Несколько неожиданный выбор нобелевского комитета, присудившего премию по литературе китайцу Мо Яню, побудил постоянного секретаря Шведской академии Петера Энглунда (на фото) дать некоторые пояснения.
Почему-то все были свято убеждены в том, что литературная премия практически уже в кармане у японца Мураками, и вдруг – такое.
Энглунд - выражая не только свое личное мнение – считает талант китайского прозаика абсолютно уникальным. У него невероятно оригинальный взгляд на окружающий мир и выражает он его так же оригинально, как никто другой до него не выражал.
Энглунду Мо Янь напоминает некий синтез из Чарльза Диккенса и Фолкнера. Мо Янь не из той породы писателей, которые пребывают в созерцании собственного величия и снисходящие до читателей только затем, чтобы им это свое величие продемонстрировать. Продемонстрировать через отчужденность от них. Мо Янь – полная противоположность. Может быть потому, размышляет Энглунд, что он сам из глубины простого народа.
Насчет глубины – действительно в точку. Янь родился в крестьянской семье и кормился собственным ручным, тяжелым и грубым трудом с двенадцати лет. Первый свой рассказ он опубликовал в 1981 году, в возрасте 26 лет.
Сам писатель, получив известие о получении Нобелевской премии, был, как сообщают источники одновременно и в радости, и – почему-то – в ужасе.