Впрочем, ложные представления о невероятной древности Вселенной существовали и в некоторых религиозных системах Древнего Египта, Мезоамерики, в индуизме, синтоизме и Каббале — там фигурировали сроки от многих тысяч до нескольких миллионов лет. Например, почерпнутый Платоном у египетских эзотериков миф об Атлантиде относил водную катастрофу с этим островом или континентом за девять тысяч лет до времен Платона, то есть как бы к 95 веку до Р.Х. В индуизме всё время существования мiра длится четыре эпохи-юги — древнейшая Сатья-юга 1 728 000 лет, следующая Трета-юга — 1 296 000 лет, потом Двапара-юга — 864 000 лет и, наконец, «нынешняя» эпоха — Кали-юга, которая будто бы началась по европейскому летоисчислению 23 Января 3102 года до н.э. и должна продлиться с той поры 432 000 лет. А в сумме срок Вселенной должен составить 4 320 000 лет.
В каббалистической версии талмудического иудаизма фигурирует хронологическая единица эпохи «йом» или «эон», всего для существования мiра в этом учении отпущено 10 эонов. Длительность одного эона составляет в разных традициях разное число земных лет, но чаще говорят, что один эон равен 2 000 лет — то есть одному «божественному» дню и одной ночи. Такова каббалистическая трактовка обращенных ко Господу слов Святого Царя-Псалмопевца Давида: Ибо пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний, когда он прошел, и как стража в ночи (Пс. 89, 5). Поэтому свидетельство Священного Писания о шести днях творения в Каббале толкуется как период в 12 000 лет, а на последующую эпоху сотворенного мiра отведено ещё 4 эона, то есть 8 000 лет. Несмотря на то что и в Новом Завете есть слова Апостола Петра: Одно то не должно быть сокрыто от вас, возлюбленные, что у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день (Пет. 3, 8), большинство православных Святых Отцов Церкви разных эпох (Святители Василий Великий, Иоанн Златоуст, Феофилакт Болгарский, Феофан Затворник) единодушны в одном, что шесть дней Божественного Творения были равны именно шести земным суткам, а не многим тысячелетиям.
Впервые умозрительные домыслы о том, что Земля и Вселенная якобы существуют сотни тысяч лет, в культурном пространстве Западной Европы появились в трудах шведского естествоиспытателя и одновременно мистика-визионера Эммануила Сведенборга (1688 — † 1772). Сам Э.Сведенборг не скрывал, что свидетельство о громадных сроках существования Вселенной и планет он почерпнул из своих мистических «откровений», которые стали его одолевать с 1744 года. Под влиянием ли идей Э.Сведенборга или на основании собственных умозрений немецкий философ Иммануил Кант (1724 — † 1804) в диссертации 1755 года «Всеобщая естественная история и теория неба, или Опыт об устройстве и механическом происхождении всего мiроздания на основании Ньютоновых законов» неоднократно высказал идею невероятной древности Вселенной, исчисляемой миллионами столетий: «Прошли, быть может, миллионы лет и веков, прежде чем та сфера сформировавшейся природы, в которой мы пребываем, достигла присущего ей теперь совершенства». Собственно Ньютоновыми законами И.Кант никак не обосновывал такие хронологические масштабы, предлагая их в виде чистых философских спекуляций, да и сам Исаак Ньютон придерживался близких к библейским воззрений на хронологию Вселенной. При этом И.Кант вполне осознавал, что своими утверждениями подрывает Христианское учение о Творце и Его Творении. Уже в самом начале трактата он признавался: «Я избрал предмет, который как по присущей ему трудности, так и из религиозных соображений, может быть, с самого начала будет встречен большинством читателей с невыгодным для него предубеждением. Открыть то общее, что связывает великие части мiроздания во всем объеме его безконечности, вывести образование небесных тел и происхождение их движений из первоначального состояния природы на основании законов механики — такие намерения, казалось бы, далеко превосходят силы человеческого разума. С другой стороны, религия угрожает серьезными обвинениями против решимости вывести из природы, предоставленной самой себе, такие последствия, в каких с правом видят непосредственное вмешательство Высшего Существа, и усматривает в интересе к подобным рассуждениям апологию атеизма. Я ясно вижу все эти затруднения и, однако, не падаю духом». Каким именно духом был тогда одержим молодой И.Кант, не нам судить, но то, что его духовность была совершенно чужда Христианству, для нас несомненно.
