Выдвижение кощунниц, оскорбивших чувства миллионов верующих России и за рубежом, на премию, положенную за особый вклад в борьбу за права человека возмутило многих православных.
Дело не только в том, что подобную выходку считают за вклад в благое дело. Есть еще один аспект, о котором многие умалчивают.
Среди защитников осужденных преступниц немало тех, кто считает себя православными верующими. Особенно – среди молодежи. Отчего возникают такие коллизии? Где водораздел между верой истиной и верой мнимой?
Для читателей «МВ» разъяснение и пастырское поучение дает Митрополит Калужский и Боровский Климент (Капалин),председатель Издательского Совета Русской Православной Церкви.
- Сегодня очень многие признают себя православными, но живут вне церковной традиции, вне христианской нравственности. Человек принял крещение, надел крестик, но в своем сознании он не стал Христовым. В крещении он родился для новой жизни, жизни во Христе. Но поскольку человек ничего не делает, чтобы расти духовно, то и после крещения вся его жизнь остается по-прежнему полностью погруженной в суету и светские занятия, он становится мертворожденным духовно.
Даже если он какое-то время ходит в храм, к таинствам он приступает механически, в нем нет живого обращения к Богу, нет искреннего покаяния. У Чехова, если я правильно помню, есть замечание о дереве, которое высохло, но качается вместе с другими.
Вот и человек, который не имеет постоянного духовного упражнения, подвига, аскезы, стоит вместе с другими в храме, крестится, кланяется, но духовно он мертв. Рано или поздно он отходит от общины, от храма. Он признает, что Христос есть, но живет сам по себе, вспоминая о Боге, о Церкви, о своей душе лишь время от времени.
Хорошо, если еще вспоминает, а то, бывает, просто механически приходит в храм на праздники или для того, чтобы окрестить своих детей, потому что родители настояли, или затем, чтобы освятить кулич на Пасху или сходить с детьми на рождественскую елку. Этим равнодушным состоянием крещеных людей - нашей паствы - и определяются основные проблемы внутрицерковной жизни. А если такой человек уже в священном сане, то это усугубляет ситуацию и порождает проблемы современного пастырства.
К сожалению, вынужден признать, что индивидуализм присутствует и у мирян, и у некоторых священников…И причина тому - те условия, в которых растет, формируется и живет человек. И священники здесь - не исключение. Индивидуализм заложен еще в семье. Сейчас утрачено традиционное понимание семьи, как малой Церкви. В Церкви центром является Христос. В старину семья стремилась быть христоцентричной, и семейная жизнь воспринималась как подвиг ради блага ближнего - супруга, супруги, детей. А сейчас чаще всего семейная жизнь воспринимается, как путь обретения удовольствия, включая и плотское. Нередко центром семьи является ребенок, для которого взрослые делают все, что он желает. Так и вырастает человек, думающий только о себе.
У нас в России пока мало народно-культурных центров, куда люди приходили бы для общения, объединялись по интересам. Жизнь современного человека ограничена работой или школой и квартирой, где он уединяется у телевизора или компьютера. Даже у подростков, имеющих повышенную потребность в общении, оно почти полностью сместилось в виртуальное пространство.
Они разучились общаться друг с другом без ICQ и форумов в интернете. Живое общение предполагает открытость, самоотдачу, напряжение душевных сил, этого не могут заменить электронные средства коммуникации. Они не соединяют, а дают информацию и лишают людей живого общения. Интернет формирует много негативных качеств, в том числе и индивидуализм.
Не потому ли современные люди столь замкнуты. Так же они ведут себя и в храме. После службы уходят, не задерживаясь. Порой, находясь в одном приходе, они совершенно чужие друг другу, да и за богослужением каждый молится о себе. Но ведь приход - это церковная община, в ней должна быть общность людей по вере и по жизни. Христос объединил всех верующих в Него в Свою Церковь, где каждому определено свое служение. Раньше во многих приходах, когда человек начинал постоянно посещать храм, с ним знакомились все прихожане, спрашивали имя, чтобы помолиться о нем, вписывали его имя в свои синодики. Своей молитвой и советом ему помогали войти в церковную жизнь и священник, и прихожане. На престольные праздники собирались со всех храмов. Понятно, что люди тогда были отзывчивее, и новых людей было немного. Но и теперь приход должна объединять общая молитва, совместные дела, деятельное служение, взаимопомощь внутри прихода. Особенное внимание надо обращать на семью, чтобы дети в ней росли заботливыми, внимательными к другим.
Наша молодежь хочет много иметь и сейчас же. Молодые люди не хотят ждать и во всем ищут легкий путь. И, что печально, они не научены трудиться. Перед их глазами мало примеров того, как нужно правильно жить, и окружение, в котором находится молодежь, не проникнуто христианским духом. Это не дает ей очнуться от духовной спячки.
Я часто вижу молодых людей, которые заходят в храм, но это незначительная часть всей молодежи. Причем, тот, кто заходит, чаще всего посмотрит и уходит, у него нет внутреннего стремления узнать, почему его в детстве крестили или почему он называет себя православным, что значит - быть православным. Он весь устремлен к земному, у него все мысли направлены на то, чтобы как-то устроиться в этой жизни. Очень многие молодые люди сегодня инфантильны, хотят жить только для себя и не готовы брать на себя ответственность не только за своих близких, но даже и за себя самих. Отсюда желание легкой наживы, нежелание трудиться и принимать ответственные решения. Наверное, поэтому среди молодых семей так много разводов. Супруги не хотят заглушить голос своего эго как в отношениях между собой, так и во взаимоотношениях со своими детьми. Молодежь не хочет быть жертвенной, она не хочет отдавать, а желает только получать.
Если раньше молодой человек во время учебы работал, то затем, чтобы помочь своим родителям или обеспечить себя необходимым во время учебы, а сейчас - в первую очередь для того, чтобы самому жить красиво, иметь шикарную машину. Он слышит, что его сверстник получает миллионы или за футболиста такого-то клуба заплатили столько-то, и у него возникает желание иметь большие деньги. Не представляя, что такое труд, он хочет жить роскошно.
Другая причина заключается в том, что Церковь, то есть мы, верующие — священнослужители и миряне, мало делаем для того, чтобы молодые люди ощутили внутреннюю необходимость веры. Мы не протягиваем им руку помощи, не открываем им дверь храма, чтобы они почувствовали, что храм - это и их духовный дом.
Мы должны научиться видеть в них своих ближних. Пусть они младше нас, пусть они меньше нас знают о Христе, может быть, они не умеют правильно креститься и не знают, как вести себя в храме, - все равно мы не должны их отвергать. Даже если перед нами тот, кто пал, стал пить, употреблять наркотики, мы не должны проходить мимо, а должны отнестись к такому человеку с любовью, ведь он - тоже сын нашего Отечества, а если крещеный - то и нашей Церкви, хотя и согрешивший.
Нам необходимо понять нашу молодежь и помочь ей обрести веру.