Московскiя Въдомости
16+

Отзыв А.К. Ковальджи на проект СТАНДАРТОВ по математике

10 Августа 2017, 15:15 # / Новости / Наука / В России / 20822.html

Общее впечатление

Несистемное и неконструктивное изложение требований. Видны спешка и халтура при создании документа.

Существует стандартная схема, – написание общероссийского документа – это очень прибыльное дело для его разработчиков, поэтому разработкой занят узкий круг лиц, которые монополизировали право создавать подобные документы.

Давно не проводилось конкурсы и обсуждения на столь важную тему, а имена разработчиков держатся в секрете. Фактически, это коррупция в сфере образования, которая его разрушает. Это не только корысть отдельных чиновников от образования, а еще и вред для наших детей и учителей, для будущего нашего государства.

Один из этапов деградации образования, который я предсказывал, – превращение базового уровня математики в никакой, т.е. имитацию изучения математики в течение 11 лет.

Самое коварное в этих Стандатрах то, что ответственность за низкие результаты будет возложена на учителей и школы, которые не обеспечили выполнения невыполнимого перечня благих пожеланий разработчиков, поскольку расплывчатость формулировок и необъятность требований позволят сделать виновным любого неугодного директора и учителя.

Если общество не остановит эту редакцию Стандартов, то мы будем отброшены на десятилетие назад и позволим чиновникам издеваться над учительским корпусом и выхолащивать образование.

 

Комментарии по тексту

Сказано, что Стандарт представляет собой совокупность обязательных требований и является основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности.

Посмотрим, выполнимы ли эти «обязательные» требования, и есть ли объективные критерии их выполнения.

«Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы:

- готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению,

- сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности,

- системы индивидуально значимых и общественно приемлемых социальных и межличностных отношений,

- ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности,

- социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы с учетом социально значимых сфер деятельности,

- способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме.»

Эти требования лозунговые, и оценить их выполнение можно только субъективно, однако обеспечить разработку критериев оценки должны будут сами школы, причем сделать это объективно и научно, т.е. выполнить задачу, с которой не справились разработчики Стандарта!

Да и нет таких объективных критериев «готовности к саморазвитию», «сформированности мотивации» и т.д. Но, как следует из дальнейшего, от школ потребуют не только разработки этих критериев, но и заставят по ним отчитываться.

Стандарт является основой объективной оценки … независимо от формы получения образования и формы обучения.

Как это понимать? Программы для одаренных детей и программы для детей с задержкой в развитии будут мерить одной «объективной линейкой»? И это в ситуации, когда методическая основа для объективной оценки в Стандартах отсутствует?

Стандарт разработан с учетом региональных особенностей

В дальнейшем мы прочитаем, что у детей в сельской местности и горных аулах должны быть и издательские мощности, и свой телецентр, и полная обеспеченность расходными материалами!

Стандарт направлен на обеспечение формирования содержательно-критериальной основы оценки результатов.

Стандарт даже не пытается сказать что-то конкретное о формировании критериев, но при этом возлагает ответственность за их разработку на школы.

В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию в соответствии с требованиями информационного общества, инновационной экономики.

Неужели обеспечивает? Это уже доказано? Т.е. мы теперь будем впереди планеты всей? И уж теперь-то наверняка мы построим инновационную экономику? Кого мы хотим обмануть? Самих себя? Когда-то мы заявляли, что осталось чуть-чуть, и мы догоним и перегоним Америку.

Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника:

социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанностями перед семьей, обществом, Отечеством.

Интересно, случайно или намеренно авторы остановились на Отечестве и не стали упоминать о человечестве в целом? Т.е. мы не намерены участвовать в формировании общечеловеческих ценностей?

… преобразовывать известные модели и схемы в соответствии с поставленной задачей.

О каких известных моделях идет речь? В каком смысле их преобразовывать? Кто будет ставить задачу? О каком классе задач идет речь?

Это не документ для всей страны, а черновики, в которых только авторы могут разобраться.

