- Хочу пригласить тебя на необычную фотовыставку и в необычном месте, - позвонил мой приятель фотохудожник. – Тут недалеко, поедем, не пожалеешь…
И вот мы в здании Казанского вокзала, где развернута большая фотовыставка. Она подготовлена РЖД совместно с Московским домом фотографии и Российской национальной библиотекой. Ведь Россия отмечает славный юбилей — 175 лет с того дня, когда по российской земле пошел первый поезд…
Увы, фото того самого первого состава, который осенью 1837 года отправился из Петербурга в Царское Село, на выставке нет. История его для нас не сохранила. Хотя железные дороги и фотография ровесники — и то, и другое появилось примерно в одно и то же время.
А вот первые снимки по случаю открытия новой станции или строительства новой ветки в России стали делать где-то с 1870-х годов.
Мое внимание привлекли старые фотографии некогда знаменитой Бендеро-Галацкой железной дорога. Как известно, она была сооруженная в рекордные сроки, а своим появлением она обязана русско-турецкой войне 1877-1878 годов. По соседству на стенах размещены фото осушения болот, укладки рельс, рабочих с вагонетками, усатые машинисты в величественных позах. Летопись в кадрах строительства Забайкальской железной дороги, Китайской восточной, Уфа-Златоустовской, Джанкой-Феодосийской…
Особое внимание привлекли фотодокументы сооружения Великого Сибирского железнодорожного пути — так отрезок сибирских путей именовался с 1891 года.
Благодаря железной дороге именно здесь уже в XX веке, в 1907 году, появилось очередное чудо света — первое в мире каменное сооружение, построенное в условиях вечной мерзлоты
Ничего не могу сказать, фотовыставка воспела инженерный гений и восславила 175-летний юбилей РЖД.
Но по возвращению в редакцию «Московских ведомостей» мое приподнятое настроение было омрачено уже не празднично-юбилейной, а нынешней неутешительной информацией о том, что происходит с РЖД.
Как сообщают информационные агентства, в России резко сокращается количество пригородных поездов. Это решение, кем бы и чем бы оно ни было продиктовано, грозит серьезными проблемами и ростом социальной напряженности в обществе.
Вот красноречивые факты:
С 5 сентября Свердловская пригородная компания отменяет десять электропоездов. Ранее сокращение электричек коснулось Республики Коми, Вологодской, Ивановской, Костромской, Самарской и Псковской областей. С 20 августа этого года отменены около 30 пригородных поездов в Вологодской, Новгородской, Псковской, Мурманской, Тверской областях и Республике Карелия, а с 23 августа сократили еще 50 маршрутов по территориям Белгородской, Воронежской, Курской, Липецкой, Тамбовской, а также Пензенской и Саратовской областей. На некоторых станциях в пределах Московской области тоже можно наблюдать ржавеющие рельсы и разобранные пути.
Как сообщили нам в пресс-службе "Российских железных дорог", уже с 20 августа в связи с критическим финансовым положением "Северо-Западная пригородная пассажирская компания" была вынуждена отменить около 30 пригородных пассажирских поездов в Вологодской, Новгородской, Псковской, Мурманской, Тверской областях и Республике Карелия. Кроме того, будет сокращаться периодичность курсирования и составность пригородных поездов в регионах обслуживания.
С 23 августа по той же причине ППК "Черноземье" было вынуждено сократить 50 маршрутов пригородных поездов по территории Белгородской, Воронежской, Курской, Липецкой, Тамбовской, а также Пензенской и Саратовской областей.
Начинает реализацию мероприятий по оптимизации размеров движения пригородных поездов в регионах обслуживания и "Свердловская пригородная компания", которая с 1 сентября отменяет 6 пригородных поездов, осуществляющих перевозку пассажиров на территории Курганской области. "Администрация Курганской области в текущем году не осуществляла вообще никаких платежей за организацию транспортного обслуживания пассажиров "Свердловской пригородной компании", — отмечают в РЖД.
Кроме того, рассматривается вариант снижения объемов перевозок в Архангельской, Вологодской, Ярославской, Костромской, Ивановской областях и республике Коми.
"Неисполнение региональными властями обязательств по возмещению потерь доходов от государственного регулирования тарифов на пригородные железнодорожные перевозки грозит не только сокращением маршрутов, но и полным прекращением пригородного сообщения в их регионах", — сообщает пресс-служба "Российских железных дорог".
