Московскiя Въдомости
16+

Памяти Михаила Васильевича Нестерова

18 Октября 2018, 14:59 # / Новости / Культура / В России / 22417.html

18 октября исполнилось 76 лет со дня смерти великого художника Михаила Васильевича Нестерова.

Церковная живопись Нестерова до сих пор изучена недостаточно. Исследователи знают, что он работе в киевском Владимирском соборе, был занят в работах по росписи храма Воскресения Христова в Санкт-Петербурге и о росписи храма святого Александра Невского в Абастумани – но только как факты.

Не менее важно и то, что происходило в душе художника в это время, как он переживал эти труды.

Мы знаем, как любил Нестеров Сергиев Посад, как часто посещал Свято-Троицкую Сергиеву лавру и Хотьково. Известно, что Нестеров был не «просто» христианином, но воцерковленным человеком. И это очевидно, если взять за труд вглядеться в его полотна.

Мы не удивим в них страстей и сильных чувств, только поиск Бога.

Советские искусствоведы делили деятельность Нестерова на два этапа: дореволюционный и послереволюционный. Дореволюционный – это работа на лесах, работа над образами, написание различных картин, связанных с церковной тематикой, а после революции художник, мол, переосмысливает себя, открывает в себе талант портретиста.

Но мало кто знает, что подспудно Михаил Васильевич мечтал вернуться к православной тематике, более того, вернулся. Правда, эти сокровенные работы теперь находятся или по частным коллекциям, или по музеям, некоторые уничтожены.

В Церковно-археологическом кабинете Московской духовной академии собраны некоторые работы художника, созданные тогда, когда писать на церковную тему было смертельно опасно.

Например, работа «Всадники» («Легенда»), написанная в 1932 году: Лавра, на фоне которой мчатся куда-то три всадника. Это три старца – Михей, Наум и Варфоломей, посланцы преподобного Сергия, которые должны были освободить монастырь. И действительно, каким-то чудом польско-литовские войска не смогли взять осажденный монастырь, и были вынуждены оставить его: через некоторое время монастырь был освобожден, и осада была снята.

 «Страстная седмица», написанная в 1933 г., но датированная 1914 г., чтобы избежать уничтожения и ее, и самого художника. На картине необыкновенный подбор персонажей - Гоголь и Достоевский, несчастная мать с гробиком – и некий загадочный силуэт в самом правом краю работы. Исследователи полагают, что это было изображение Сергея Булгакова. Слева - священник Леонид Дмитриевский, с которым художник познакомился, будучи в ссылке в Армавире.

И все эти люди обращены к Распятию, на фоне посадской, абрамцевской природы.

У подножия Креста - вербы с набухшими почками. И мы понимаем, как надеялся Михаил Васильевич на возрождение религиозной жизни в России, как верил в то, что безбожие, царившее на территории всей страны, не на века.

Еще одна невероятная по силе работа – это «Дозор» или «Сон послушника»: с левой стороны - преподобный Сергий на белом коне, а с правой – спящий на траве послушник. Когда-то эта работа предназначалась биографу Нестерова, Сергею Дурылину (который по каким-то внутренним причинам оставил священническое служение). Но преподобный Сергий охраняет свою землю и паству даже тогда, когда земные служители отошли от дел или дремлют…

По материалам телеканала «Союз»

Просмотров: 771



Похожие новости

21.11.2024 11:39

Мавзолей Ленина и его прообразы

12.11.2024 16:47

В православии истина не большинством утверждается

27.09.2024 17:05

Архимандриту Тихону (Затекину) в продолжение разговора о покаянии

20.09.2024 14:47

Обращение сотрудников группы компаний "Вашъ Финансовый Попечитель" Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу

18.09.2024 11:00

Президенту РФ В.В. Путину от сотрудников агрохолдинга АО «Русское молоко»

26.08.2024 16:33

ХРИСТОВЫ и ГОСУДАРЕВЫ. 1 часть. Доктор Кострицкий

19.08.2024 13:39

Фарс екатеринбургской трагедии

23.06.2024 10:42

Взлет и парение неуёмной лжи

06.06.2024 09:37

Вновь о «екатеринбургских останках» и о роли личности

7527-й год от сотворения мира
2019-й год от Рождества Христова