создавать элементарные знаковые системы в соответствии с поставленной задачей, договариваться об их использовании в коммуникации и использовать их.

Невнятное требование. Например, в криминальной среде создают свой язык, на котором коммуницируют в соответствии с поставленной задачей.

… вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта\результата.

Авторы изощряются в наукообразии формулировок. Вдумаемся в глубину их мысли: произошло изменение ситуации – пошел дождь, – надо научить человека вносить коррективы в текущую деятельность – раскрыть зонтик, чтобы добиться запланированного результата – дойти до пункта назначения сухим.

… оценивать степень освоения примененного способа действия и его применимость для получения других персонально востребованных результатов.

Есть поговорка: «Кто ясно мыслит, тот ясно говорит». Такой невнятицы давно не встречал. Что такое «применимость для получения других персонально востребованных результатов»?

… создавать вербальные, вещественные и информационные модели для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией.

Если почитать определения в интернете, то окажется, что информационные модели включают в себя вербальные.

… адекватно использовать средства речевой выразительности: риторический вопрос, парантеза, риторическое восклицание, умолчание, аппликация, каламбур, аллегория, метафора, синекдоха, анафора, эпифора, градация, оксиморон, ирония, гипербола \ литота.

На каком основании авторы утверждают, что термины «парантеза», «анафора», «эпифора» и «литота» нужно изучать в средней школе?

Общественно-научные предметы.

Сразу вспоминается предмет «научный коммунизма», который студенты сдавали на госэкзаменах.

… сформированность умений сравнивать изученные географические объекты.

Раздражает злоупотребление словами «формирование» и «сформированность», которые использованы 79 раз. Что изменилось бы, если бы вместо «сформированность умений использовать географические знания» сказать: «умение использовать географические знания»? Видимо, стремление к наукообразию затмевает остальные цели.

 

Математика и информатика

… оперировать на базовом уровне понятиями: определение, аксиома, теорема, доказательство.

Авторы умудрились исключить понятие признака! Т.е. не будет признаков равнобедренного треугольника, признаков параллелограмма и т.д.?

… умение оперировать на базовом уровне понятиями: натуральное число, целое число, обыкновенная дробь, десятичная дробь.

Из умений оперировать на базовом уровне исключено фундаментальное понятие «степень с натуральным показателем»! Так низко пасть не позволит себе ни одна африканская страна!

… умение выполнять несложные преобразования для вычисления значений числовых выражений, содержащих степени с натуральным показателем.

И вдруг понятие степени появилось на уровне «умения выполнять несложные преобразования». Иначе говоря, для умения оперировать на уровне понятий «степень» не нужна, а на уровне «несложных преобразований» нужна. Т.е. люди не будут понимать, что такое степень, но будут уметь с ней манипулировать.

… выполнять несложные преобразования целых выражений: раскрывать скобки, приводить подобные слагаемые.

Не включено такое важное умение, как «выносить общий множитель за скобку". Это не нужно на базовом уровне?

… умение оперировать на базовом уровне понятиями: числовой прямой; составлять и решать линейные уравнения.

А составлять и решать простейшие системы линейных уравнений не нужно? Это не входит в базовый уровень?

… умение оперировать на базовом уровне понятиями: функция … линейная функция.

Неужели изучать будут только линейную функцию? А параболу и гиперболу не нужно?

… оперировать на базовом уровне понятиями: … решать задачи, в которых ответ может быть получен непосредственным подсчетом, без применения формул.

Кто позволил авторам исключать из базового уровня умение подставлять значения в формулы? Какие враги российского образования заслали их для оболванивания наших детей?

… умение оперировать на базовом уровне понятиями: фигура, точка, отрезок, прямая, луч, ломаная, угол, многоугольник, треугольник и четырехугольник, прямоугольник и квадрат.

Выходит, современным школьники не следует знать, что такое ромб, параллелограмм и трапеция..

… окружность и круг, прямоугольный параллелепипед, куб, шар.

