Московскiя Въдомости
16+
Когда только появились первые слова о Таможенном Союзе, многие их восприняли скептически – свежи были воспоминания о неясной роли СНГ.
Фото с kp.ru

Своя резервная валюта - возможность выйти из роли поставщика ресурсов

05 Июля 2012, 12:30 # / Новости / Экономика / актуально / 590.html

Выступая на на бизнес-форуме "Единое экономическое пространство: Новые возможности промышленного развития", глава правительства РФ Дмитрий Медведев предложил всем подумать о том, что странам ЕЭП предстоит в будущем решать вопрос о введении единой расчетной единицы, в этом же контексте он упомянул специальные права заимствования.

 

Исполнительный директор Евразийского центра финансового консалтинга Ирина Давиденко полагает, что наши страны могут быть готовы к собственной самостоятельной валюте.

- Ирина, как вы считаете, можно ли предположить, что эта фраза была случайной, или в правительстве РФ изучают эту тему серьезно?

- Сами подумайте, как может глава правительства сказать что-то случайно. Конечно же, слова о единой расчетной единице были сказаны совершенно осознанно и целенаправленно.

Когда только появились первые слова о Таможенном Союзе, многие их восприняли скептически – свежи были воспоминания о неясной роли СНГ. Сейчас на наших глазах идея Таможенного Союза не только воплощена, но и уже дала первые результаты - увеличение взаимного товарооборота.

Создание общей резервной валюты или даже ансамбля валют (резервной и локальных) – следующий естественный шаг. Конечно, это произойдет не сегодня и не завтра – требуется большая подготовка. Но думаю, что спустя годы мы, как и в случае с Таможенным Союзом, будем удивляться: "ну надо же, уже все свершилось и дало плоды, а мы и не верили…"

- Имеет ли смысл говорить о введении такой валюты и создании новых резервных валют на фоне той ситуации, что и Россия, и Казахстан участвуют в мировом "разделении труда" в качестве поставщиков ресурсов – сначала человеческих, а после – энергетических? Ведь большая часть расчетов за нефть-газ производится именно в валюте США… Что можно сказать на тему обеспечения странами-участниками новой резервной валюты?

- Корни такого положения дел лежат, в том числе, в устройстве мировых финансов. Более того, по моему мнению, изменить роль Казахстана и России в мировом хозяйстве без изменений правил денежной системы будет довольно сложно, если вообще возможно. Нынешняя международная система организации денежных отношений и торговых расчетов помогает зафиксировать статус сырьевого придатка. Отсюда впрямую вытекает парадоксальное на первый взгляд утверждение – если страна или региональный союз хочет трансформировать структуру экономики и изменить свое положение в мировом "разделении труда", то трансформация системы денежных отношений и торговых расчетов должна стать фундаментом этих перемен. По существу, вопрос сводится к простому выбору – если всех устраивает нынешняя роль только поставщика ресурсов, тогда и не стоит что-то менять в финансовой системе, которая прекрасно справляется с обслуживанием этой функции. Если же стране или региональному союзу хочется чего-то большего, чем роли сырьевых экспортеров, систему денежных отношений пересмотреть необходимо.

Как в Казахстане, так и в России основные возражения оппонентов идеи новой резервной валюты во многом сводятся к иррациональному страху потери независимости, а также к банальному недоверию: "а вдруг кто-то нами воспользуется?" Чтобы развеять мифы о суверенности нынешних валют постсоветского пространства, необходимо в двух словах прояснить устройство современных мировых финансов.

В XIX и в первой половине ХХ века общим знаменателем мировых валют было золото. В 1944 на смену золотому стандарту пришла Бреттон-Вудская система, в которой цена золота жестко фиксировалась к доллару – 35 долларов за тройскую унцию. Именно так доллар, а не золото, стал ключевой валютой. Теперь уже страны накапливали не золото, а доллар, создавая спрос на американскую валюту во всем мире. Фактически, это привело к появлению долларового стандарта международной валютной системы.