Горняки-практики того времени ещё не пытались теоретизировать по хронологии геологических процессов, они только систематизировали горные породы (термин «горные породы» ввел в 1798 году русский геолог, минералог и химик Василий Михайлович Севергин; 1765 — † 1826), которые различались по трём основным типам — магматические, осадочные и метаморфические породы. Французский ботаник Жорж Луи Леклерк де Бюффон (1707— † 1788) в своем труде «Природные эпохи» (1778) высказал предположение, что Земля произошла в результате столкновения кометы с Солнцем и что, находясь первоначально в состоянии раскаленной лавы, она постепенно остывала на протяжении 78 000 лет.
Шотландский врач Джеймс Хаттон (1726– † 1797) в своей работе «Теория Земли» (1795) высказал предположение, что в глубочайшей древности континенты Земли медленно и постоянно разрушались процессами эрозии, после чего материал выносился в океанские бассейны, осадки постепенно отвердевали и в результате катастрофы поднимались под влиянием внутреннего тепла Земли, образуя новые континенты, которые впоследствии снова будут постепенно сноситься в океан. Дж. Хаттон заявил, что не видит доказательств того, что у Земли вообще было какое-либо начало.
Астроном Пьер Лаплас (1749– † 1827) в работе «Объяснение системы Вселенной» (1796) выдвинул гипотезу, по которой на протяжении неопределенного, но очень-очень длительного времени Солнечная система постепенно конденсировалась из облака газа, что было очень близко к идеям И.Канта.
Немецкий минералог Абрахам Вернер (1749– † 1817) частично разделял взгляды Джеймса Хаттона, он предложил гипотезу, в которой земные пласты химически и механически осаждались из медленно отступающего Мiрового океана, но он считал, что Земле по крайней мере миллион лет, его океаническая теория была вскоре отвергнута, но идея «старой Земли» пришлась ко двору атеистическому общественному мнению той эпохи.
Французский естествоиспытатель, основатель научной палеонтологии барон Жорж Леопольд Кювье (1769— † 1832) стал формулировать свою геологическую гипотезу в геологической истории Земли. Он решил найти компромисс между Библейской историей творения, последствиями Всемiрного Потопа и своими представлениями в толковании исследованных им геологических и палеонтологических данных. В начале XIX века он сформулировал свои предположения, что в истории Земли было несколько катастроф, в результате которых жизнь полностью погибала, а потом совершался заново новый акт Божественного творения. Учение о катастрофах Ж.Л.Кювье изложил в книге «Discours sur les revolutions de la surface du globe et sur les changements qu’elles ont produits dans le règne animal» (Paris-Amsterdam, 1830. 423 р.).
Британский землемерный инженер Вильям Смит (1769– † 1839) создал первые геологические карты Англии и Уэльса, а также предложил свой метод датировки осадочных пород с помощью останков ископаемых животных, он был сторонником гипотезы многих глобальных катастроф, схожей с той, что выдвинул Ж.Кювье, и считал, что время существования Земли намного больше Библейской хронологии.
Такая система взглядов в геологии XIX века получила название «теория катастрофизма», она имела ряд последователей, которые стали называться геологами-катастрофистами.
