Пора, наконец, урегулировать все разногласия между музеем и церковью.
В настоящее время Церковь просит передачи следующих объектов:
1. Георгиевский собор, г. Гусь-Хрустальный (Музей хрусталя) - с 2013 года.
2. Троицкая церковь, г. Владимир (Экспозиция «Хрусталь. Лаковая миниатюра») - с 2015 года.
3. Приказная изба Покровского монастыря, г. Суздаль - с 2016 года.
4. Трапезная Успенская Церковь Спасо-Евфимиева монастыря, г. Суздаль (памятник ЮНЕСКО) - с 2017 года.
5. Звонница Спасо-Евфимиева монастыря, г. Суздаль (памятник ЮНЕСКО) - с 2017 года.
6. Спасо-Преображенский собор Спасо-Евфимиева монастыря, г. Суздаль (памятник ЮНЕСКО) - с 2017 года.
7. Золотые ворота, г. Владимир (памятник ЮНЕСКО) - с 2017 года.
8. Знаменская церковь, г. Суздаль - с 2017 года.
9. Архимандритские палаты, г. Суздаль (памятник ЮНЕСКО) - с 2018 года.
10. Странноприимный дом, г. Владимир (комплекс Успенского собора) - с 2018 года.
11. Успенский собор, г. Владимир (памятник ЮНЕСКО) - с 2018 года.
12. Дмитриевский собор, г. Владимир (памятник ЮНЕСКО) - с 2018 года.
Минкульт, а равно и глава Владимиро-Суздальского музея-заповедника Игорь Конышев заявляют, что передача объектов РПЦ – это смерть музея. На культовые сооружения приходится почти 70% посещений, это основной источник дохода музея.
«Субсидии, которую мы получаем от государства, нам не хватит даже на фонд оплаты труда. Без доходов, которые мы получаем от посещения туристами культовых объектов, мы просто не выживем» - Игорь Конышев.
Кроме того, глава музея обеспокоен, сможет ли церковь обеспечить сохранность объектов, ведь только в прошлом году на их содержание ушло 25 млн руб. В Минкульте припомнили, как в Княгинином монастыре чуть не погибла Боголюбская икона Богоматери, а теперь аналогичные опасения вырывает сохранность фресок Успенского собора того же монастыря.
Кроме того, деятелей культуры беспокоит, что переданные церкви памятники уходят с туристских маршрутов. Такая участь постигла даже памятник ЮНЕСКО, жемчужину белокаменного зодчества - храм Покрова на Нерли.
В 90-х годах музей-заповедник отдал 17 объектов. Из этих 17 объектов сейчас туристу известен только один – Церковь Покрова на Нерли. Но и он находится за пределами туристических маршрутов. Там сложно с парковками, с дорогами. Мы знаем контент и можем водить туда экскурсии, но, судя по нашим данным, выведенный из музейного обращения объект “Церковь Покрова на Нерли” постепенно забывается туристами, - заявил Конышев.
С точки зрения музейных деятелей идеальный вариант выглядит так: памятник находится в ведении музея, а церковь проводит богослужения там, где это возможно.
Собственно, как это и происходит сейчас. В 2015 году ВСМЗ заключил с РПЦ договоры о проведении богослужений в Дмитриевском соборе, церкви Бориса и Глеба в Кидекше, Спасо-Преображенском соборе в Суздале.
Интересно, что прямых переговоров на тему реституции между музеем и митрополией не было: с 2013 года, со времени подачи первой заявки на Георгиевский собор в Гусь-Хрустальном, общение исключительно через Росимущество.
Теперь, по решению министерской рабочей группы, противоборствующие стороны должны, наконец, сесть за стол переговоров.