Московскiя Въдомости
16+
Фото с belan-olga.livejournal.com

Ресторан ЦДЛ - «Грибоедов» из «Мастера и Маргариты»

18 Июля 2012, 12:19 # / Новости / Русская кухня / Рестораны / 745.html

Вы слышали в Москве о "Доме на две улицы"? Это тот самый, инновационный для 1889 года - года постройки, особняк с новейшими для того времени системами отопления и коммуникаций. Проект московского архитектора П.С. Бойцова, дом, "похожий на замок", в стиле модерн романтического направления.

 

С домом связано немало легенд, он считался местом заседаний масонской ложи, по непроверенным никем данным на одном из балов здесь танцевала Наташа Ростова. После революции в доме размещалась городская беднота, а затем строение стало детскими яслями для детей партийной элиты. В 1932 году здание благополучно поступило в распоряжение Дому писателей, по распоряжению А.М. Горького, после чего, особняк стал одним из закрытых светских учреждений, попасть в которое без специального удостоверения было просто невозможно. Стремительно увеличивающаяся численность писательского союза уже не могла здесь достойно "разгуляться", поэтому было пристроено новое здание, с выходом на Большую Никитскую (еще недавно ул. Герцена). Именно так ЦДЛ стал "Домом на две улицы". Клуб-ресторан логично расположился в историческом особняке, сохраняя статус излюбленного места знаменитых служителей муз. Историческая справка - это конечно хорошо, однако, перейдем к более насущным вопросам. Меню ресторана представляет вниманию своих посетителей русские и итальянские кулинарные традиции, это не просто блюда, это кулинарные изыски для истинных гурманов, ведь каждое из этих шедевров в волшебной карте, под названием меню, готовится исключительно под заказ, обладая безупречными вкусовыми качествами и внешним видом. Посещение такого ресторана следует превратить в особый ритуал, полностью погружаясь в творческую атмосферу. Попробуйте также поискать в собственной памяти упоминания ресторана в классической литературе, как только найдете - поверьте, одна из первых мыслей будет о необходимости посещения этого места. Рекомендуется проверить.

 

Семь залов, оформленных в стиле поздней готики с символикой Масонской ложи на тяжелом темном дубе, вмещают в себя до 350 чел. Есть сигарная комната.

Шеф-повар ресторана Александр Попов определяет концепцию как «традиционная русская кухня». Готовит по рецептам позапрошлого века, адаптируя их к современности: оливье, винегрет, соленья, заливное, борщи, щи, супы грибные, гороховые, солянка и уха в ржаных горшочках, окрошка и ботвинья летом, рыбы речные: сиг запеченный и фаршированный, карпы жареные и запеченные.

Идея: Клуб писателей времен Серебряного века.
Интерьер: Особняк, в котором располагается ресторан, был спроектирован в 1889 году в лучших традициях архитектурного стиля Арт-нуво. В ресторане несколько залов. На первом этаже в "Каминном" зале потолок и пол выполнены из дуба и сандала. Здесь тяжелая мебель, стулья, обитые гобеленом. Старинная декоративная люстра, буфет с немецким фарфором. В зале есть действующий камин с гербом Георгия Победоносца.
Большой "Дубовый" зал имеет два яруса. Мебель из осветленного дуба, старинные китайские вазы, витражи на окнах, старинные часы рядом с входом. Третью часть зала занимает лестница, выполненная без единого гвоздя, опирающаяся на колонны из сандалового дерева с барельефами графа и графини Олсуфьевых. Под лестницей находится круглый стол на 8-12 персон и камин. На лестнице располагаются хоры, на стене за хорами - старинный Ламанский гобелен. Потолок зала украшает огромная люстра (первая люстра московского метрополитена). Через Фонтанный зал можно попасть в зал "Записки Охотника" или Пестрый зал, разделенный декоративными решетками на несколько зон. На стенах зала рисунки и изречения известных литераторов. Далее следует Итальянский зал, выполненный в светло-розовых тонах с венецианскими зеркалами на стенах и белыми колоннами, расположенными по периметру зала.
В "Каминном" зале второго этажа стены обиты зеленым сукном, полы и мебель из осветленного дуба. Из зала можно попасть в кабинет на 4-12 персон с большими стульями и круглым столом. Далее идет Сигарная комната, оформленная в бордовых тонах в стиле библиотеки со стеллажами книг.
На балконе 3 столика на 2-4 персоны, над столиками - стилизованные китайские светильники. Отсюда открывается вид на "Дубовый" зал.
Атмосфера: Атмосфера Серебряного века, романтизма и изысканности.