С критикой геологического катастрофизма в начале 1830-х годов стал выступать английский исследователь Чарльз Лайель (1797 — † 1875). Он получил классическое гуманитарное образование в Оксфордском университете, но как любитель увлекался естественными науками и особенно геологическими учениями, на этой ниве преуспел в самообразовании. Он начал отстаивать идею, что геология Земли формировалась без глобальных катастроф, а геологические процессы, следы которых отображены в многообразии горных пород, в древности протекали с той же скоростью, с какой они происходили в исторически обозримом времени. Так, он умозрительно отверг не только учение катастрофизма Жоржа Кювье, но и саму идею Божественного творения. В 1830–1833 годах Ч.Лайель издал свои «Принципы геологии» («Principles of Geology»). В этом труде он попытался доказать, что геологические процессы современности — образование осадочных пород в водных бассейнах, размывание геологических массивов на поверхности или их выветривание, вулканические извержения — соответствуют скоростям таких же процессов и в прошлые «доисторические» эпохи. Так, им было сформулировано учение, которое в геологии получило название униформизма, или актуализма. Активная пропаганда в образованном обществе идей униформизма привела к тому, что уже в середине XIX века компромиссное учение катастрофизма стало решительно отвергаться, а Библейский взгляд на происхождение Вселенной и вовсе стал высмеиваться в обществе как «отсталый» и «ненаучный». Под влиянием идей прогресса и духа времени геологи-униформисты просто уверовали в «непогрешимость» и «научность» своего учения. Почти на столетие униформизм-актуализм стал генеральным течением в официальной геологии, а настойчивым международным общественным мнением было фактически приказано считать геолога-самоучку Чарльза Лайеля «основателем» научной геологии.
К середине ХХ столетия под напором научной геологической фактуры, которая подтверждала существование в геологической истории Земли масштабных катастрофических процессов, учение униформизма уступило новым концепциям, согласно которым Земля, якобы возникшая миллиарды лет назад, пережила несколько относительно «кратковременных» катастроф-изменений, но между этими катастрофами лежат периоды от сотен тысяч до сотен миллионов лет, когда основные геологические процессы развивались медленно — со скоростями, сопоставимыми с динамикой современных геологических процессов.
Последние полстолетия в современной академической геологии официально принята такая периодизации. 4,5 миллиарда лет назад якобы возникла Земля, первый большой период-суперэон «Докембрий» или «Криптозой» длился около 4 миллиардов лет. Он в свою очередь разбит на три меньших периода-эона — древнейший «Катархей» (около 0,5 миллиарда лет), «Архей» (1,5 миллиарда лет) и «Протерозой» (чуть меньше 2 миллиардов лет). Удивляет схожая с Каббалой терминология в светской академической науке. Одни научные школы умозрительно относят возникновение одноклеточной жизни к самому концу «Катархея», другие эволюционное «самозарождение» относят к «Архею», который в свою очередь делится на четыре меньших эры — «Эоархей», «Палеоархей», «Мезоархей» и «Неоархей», которые в свою очередь длились по нескольку сот миллионов лет. «Протерозой» разбит на три эры — «Палеопротерозой», «Мезопротерозой» и «Неопротерозой». Эти эры в свою очередь делятся на более «мелкие» отрезки времени, которые в геологии называются собственно периодами. По поводу большинства из этих суперэонов, эонов, эр и периодов в современной научной справочной литературе честно отмечается, что их существование не подтверждается геологической статиграфией, то есть вся их длительность вычисляется исключительно умозрительными расчетами — «хронометрически». Эра «Неопротерозой» делится на три «малых» периода — «Тоний», «Криогений» и «Эдиакарий». Из них относительно только среднего — «Криогения» — говорится, что его завершающий этап якобы выявляется статографически. О «Криогении» говорится так: «Начался 850 млн лет назад и закончился около 635 млн лет назад. Продолжался, таким образом, около 