Завершил свою работу V фестиваль православных СМИ «Вера и слово» в Москве. В нем приняли участие более 500 журналистов из различных уголков России, Украины, Казахстана, Белоруссии, Латвии. Среди его гостей – представители духовенства и миряне.
«Московские ведомости» попросили главу Синодального информационного отдела Владимира Легойду рассказать о нем и подвести его итоги.
- Оцениваю крайне позитивно итоги работы V международного фестиваля православных СМИ «Вера и слово». Мы считаем его юбилейным, поскольку он проводится раз в два года, начиная с 2004 года. Полагаю, главной его задачей являлась консолидация церковной и светской журналистики, выявление новых форм сотрудничества Русской Православной Церкви и современного общества, поиск путей развития системы православных СМИ и поиск путей согласия.
Нам необходимо научиться формировать собственную повестку дня, а не только реагировать на скандалы и дискуссии, в которые Церковь втягивают сейчас многие светские СМИ.
Например, одной из тем панельных дискуссий на фестивале звучала так: «Положительная повестка дня: как мы ее создаем». Мне, честно говоря, ближе по душе более четкая формулировка: как нам создавать положительное начало в повестке непростых нынешних дней.
- Почему выбрано такое название для фестиваля «Вера и слово»?
- Конечно, это неслучайно. Давайте задумаемся… Вначале было Слово... Эта библейская фраза говорит о том, что сначала Бог выговорил слово, а потом уже согласно сказанному образовалась земная твердь, вода и др. А наша Вера - это Вера в Воплощенное Слово. Слову в христианстве предается высочайшее значение. И потому мы просто не имеем права засорять информационное пространство пустословием. Каждое выступление православных СМИ, какой бы теме оно ни было посвящено, должно становиться событием веры, а не событием политики, бизнеса или даже высокой культуры самой по себе — для этих целей есть другие специализированные медиа. В этом и заключается основное отличие православных СМИ от любых других — православное СМИ есть событие Веры, и только таковым и может быть.
Заметьте, как в последнее время возросло число упоминаний Церкви, светские журналисты и все общество внимательно слушают сегодня слова Святейшего Патриарха. Но нельзя забывать, что чем громче звучит голос Русской Православной Церкви в современном обществе, в значительной своей части секулярном, тем больше нападкам она подвергается по самым разным направлениям. Сегодня мы не можем больше робко отмалчиваться, жить по принципу: о Церкви или хорошо, или ничего. Если мы промолчим, за нас о Церкви скажут другие, и далеко не очевидно, что скажут правду.
А мы не только уподобимся тому, кто в притче о талантах зарыл свой талант в землю, но и по совести должны будем взять на себя ответственность за то, что имя Божие хулится у язычников (Рим. 2, 24). Повторю, что сегодня стратегическая задача для православных СМИ — это достаточно заметная, если не доминирующая позиция при формировании повестки дня в медийной среде …
В последнее время, к счастью, появляется все больше православных СМИ. Кстати, по-доброму оцениваем работу и вашего недавно появившегося интернет - портала «Московские ведомости», который, кстати, получил Диплом участника этого фестиваля.
- Что нужно предпринять для того, чтобы Русская Православная Церковь перестала занимать выжидательную, а порой и оборонительную позицию?
- По моему мнению, Церковь не сможет создавать свою повестку дня, пока она находится в состоянии постоянного реагирования. Ведь реагируя на информационные вызовы, Церковь невольно поддерживает темы чужой повестки дня. Активное обсуждение второстепенных для Русской Православной Церкви вопросов зачастую создает искаженное представление о церковной жизни. Вот почему главная задача епархиальных пресс-служб заключается вовсе не в том, чтобы давать хорошие комментарии по любому поводу. Иногда бывает лучше, чтобы ситуацию прокомментировали православные организации. Это мы и будем обсуждать на этом форуме.
- Какие надежды Вы на него возлагаете?
- Я бы предложил участникам форума осмыслить приоритеты, общие для всех православных медиа. «Событие Веры» - вот что считаю главным в работе православных журналистов. Кстати, с профессиональной точки зрения, православные СМИ ничем особым не отличаются от светских. Основное отличие – в постановке задачи: «о чем бы мы ни говорили, мы должны говорить о Христе», «наша работа – это результат события Веры», и именно этим определяется содержание информации, которую доносят православные СМИ.
Повторюсь, сегодня мы не можем занимать только оправдательную, реагирующую позицию, мы должны сами формировать повестку дня, предлагать собственную тактику и тематику. Если мы этого не скажем, то за нас скажут другие.
Основные же задачи нашего фестиваля неизменны – это консолидация церковной и светской журналистики, выявление новых форм сотрудничества Русской Православной Церкви и современного общества, а также поиск путей развития православных СМИ в это непростое для страны время... Да поможет нам Всевышний!