Отвечая на вопросы журналистов, собравшихся на пресс-конференцию в храме Христа Спасителя в Москве, посвященную итогам работы V фестиваля православных СМИ «Вера и слово», Патриарх Всея Руси Кирилл помимо иных тем ответил и на вопрос «Московских ведомостей», который звучал так: что такое православный журналист в России сегодня?
- Русская Православная Церковь стремится использовать все средства для христианского свидетельства миру. И православные журналисты, епархиальные пресс-секретари призваны ставить именно евангельскую миссию во главу угла своей деятельности.
Вот эта стратегическая линия того, чем, собственно говоря, призван заниматься церковный журналист, никогда не должно его покидать. Находясь в гуще событий, перипетиях современного общественного бытия, наше внимание часто переключается на иные цели и ценности. Те, кто используют видеокамеры, знают, что, если вы переводите объектив с одного объекта на другой, то зачастую теряется резкость. Даже самые современные камеры не всегда способны сфокусировать объектив таким образом, чтобы не потерять фокус, остроту зрения.
Вот так происходит и с человеком, когда он с самого главного переключает фокус своего внимания на второстепенное. Тогда главное теряется, размывается, перестает быть ярким и привлекающим внимание.
Привожу этот пример для того, чтобы сказать: главное дело, которому призван православный журналист, - это дело служения Господу Спасителю, это осуществление миссии Церкви в очень специфической среде. А миссия Церкви имеет своей целью спасение человека. Все остальное вторично! Все то, чем болеет наше общество, и не только наше… - все эти политические перипетии, столкновения интересов - корпоративных, национальных, групповых, вся эта борьба за власть и влияние – все это вторично. Первично – это спасение человека!
Поэтому, чтобы осуществлять миссию Церкви в области журналистики нужно постоянно заботиться о своем духовном состоянии. А это сделать очень не просто… Потому что журналист – коммуникатор, в силу своей профессии вовлечен во многие, как я уже сказал, житейские перипетии и конфликты. Это требует от него внимания к деталям. Это требует от него огромных усилий, чтобы оставаться убедительным, отстаивать свою позицию.
И вот основополагающий вопрос: как осуществляя эту сложную работу, сохранить, в качестве приоритета, заботу о своем внутреннем духовном состоянии?
Я считаю, что православный журналист достойно может осуществлять свою миссию только тогда, когда он не теряет из вида основное и главное и когда у него хватает внутренних сил оставаться христианином вне зависимости от всей сложности переживаемого контекста. Для такого духовного служение очевидно необходим внутренний стержень, прочная основа.
Православный христианин должен реагировать на окружающий мир не через призму своих политических предпочтений, культурных доминант, не под влиянием групповых интересов и психологий, а исключительно сквозь призму своих христианских убеждений. Вот именно этим журналист православный отличается от любого другого журналиста. У него не должно быть ни розовых, ни черных очков, у него должен быть кристалл Веры христианской. Именно через него нужно взирать на мир, в нем должна фокусироваться ваша интеллектуальная и духовная энергия и передаваться окружающему миру.