По мнению авторов, не нужны нашим детям понятия пирамида, цилиндр, конус и многогранник. Как они посмели за нас решать, что нужно и не нужно нашим детям? Кто эти гуру от образования, которые в обход всех учителей и ученых хотят сделать из наших детей недоучек?

применять теорему Пифагора.

А доказывать теорему Пифагора не нужно? А ведь доказательство, придуманное в древней Индии, такое простое и красивое! Неужели по прошествии тысячелетий нынешние дети его не поймут и не оценят?

Вообще, курс на применение математики без доказательств коренным образом меняет отечественную систему образования, сильная черта которой состояла в том, что математику, по словам Михаила Ломоносова «Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит». Эта формула на все времена, ее надо повторять каждому учителю перед началом урока.

Но, видимо, авторы такие «патриоты», что готовы забыть все отечественные достижения и следовать худшим зарубежным образцам.

распознавать движение объектов в окружающем мире.

Если читать эту фразу буквально, то авторы призывают учеников научиться отличать подвижные объекты от неподвижных. Ну, нельзя же в документе столь высокого уровня так коряво выражать свои мысли!

 

Математика (углубленный уровень)

… использовать множества, операции с множествами, их графическое представление.

О каком графическом представлении идет речь? О кругах Эйлера-Венна или ориентированных графах?

… умение свободно оперировать понятиями: натуральное число, множество натуральных чисел, целое число, множество целых чисел.

Авторы забыли такое ключевое понятие, как простые числа. Это говорит либо о низком уровне профессионализма, либо о вопиющей халтуре и безответственности.

… корень степени n.

Как можно говорить о корне степени n, если еще не вводилось понятие степени с натуральным показателем?

… геометрическая интерпретация натуральных, целых, рациональных и действительных чисел.

О какой геометрической интерпретации идет речь? О числовой оси?

… умение свободно оперировать понятиями степени с целыми и дробными показателями.

Где логика? Сначала введено понятие корня степени n, хотя понятие степени не вводилось, затем выдвинуто требование – уметь свободно оперировать с понятием степени.

… выполнять различные преобразования выражений, содержащих модули.

Нигде ранее не упоминалось понятие модуля, однако выдвинуто требование – уметь оперировать с выражениями, содержащими модули. Т.е. опять чехарда.

… умение свободно оперировать понятиями: уравнение; неравенство; равносильные уравнения и неравенства; уравнение, являющееся следствием другого уравнения; уравнения, равносильные на множестве; равносильные преобразования уравнений;

Почему-то перед тем, как научить детей оперировать понятием «равносильность», не выдвигалось требования – понимать смысл понятия. В таком случае, ученики будут выполнять формальные рецепты, обеспечивающие равносильность, не понимая, почему это так. 

Прослеживается опасная тенденция – подменить научный подход к изучению математики деятельностным, т.е. учить не столько думать и понимать, сколько учить манипулировать значками и понятиями. Это в корне противоречит смыслу изучения математики в школе, которая должна прежде всего развивать мышление ученика.

Мне приходилось наблюдать, как поступающие в лицей отличники 8-9 классов, как автоматы, выписывали корни квадратного уравнения, но становились в тупик перед вопросом: «Что такое корень из двух?». После паузы они говорили: «Это иррациональное число», «это бесконечная дробь…», «Это 1,4», но дать определения они не могли.

Деятельностный подход в математике приносит плоды только после того, как понятия и методы усвоены на уровне понимания, когда ученик осознал, для чего они нужны, как они работают и как их применять. Тогда растет интеллект ученика, тогда во взрослой жизни он сможет понимать и анализировать любые другие понятия и методы.

… использовать метод математической индукции для вывода формул, доказательства равенств и неравенств.

Авторы плохо владеют методикой преподавания, если считают, что нужно ограничивать применение математической индукции доказательством формул. Советую им прочитать статью И. Рубанова в сборнике «Ленинградские математические кружки», в которой он объясняет, почему плохо давать представление о математической индукции на примере доказательства формул.