За более чем 30 лет существования Бреттон-Вудская система столкнулась с рядом неразрешимых противоречий. В 1976-1978 годах ей на смену пришла Ямайская валютная система, был отменен золотой стандарт и золотой паритет валют. Теперь уже шесть национальных валют обрели статус резервных, наибольшую долю в валютной корзине резервных валют по-прежнему занимают США. В основе системы лежат свободная конвертация и плавающие валютные курсы на основе спроса и предложения. А теперь внимание. Спрос на доллар базируется в том числе на том, что ключевые ресурсы в мире котируются и продаются только за доллар. Чтобы купить ближневосточную нефть, надо сначала купить доллар. Таким образом, доллар явно или неявно обеспечен чужими ресурсами. Это результат целенаправленной политики на Ближнем Востоке и в странах Персидского залива. Если раньше доллар был обеспечен своим золотом, то сейчас во многом – чужой нефтью. Сама конструкция такой системы обеспечения разработана несколько веков назад в Британской Империи для управления колониями. Ресурсы экспортируются за имперскую резервную валюту, колония же выпускает собственную валюту под залог имперской. И еще раз внимание. При такой системе колония может эмитировать собственную валюту только в том объеме, в котором она обеспечила империю своими ценностями. Сравните с нынешней системой эмиссии под залог золотовалютных резервов - один к одному. Страна может иметь ровно столько собственной валюты, на сколько экспортировала товаров, в нашем случае сырья. Это и есть та самая независимость, потери которой опасаются некоторые?

Перспектива же новой резервной валюты в корне меняет этот механизм колониального управления. Как минимум, наши ресурсы станут обеспечением нашей собственной резервной валюты, и будут создавать спрос на нее. Страны-потребители нашей продукции вынуждены будут не только рассчитываться в нашей валюте, но и держать ее в резервах. Самостоятельная же эмиссионная политика в этом случае позволяет не привязывать объем денег только к экспортной выручке и обеспечит необходимое количество денег для внутреннего спроса и оборота. Это как влить свежую кровь в измученный кровопусканиями организм.

Это не только мое мнение. Его также разделяют все партнеры Евразийского центра финансового консалтинга, который под руководством Жомарта Ертаева объединил практикующих экспертов в области финансов и банкинга стран ЕЭП.

- Если рассматривать введение системы взаиморасчетов внутри альянса ТС-ЕЭП в определенной валюте (рубли, алтыны, транзиталы, или некие SDR), то в последние годы это повсеместная практика. Но это не означает, что страны при этом объединяются в одно валютное пространство. Каково ваше мнение на этот счет?

- Для взаиморасчетов внутри альянса, конечно, новую валюту изобретать не целесообразно, уже существующих инструментов достаточно. Двустороннюю торговлю в национальных валютах без выхода в долларовый контур в последние годы стали практиковать многие страны. Другое дело – создать нашу новую резервную валюту, перейти к продаже экспортных товаров и ресурсов за нее, тогда страны-покупатели товаров из новой валютной зоны вынуждены будут часть резервов держать в нашей валюте, тем самым создавая дополнительный спрос на нее. Вот здесь и появляется шаг к суверенитету и независимой денежной политике. Поэтому в новой резервной валюте надо видеть не угрозу независимости, а напротив, еще один шаг к суверенитету. Только в этом случае нефть, газ и киловатт-часы, произведенные нами, станут обеспечением нашей собственной валюты, а не чужой. В настоящий же момент нефть, газ многих стран, в том числе Казахстана и России, являются обеспечением доллара. С одной стороны – это фиксирует нынешнюю роль наших стран в мировом хозяйстве, а с другой стороны – повышает спрос на доллар, то есть нынешняя система укрепляет долларовую гегемонию.

- Какой орган мог бы при этом стать, так сказать, эмитентом?

- Не важно, как назвать это орган, важны его функции, полномочия и взаимодействие с другими составляющими единой системы – налоговым, бюджетным и торговым регулированием.

