другое место трудов было указано ему свыше,- дикая пустыня ожидала его пришествия, чтобы просветиться его подвигами!.. Скоро смиренный ученик преподобного Варлаама предпочел безвестное подвижнечество среди лесных дебрей, пред очами единаго Серцеведца Бога, многосложным заботам в сане настоятеля. Почитаемый и славимый от всех, он принял намерение оставить монастырь и совершенно удалясь молвы человеческой, в молчании пустыни проводить дни в безпрепятственном Богомыслии.
Однажды, стоя на молитве, он долго со слезами просил Господа и Его Пречистую Матерь указать ему место упокоения его старости, и по сем втайне оставил монастырь, вручив всего себя Промыслу Всевышнего.
Преподобный Антоний долго обходил пустынные места и глухие дебри Русского Севера в поисках места для отшельнической жизни. Однажды он был приведен Богом на Дымское озеро, лежавшее среди дремучих лесов в дальнем краю Обонежской пятины Великого Новгорода (где впоследствии в 15 верстах от монастыря возник город Тихвин).
На холме, на северном берегу Дымского озера отшельник ископал пещеру «зимнего ради пребывания» и стал жительствовать в полном уединении. Дни он проводил в трудах, а ночи – в молитве перед очами единого Бога. Утруждая плоть, по мимо железных вериг, подвижник носил на главе кованную железную шапку с широкими полями, прибитыми к тулье гвоздями. Работая единому Господу, подвижник как «иго благое» терпел летнюю жару и зимнюю стужу, как «бремя легкое» понес множество трудов по устроению обители, как пиво сладкое пил скорби и болезни, с кротостью переносил искушения, мужественно отражал демонские нападения и страхования.
Существует предание о том, что Антоний заповедал, чтобы богомольцы не входили в обитель, не омывшись прежде в водах Святого озера. Множество болящих исцелялось этим омовением. Большинство посмертных чудес святого Антония , записанных в монастырских рукописях, совершалось через омовение в Дымском озере.
В суровых подвигах Антоний провел многие годы. Передававшиеся из уст в уста рассказы о дивных и великих подвигах благодатного отшельника привлекли и других любителей безмолвия. Вскоре на берегах Дымского озера были воздвигнуты первые деревянные кельи. Когда собралось довольно братии «на Дымях», с общего совета было положено основать новый монастырь в честь первоначальника православного монашества – Преподобного Антония Великого.
В подвиге пустынножительства на берегах Дымского озера преподобный Антоний провел около двадцати лет. Провидя духом свое близкое отошествие ко Господу, настоятель призвал к себе братию и поведал о своем исходе. Чадолюбивый отче преподал последнее наставление братии, всех благословил и каждому дал последнее целование. Перед блаженной кончиной Антоний сподобился приобщиться Святых Таин. Последний вздох блаженный старец испустил вместе с молитвой, с миром предав свою душу Богу, которого искал и жаждал все дни своей жизни.
Преподобный и Богоносный отец наш Антоний, Дымский чудотворец, преставился в лето Рождества Христова 1224-е месяца июня 24 числа (7 июля по новому стилю). Всех же лет многотрудной жизни его было 67.
Святое тело его было погребено в созданном им храме в приделе Преподобного Антония Великого у клироса. Господь прославил Своего угодника нетленными мощами и многочисленными чудесами. Во дни княжения святого благоверного князя Дмитрия Иоанновича Донского в 1370 году, мощи преподобного Антония обретены нетленными (целы и ничем невредимы) и положены были открыто в раке в Антониевском храме.
В 1409 году во время очередного нашествия татар на Новгородские земли игумен Дымской обители с братией, боясь надругания над святыней, скрыл святые мощи преподобного Антония под спудом.
Преподобный Антоний неизменно оставался хранителем Дымской обители. После разорения шведами в 1611 году монастырь восстал из пепла не без молитвенной помощи преподобного Антония. В 1687 году (по другим источникам, в 1585 году) в монастыре дважды возникал пожар, и оба раза преподобный Антоний являлся в сонном видении игумену и предупреждал его о пожаре, так что братии удавалось вовремя погасить пламя.
Память преподобного Антония праздновалась в обители дважды: 30 января — в день тезоименитства (память преподобного Антония Великого) и 7 июля — в день кончины, когда совершался крестный ход из монастыря на озеро Дымское.