… различать модель текста и модель решения задачи, конструировать к одной модели решения сложных задач разные модели текста задачи;

Неудачный термин «модель текста задачи». Модель текста – это выбор шрифта и формата текста. Разумнее – «модель условия задачи» или «модель постановки задачи».

Моделирование – важное и непростое понятие, его нельзя упоминать походя, – оно требует серьезной разработки, как универсальный язык постановки, решения и исследования задач в самых разных областях науки и практики. Моделирование – это метапредметное понятие, которое надо вводить систематически во все предметы. Этого сейчас нет в школе, и это большая методическая проблема.

… исследовать всевозможные ситуации при решении задач на движение по реке.

Слово «всевозможные» ставит в тупик, – неужели можно перечислить все возможные ситуации? Вообще, текст Стандартов настолько неряшливый, что это становится проблемой для восприятия.

А движение по эскалатору или движение одного поезда относительно другого рассматривать не следует?

… обобщать или конкретизировать результаты на новые классы фигур.

Конкретизировать результаты можно только на известные фигуры, а на новые фигуры результаты надо сначала обобщить, а потом уже конкретизировать.

… умение свободно оперировать понятиями длины, площади, объема, величины угла.

Следует ли ученикам на углубленном уровне знать об измерении углов в радианах? Нигде в тексте Стандартов такого понятия нет.

… владеть набором методов построений циркулем и линейкой;

Понятно, что теоретически в планиметрии используют только циркуль и линейку без делений, но если мы хотим развивать деятельностный подход, то нужно уметь пользоваться и транспортиром, и угольником, и рулеткой.

… выполнять построения на местности; оценивать размеры реальных объектов окружающего мира.

Выходит, что построения на местности следует производить циркулем и линейкой без делений? Может быть стоит упомянуть угломер и дальномер? Туристы, например, используют собственные глаза и руки для оценки расстояний с помощью подобных треугольников.

… понимание математики как строго организованной системы.

Желательно, чтобы Стандарты представляли собой строго организованную систему. Сейчас это свалка декларативных заявлений.

умение характеризовать произведения искусства с учетом математических закономерностей.

Неужели это входит в обязательный курс математики? С какой точки зрения это важно, по мнению авторов? Что это, – модуль МХК внутри математики или наоборот? Если бы в школе изучали основы проективной геометрии, то был бы возможен хоть какой-то анализ. А при нынешней программе, о каких закономерностях идет речь? О том, что холст имеет периметр и площадь, а на картине есть центр и четыре угла? В школьной программе нет даже понятия о золотом сечении.

… использовать математические закономерности в самостоятельном творчестве.

Как можно в обязательную программу вставлять столь расплывчатые формулировки? Если ученик нарисует какой-нибудь периодический орнамент, то будет ли это закономерностью и самостоятельным творчеством? Заставят ли учителя вырабатывать критерии оценки этих требований и потом отчитываться о их достижении?

Основы безопасности жизнедеятельности: сформированность чувства гордости за свою Родину.

Интересно, как собираются авторы оценивать эту гордость? По пятибалльной системе или зачет-незачет?

В Северной Корее одно время существовал экзамен по коммунистической сознательности, от которого зависело распределение продуктов.

А не нужно ли формировать чувство ответственности за судьбу своей Родины? Неужели у нас есть только успехи и победы, и мы впереди планеты всей? В этих же Стандартах пишется о неприятии проявлений коррупции.

Кстати, в православии, которое сейчас играет большую роль в нашем государстве, гордыня считается матерью всех грехов.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения.

Вчитайтесь в умопомрачительность формулировки! Интересно, что оценивать собираются не сами результаты, а планируемые результаты. Т.е. за передовые планы дадут пряники, а за плохие – выпорят. Вспоминаются социалистические обязательства и встречные планы в ответ на решения съездов партии.

… обеспечивать оценку динамики индивидуальных достижений обучающихся в процессе освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования.

А в каких единицах будет измеряться эта динамика? Средний балл по предметам?

позволять использовать результаты итоговой оценки выпускников, … для оценки деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность и системы образования разного уровня.