215 млн лет… Этот период характеризовался самым значительным, вплоть до экватора, оледенением Земли (так называемая гипотеза “Земля-снежок”). В это время существует одна из древнейших фаун многоклеточных животных — хайнаньская, большая часть представителей которой, видимо, имели червеобразную форму…». Последующая хронометрия уже не использует суперэонов, а выделяет один большой эон «Фанерозой», который якобы начался около 0,54 миллиарда лет назад и продолжается до сих пор, этот эон делится на три эры — «Палеозой», «Мезозой» и «Кайнозой». Так, эра «Палеозой» общей длительностью в 251 миллион лет делится на периоды «Кембрий» (54 млн лет), «Ордовик» (45 млн лет), «Силур» (27 млн лет) «Девон» (57 млн лет), «Карбон» (60 млн лет), «Пермь» (48 млн лет). Эра «Кайнозой» будто бы началась 66 миллионов лет назад и продолжается до сих пор. В ней последний период «Четвертичный» начался два с половиной миллиона лет назад и продолжается ныне. В «Четвертичном» периоде выделяется два отдела — древний «Плейстоцен», который длился большую часть Четвертичного периода из двух с половиной миллионов лет назад и завершился 11 700 лет назад (± 99 лет) падением небесного тела в Мексике и началом таяния «последнего» Великого Оледенения, уступив второму отделу — «Голоцену».
Таким образом, мы ясно видим, что спекулятивные идеи геологического униформизма, сложившиеся в период между концом XVIII и серединой XIX столетий, на самом деле в трансформированном виде продолжают официально господствовать и в современной академической геологии — те же невероятно длительные периоды постепенных геологических процессов между катастрофами.
Однако со второй половины XX века — первоначально в САСШ, но потом и в Западной Европе в геологии возникло течение ученых, которые взяли на себя труд, с одной стороны, новой интерпретации всех накопленных геологических данных с позиций Библейского взгляда на сотворение Вселенной Богом, а с другой стороны, выявления вопиющих противоречий в доводах сторонников существования Земли и Вселенной на протяжении многих миллиардов лет. Новое научное течение получило наименование геологов-креационистов, от латинского «Креацио» — Творение.
Одним из первых православных писателей, который стал искать согласование идей западных креационистов с Учением Православной Церкви о Сотворении мiра, был клирик РПЦЗ протоиерей Стефан Ляшевский (1899 — † 1986). Это нашло отражение в его трудах «Первоначальная Ветхозаветная Церковь в свете новейших раскопок и исследований» (Балтимор, 1960), «Трилогия: Шесть дней творения в свете современных геологических знаний. Первые люди на земле по библейскому сказанию и данным современной археологии. Доисторическое человечество» (Балтимор, 1962), «Библейские повести о Праотцах» (Балтимор, 1964), «Библия и наука: богословие, астрономия, геология, палеонтология, археология, палеогеография, антропология, история с элементами других наук» (М., 1996). Другой клирик РПЦЗ протоиерей Серафим Слободской многочисленные примеры, почерпнутые у западных креационистов, приводит во втором издании «Закона Божия для семьи и школы» (Джорданвилль, 1966). Начиная с весны 1990 года «Закон Божий» Отца Серафима Слободского переиздавался в разных епархиях России и стран СНГ десятки раз, его суммарный тираж составляет уже многие сотни тысяч экземпляров. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II эта книга была напечатана также Издательским Советом Русской Православной Церкви (М., 2008) тиражом в 20 тысяч экземпляров.
После падения богоборческого режима в России с начала 1990 годов пока немногочисленные геологи-креационисты появились и у нас. К числу наиболее видных деятелей данного научного направления принадлежит кандидат геолого-минералогических наук протоиерей Константин Буфеев — с 12 Октября 2000 года руководитель православного Миссионерско-просветительского центра «Шестодневъ». Недавно увидела свет новая книга протоиерея Константина Буфеева «Православное Учение о Сотворении мiра» (М., Русский Издательский Центр имени Святого Василия Великого, 2014/7523). — Примечание автора. Далее — Л.Б.