В гостиной замка Серебряного века когда-то давала приемы графиня Олсуфьева. Сейчас Дубовый зал Центрального дома литераторов похож на сказочное старинное место, чудом уцелевший жилой дом, куда не смогли достучаться ни Ленин с революцией, ни советская власть с литераторами. Как ни в чем не бывало скрипит ступеньками лестница. Колонны из сандалового дерева подпирают ажурную антресоль. Солнце блестит в цветных витражах. Чернеет сажа в каминной трубе. Официанты напоминают мажордомов из старинных поместий. Все вместе производит на редкость достоверное впечатление. В новом — яблочном меню есть и оленина с гречкой, томленной в меду, и жаренные перепелки, и мудреная телятина с рисом, курагой и конфитом из сладкого перца. Яблоки (запеченные, тушеные, припущенные, вываренные) присутствуют в каждом блюде. К утиной грудке их, например, подают томленными в печи под брусничным соусом и с красной рябиной (950 р.). Утиная грудка, сочная и мягкая, лежит на пшенном биточке. Правильно сваренные, плотные крупинки пшена уравновешивают вкус свежего горячего брусничного соуса, кислинку яблока и терпкий привкус грозди рябины. И еще: лучше не переборщить с горячими блюдами, а сохранить разум и чувства до появления сладкого. Рассыпающиеся на невесомые прозрачные лепестки яблочные трубочки с густым сладким соусом (180 р.) и прозрачный, нежный террин с яблоком и апельсином (250 р.) заставляют вспоминать этот обед как нечто исключительное.

Михаил Булгаков:

"Писательский ресторан, помещавшийся в городе Москве на бульваре, как раз насупротив памятника знаменитому поэту Александру Ивановичу Житомирскому, отравившемуся в 1933 году осетриной, носил дикое название «Шалаш Грибоедова».

«Шалашом» его почему-то прозвал известный всей Москве необузданный лгун Козобоев — театральный рецензент, в день открытия ресторана напившийся в нем до положения риз.

Всегда у нас так бывает, что глупое слово точно прилипнет к человеку или вещи, как ярлык. Черт знает, почему «шалаш»?! Возможно, что сыграли здесь роль давившие на алкоголические полушария проклятого Козобоева низкие сводчатые потолки ресторана. Неизвестно. Известно, что вся Москва стала называть ресторан «Шалашом».

А не будь Козобоева, дом, в коем помещался ресторан, носил бы свое официальное и законное название «Дом Грибоедова», вследствие того, что, если опятьтаки не лжет Козобоев, дом этот не то принадлежал тетке Грибоедова, не то в нем проживала племянница знаменитого драматурга. Впрочем, кажется, никакой тетки у Грибоедова не было, равно так же как и племянницы. Но это и не суть важно. Народный комиссариат просвещения, терзаемый вопросом об устройстве дел и жизни советских писателей, количество коих к тридцатым годам поднялось до угрожающей цифры 4500 человек, из них 3494 проживали в городе Москве, а шесть человек в Ленинграде...

Представители артистической и литературной богемы, иностранные дипломаты, элита бизнеса. Неслучайно, именно клуб-ресторан ЦДЛ неоднократно становился местом проведения светских и дипломатических приемов.

Ресторан «ЦДЛ» является знаковым рестораном для многих поколений и одним из старейших в Москве. Он расположен в старинном доме XIX века и имеет выходы на Поварскую и Большую Никитскую улицы. У дверей вас встретит швейцар. Высота потолков здесь около 12 метров, везде натуральное дерево и витражи. Всего в ресторане семь залов. Самый большой из них – «Дубовый» – рассчитан на 70–80 человек. В этом же зале есть и второй этаж с камином, на который ведет резная лестница. Остальные залы вмещают максимум по 30 человек.

Кухня русская и европейская. Закрытие «Дубового» зала вместе с балконом второго этажа стоит 580 тысяч рублей. За обслуживание возьмут, как и везде, 10 процентов. Зал изолирован от всех остальных и выглядит очень респектабельно.

Фуршет можно организовать на балконе второго этажа. Сцены и летней веранды нет. Расстановка столов остается такой, какая есть, сделать президиум для молодых нет возможности. Все оборудование нужно привозить свое. Комнаты для артистов администрация обещает предоставить. Помещение особо украшать не разрешат, курить можно везде.

Рассказы о месте

«…Помнят московские старожилы знаменитого “Грибоедова”!.. А стерлядь, стерлядь в серебристой кастрюльке, стерлядь кусками, переложенными раковыми шейками и свежей икрой? А яйца-кокот с шампиньоновым пюре в чашечках? А филейчики из дроздов вам не нравились? С трюфелями? Перепела по-генуэзски? Десять с полтиной! Да джаз, да вежливая услуга!..» – писал М. А. Булгаков о вымышленном ресторане «Грибоедов».

Писатель сложил два образа 20-х годов – ресторана Союза писателей и ресторана Клуба театральных работников. Оба заведения сегодня растеряли былую славу. А духовным продолжателем традиций элитного ресторана для избранных стал ресторан ЦДЛ.

Здесь в свое время побывали Индира Ганди, Рональд Рейган, Джордж Буш-старший. Именно в этих стенах предпочитают проводить свои наиболее ответственные мероприятия такие компании, как «Coca-Cola», «Johnson&Johnson» и другие.

Просмотров: 5551



7527-й год от сотворения мира
2019-й год от Рождества Христова