Это кому же позволять? Сколько копий сломано по поводу того, что нельзя сравнивать школы, находящиеся в разных условиях, по результатам ЕГЭ, а теперь получается можно? И не только по ЕГЭ?

Программа должна содержать: цели и задачи программы, описание ее места и роли в реализации требований Стандарта.

Т.е. в программе надо заниматься таким же словоблудием, как в требованиях Стандарта?

… методику и инструментарий мониторинга успешности освоения и применения обучающимися универсальных учебных действий.

Итак, образовательная программа должна содержать методику и инструментарий, которые сами авторы разработать не смогли. Теперь все школы «кто во что горазд» должны напридумать этих методик и инструментариев, а вышестоящие чиновники будут им предъявлять претензии, что они мол плохо придумали.

Рабочие программы учебных предметов, курсов, в том числе внеурочной деятельности, должны обеспечивать достижение планируемых результатов.

Интересно, а Министерство достигло планируемых результатов, когда внедряло ЕГЭ и Стандарты?

Материально-техническое оснащение образовательной деятельности должно обеспечивать …

К кому обращен этот пункт? Кто должен обеспечить это оснащение? Особенно в сельской местности.

Авторы мыслят лозунгами и при этом хотят жестко требовать их исполнения школами, снимая с вышестоящих организаций всякую ответственность за происходящее.

Нигде в Стандартах не прописано разделение прав и ответственности, – все права у контролирующих органов, а вся ответственность у бесправных исполнителей.

… выпуска школьных печатных изданий, работы школьного телевидения.

Фантастическая степень неадекватности авторов текста, которые считают, что любое их слово, как волшебная палочка приведет к нужному результату, – главное – это дать указание и назначить мальчиков для битья, коими будут те, кого хотят облагодетельствовать.

Все указанные виды деятельности должны быть обеспечены расходными материалами.

Кем должны быть обеспечены?

Организация, осуществляющая образовательную деятельность, должна иметь интерактивный электронный контент по всем учебным предметам, в том числе содержание предметных областей и направлениям воспитания, представленное учебными объектами, которыми можно манипулировать, и процессами, в которые можно вмешиваться.

Последнюю фразу можно сделать эпиграфом к этому документу, – ничего, кроме манипуляторства и желания вмешиваться во все процессы, у авторов документа не просматривается.

 

ВЫВОДЫ

Новая редакция Стандартов стала еще хуже старой. У авторов нет концепции, нет чувства ответственности и нет чувства реальности. Результат работы над новой редакцией Стандартов неприемлем, поэтому документ надо немедленно остановить и начать его разработку заново.

         Сначала необходимо создать комиссию по разработке концепции документа, в которую войдут авторитетные учителя и, ученые и методисты. Документ следует назвать «Ядро основного общего образования», работа над подобным документом уже начиналась в начале двухтысячных, но почему-то была заблокирована на уровне Минобра.

Просмотров: 393

Поддержите культурно-просветительный сайт.




Комментарии пользователей




Похожие новости

20.09.2017 13:57

«Цареборцы воюют со Святой Русью»: Беседа с В.А. Саулкиным, основателем радио «Радонеж»

15.09.2017 14:58

Как «матильдосы» пытаются манипулировать обществом

15.09.2017 07:48

СМИ ФРГ, обвинившее коммуниста в фашизме, ждет суд в России

15.09.2017 07:44

Отзыв на проект нового Катехизиса

15.09.2017 07:39

Критский «Собор» и новая распространяющаяся экклесиология

15.09.2017 07:35

ФРС США СОЗДАНА РОССИЙСКИМ И КИТАЙСКИМ КАПИТАЛОМ СТО ЛЕТ НАЗАД

15.09.2017 07:30

Национальный позор: в РФ не нашлось места для содержания наследия ПАВЛА РЫЖЕНКО

08.09.2017 13:22

«Православные, молитвенно поддержим Владыку Вениамина»

07.09.2017 15:15

Конференция по экспертизе «екатеринбургских останков» будет транслироваться онлайн

7523-й год от сотворения мира
2014-й год от Рождества Христова