Как передают интернет-СМИ, Россия подготовила свой отчет по итогам расследования катастрофы с Sukhoi SuperJet-100 в Индонезии, но индонезийская сторона просит время до середины октября, поэтому общий отчет будет готов осенью. Об этом заявил журналистам заммининистра промышленности и торговли Юрий Слюсарь.
«У нас отчет готов, подписан всеми членами комиссии. Я его завизирую окончательно во вторник…, а индонезийцы требуют время до середины октября. Они являются расследующей стороной, поэтому мы с ними согласовываем свои действия», —подчеркнул он.
Ранее на британском авиасалоне «Фарнборо-2012» Минпромторг сообщал, что планирует согласовать результаты отчета с индонезийской стороной и обнародовать их к концу лета. Отвечая на вопрос о причинах крушения, заммининистра сообщил, что не до конца ясен процесс взаимодействия пилота с наземными службами, но сам самолет сработал штатно.
«Что у нас является предметом дискуссии — это взаимодействие пилота и диспетчера. Все системы сработали штатно, сигнализация сработала — все это было совершенно очевидно и слышно на прослушивании», — добавил он.
Sukhoi Superjet-100 стал первой российской разработкой в сфере гражданской авиации за последние 20 лет. Лайнер SSJ-100, выполнявший первый в своей истории демонстрационный тур по шести странам Азии, 9 мая врезался в вертикальный склон горы Салак. На борту находились 45 человек, в том числе восемь россиян, все они погибли.
Добавлю, что ранее комиссия Национального комитета по безопасности на транспорте Индонезии опубликовала промежуточные итоги расследования крушения самолета Superjet-100 под Джакартой. Российские эксперты не согласились с выводами индонезийских экспертов о слабой подготовке летчиков. Они напомнили, что SSJ-100 под управлением командира Александра Яблонцева неоднократно летал в горах в России. По мнению экспертов из РФ, ответственность за катастрофу должен разделить с пилотами и индонезийский диспетчер.
9 мая экипаж лайнера должен был по договоренности с индонезийской стороной подняться в воздух из столичного аэропорта Халим, долететь до местности Пелабухан Рату, развернуться там и возвращаться обратно. Гор на маршруте не было, поэтому после разворота на 180 градусов пилот попросил разрешения диспетчера снизиться до 6 тыс. футов. Вероятно, в этот момент произошел сбой в радиосвязи или диспетчер не ответил из-за перегруженности. Командиру лайнера пришлось делать циркуляцию — продолжать вращение над Пелабухан Рату в ожидании ответа от диспетчера. В итоге машина сделала полный разворот на 360 градусов, оставаясь на высоте 6 тыс. футов.
Выходя из циркуляции, самолет полетел не к аэропорту Халим, а к горе Салак. Причины такого поворота событий устанавливаются. Эксперты предположили, что система оповещения экипажа об опасном сближении машины с землей EGPWS не сработала вовремя, так как в память компьютера были заложены координаты круга над равниной.
Как полагают многие авиаэксперты, катастрофа Sukhoi Superjet-100 была крайне выгодна многим зарубежным конкурентам России. И «легкая ошибка» индонезийского авиадиспетчера плюс ложный ввод полетных координат обошлась для нашей страны и крупным международным скандалом, и потерей многих потенциальных покупателей. И, безусловно, трагической гибелью, как опытных летчиков, так и сопровождающих экспертов. Нельзя исключать крупномасштабную экономическую диверсию. На это есть много признаков…
Игорь Семенихин