А вот в четырех субъектах РФ органами государственной власти вообще не предусмотрена компенсация. Это Тверская, Вологодская, Ленинградская области и Приморский край.
Пригородные пассажирские компании объясняют это решение тем, что несут убытки: региональные власти не перечисляют им достаточно средств для компенсации расходов на аренду подвижного состава и зарплаты работникам. Так, с начала 2012 года перевозчики недополучили 4,6 млрд рублей, а недоимки с прошлых лет составляют 9 миллиардов.
Уменьшение числа пригородных электропоездов — весьма вредная и опасная тенденция. Для железнодорожников это - сужение фронта работ и означает сокращение штатов и переход квалифицированных специалистов в разряд безработных. Также это сулит повышение нагрузки на автомобильные дороги, состояние которых в целом по стране далеко от идеала. Значит, вырастут пробки, которые большинство россиян уже привыкли воспринимать с грустным фатализмом, как неприятное, но неизбежное явление природы. А те, у кого нет возможности воспользоваться личным или общественным автотранспортом, будут вынуждены плотнее трамбоваться в вагонах.
Уплотниться придется не только тем, кто едет из области в город и обратно, но и горожанам. Потому что поток пассажиров электричек, ранее распределенный по времени, теперь будет накатывать в городские автобусы и метро мощными волнами. И если потери национальной экономики от сокращения числа пригородных электропоездов еще предстоит подсчитать, то многие граждане ощутят утеснение в самом прямом смысле этого слова.
«Московские ведомости» обратились к экономисту Михаилу Делягину с просьбой прокомментировать ситуацию в области пригородных железнодорожных перевозок.
Он подчеркнул, что у него нет точных данных, позволяющих однозначно сказать, обоснованны ли претензии перевозчиков. Но бизнес, оставленный без контроля и находящийся в положении монополиста, склонен, по его словам, к завышению стоимости своих издержек. Кроме того, Делягин считает ошибкой то, что компенсирование расходов по пригородным пассажирским перевозкам возложено на региональные бюджеты.
Для преодоления кризисного положения в этой области экономист предлагает предпринять следующие меры:
«Нужно обеспечить полную финансово-экономическую прозрачность компаний, которые занимаются пригородными перевозками. Одновременно с этим необходимо предусмотреть, что если у субъекта Федерации не хватает средств для дотирования расходов по перевозкам, то в целях обеспечения одинаковых условий жизни гражданам России в различных регионах эти расходы следует возложить на плечи федерального бюджета. Это стимулирует федеральный центр добиться финансово-экономической прозрачности перевозчиков».
Развивая эту точку зрения, Генеральный директор Института проблем естественных монополий Юрий Саакян разъяснил, что пригородное движение убыточно не только в России, но и во всем мире, поэтому оно субсидируется многими государствами.
«Настораживает то, что в дальнейшем в России, можно ожидать, пригородные перевозки будут осуществляться только в самых финансово обеспеченных городских агломерациях, а частные и государственные автобусные предприятия станут основными игроками на рынке перевозки пассажиров в пригородном сообщении – считает Саакян. - Но это может вызвать социальную нестабильность»…
А в ближайшее время поездки в плацкартных вагонах поездов могут подорожать для людей среднего возраста. Минфин выступил к рекомендацией отменить госсубсидии на перевозки пассажиров в возрасте от 23 до 60 лет в плацкарте и общих вагонах. По расчетам Минфина, подобная мера принесет РЖД дополнительные 17 млрд руб., а госбюджет, таким образом, сможет существенно сэкономить на субсидиях перевозчику. Для пассажиров эта мера будет означать повышение цен на билеты, оттоку пассажиров и снижению доходов. Уже сейчас стоимость билетов на поезд приближается к стоимости авиабилетов.
Например, сейчас поездка в плацкартном вагоне из Москвы в Сочи стоит от 2100 руб., тогда как цены на авиаперелет начинаются от 3300 руб.
Вот такие неутешительные цифры, говорящие о том, что своей 175-летний юбилей РЖД пытается отпраздновать весьма примечательным способом: драть с россиян по три шкуры.
Но как бы при такой ситуации в знак протеста россияне могут лечь и на рельсы...
Игорь Семенихин