Что касается персоналий, думаю, Глава Нацбанка Казахстана отлично бы решил эту задачу. Поддержка выдвижения его кандидатуры на пост Главы МВФ всеми странами СНГ также говорит о его высоком авторитете в странах ЕЭП. В 2006 году мне удалось лично наблюдать реакцию российских политиков и крупного бизнеса на выступление Григория Марченко в рамках Форума "Единой России" и "Деловой России". Из всех выступающих только два выступавших так заворожили участников – Примаков и Марченко.

Надеюсь также увидеть участником процесса создания новой резервной валюты Бернара Лиетара. Будучи экспертом мирового класса по денежным системам, он в последние годы активно пропагандирует и внедряет идею ансамбля валют, состоящего из локальных денег и "дальнодействующих" валют. Те регионы, где такие ансамбли воплощались, резко повышали экономическую активность и даже в некоторых случаях социальный капитал в виде повышения уровня и количества связи внутри общества. Сначала я оказалась под впечатлением его книг – он нашел связи между уровнем жизни, скоростью обновления основных средств и типом денежных систем в разных обществах. А описанная им связь между социальной психологией, культурой, денежными системами с одной стороны, и экономическим и социальным процветанием - с другой, делают его уникальным специалистом. Последующее личное знакомство с ним показало, что человек он дружелюбный и открытый. Было бы здорово, если бы его пригласили в команду на этапе выработки стратегии и конфигурации системы. Если бы Марченко и Лиетару удалось выступить в команде создателей новой валюты, не сомневаюсь, что положительные результаты мы бы почувствовали на себе.

- На бизнес-форуме почти все говорили о новой волне кризиса. В этом контексте для многих стран чрезвычайно важна защита внутренних рынков. Существует ли такая угроза рынкам стран ТС-ЕЭП?

- Кризис – это не только угрозы, но и возможности, в частности, для Казахстана и России. Если вспомнить кризис 98 года в России, то помимо шока, он еще и породил новую генерацию отечественных производителей, прежде всего продуктов питания. Конечно, защищать внутренние рынки надо, прежде всего от продукции стран с демпингово низкой стоимостью рабочей силы, иначе отечественные товары в этих сегментах станут неконкурентными по цене, или хуже того, самим придется снижать оплату труда. Впрочем, эта задача стоит не только во времена кризисов и стагнаций. Мировой рынок по большому счету бездушен, ему все равно делали этот товар дети в странах третьего мира или люди без паспортов за чашку риса, если дешево – значит спрос будет. Вступая на путь минимизации стоимости и издержек, можно прийти к обнищанию. К счастью, снаружи Таможенный Союз защищен пошлинами и тарифами, а внутри стран ЕЭП нет демпинга стоимости трудовых ресурсов.

Более того, собственная резервная валюта (или даже ансамбль валют с разными функциями) могли бы дать еще одно конкурентное преимущество. Повышается спрос на валюту – растет и эквивалентная стоимость рабочей силы, номинированная в этой валюте.

- Как можно прокомментировать слова Марченко о том, что "единая денежно-кредитная политика в отсутствие единой налогово-бюджетной политики долго работать не сможет"?

- К словам Григория Марченко всегда следует внимательно прислушиваться. Думаю, он сделал такой вывод, наблюдая и анализируя причины дестабилизации в зоне Евро, ведь именно там общая валюта при отсутствии координации налогово-бюджетной политики привела Европу к постановке вопроса о существовании Еврозоны в нынешнем виде.

Если мои предположения относительно мотивов сказанного Григорием Марченко верны, то это вдохновляет и радует. Это как минимум означает отказ от сценария времен распада СССР под названием "копируем не задумываясь". Как максимум в этих словах можно услышать его понимание того, как и куда двигаться, с какими целями, и как максимально соблюсти наши интересы на этом пути.

- И "шкурное": чего в свете всего этого ожидать простым казахстанцам, россиянам и остальным "примазавшимся"?

- Новых возможностей и перспектив!

 

Просмотров: 1132



7527-й год от сотворения мира
2019-й год от Рождества Христова