Вступление России в 100-летие после трагических для Российской империи событий Февральской и октябрьской революции является вполне благоприятным временем для более объективной оценки этих эпохальных событий. Нет смысла в оправдании ни для бунта совершенного 1-2 марта, в ходе которого было свергнуто обманом и насилием богоустановленное государственное устройство России – власть Помазанника Божия, благочестивого Императора Николая Александровича. Нет никакого оправдания и для Октябрьского переворота 1917года, который являлся не просто свержением буржуазной Республики, а установлением режима «красного террора», стремившегося уничтожить русский народ, русскую культуру, вырвать из сердце русского народа его великое прошлое, его православную веру, прекратить в рабов миллионы русских людей ради эфемерного «светлого будущего».
В прошедшее воскресенье во многих православных храмах прозвучали проповеди в память Новомучеников Российских и Исповедников. Сказано было много важного и интересного. В стенах кафедрального собора Христа Спасителя первопрестольной Москвы святейший патриарх оценил этот период русской истории как век по своим зверствам как ни чуть не меньший, если не больший по своим масштабам, чем гонения при Римских императорых на первых христиан. Было сказано о том, что в христианах римские власти видели «помеху» для благополучия империи. Невозможно не согласиться с этими оценками. Но было сказано и то, что все пострадавшие Новомученики Российские страдали только за Христа, а не за политические убеждения. Но что значит в контексте Российской истории, т.е Царской России т.н. политические страдания? Это страдания, формула которых имела свою литургическую формулу «за веру, Царя и отечество». Эти три составляющие страданий благочестивых русских людей и христолюбивого воинства всегда рассматривались Церковью как благословенные, равные мученическому венцу. В этой тройной формуле звучали самые священные слова для сердца русского человека. Всероссийский Император это не выборный Президент страны, а Помазанник Божий, обладавший священной властью, врученной ему Богом в таинстве священного Коронования и Миропомазания. Об этом глубоко и пространно говорит выдающийся иерарх Всероссийской Православной Церкви свт. Филарет Московский. «Далее весь чин царского венчания святая Церковь как облаком духа облекает, как благоуханием священного кадила исполняет — обильною молитвою. Каждое восприемлемое царем знамение величества — порфиру, венец, скипетр, державу — она осеняет божественным именем Пресвятой Троицы. Чтобы усвоить царю более внутреннее, таинственное освящение, она священным помазанием полагает на нем печать дара Духа Святого. Наконец приближает его к самой трапезе Господней и на великий подвиг царствования укрепляет его божественною пищею Тела и Крови Господних. Представляя сие сколь священное, столь же и величественное зрелище, кто не помыслит с благоговением, как велико поистине значение православного царского величества! Оно осенено, объято, проникнуто освящением свыше. Да слышатся и здесь оные древние пророческие от лица Божия гласы: вознесох избранного от людей Моих; елеем святым помазах его; истина Моя и милость Моя с ним! (Пс., 88, 20. 21. 25)».
Политика и вера, благочестие в дореволюционной России были переплетены между собой неразрывными узами. И несмотря на секуляризацию России и превращения ее из теократического государства в светское из-за глобальных реформ при императоре Петре Великом, равных по своему содержанию революции, Россия в 19 веке в Николаевскую эпоху вступило в период глубокого религиозного осмысления России, ее христианской миссии в мире. Православный Император в России был живым символом Православной Империи. Безусловно, что этот символ имел бы большее религиозное наполнение при Патриархе, который являлся важным символом «византийской симфонии». Однако Всероссийский Император оставался единственным символом Православной Империи, играл роль «удерживающего» от мирового зла, от царства антихриста (см. комментарии свт. Феофана затворника на 2 Фессал. 2). Еще в прошлом столетии святитель Феофан Затворник предупреждал: «Коренные стихии жизни русской выражаются привычными словами: православие, самодержавие, народность (то есть Церковь, царь и царство). Вот что надобно сохранять! И когда изменяются сии начала, русский народ перестает быть русским. Он потеряет тогда священное трехцветное знамя».
Нежелание сегодня это видеть и понимать, и осознавать, означает, что современное духовенство, народ мыслит однобоко и ущербно. Но эта ущербность мышления является порождением все той же Февральской революции, стремившейся сбросить «иго» богоустановленнной государственной власти. Но тогда невозможно говорить о полноценном возрождении русского народа. Только активное храмоздательство, хотя оно и является важной вехой процесса возрождения русского народа, но оно само по себе в отрыве от исторического целостного мышления русского человека-монархиста является ущербным.
Всероссийский император как символ Православной России был главной мишенью революций. И нежелание об этом говорить народу сегодня, в год 100-летия страшного Феральского и Октябрьского переворотов, является преступлением против Православной веры, русского народа, его благочестия и русской истории. Гонения на Русскую Церковь, а вернее сказать, на духовенство и русский народ, начались именно с тех, кто был верен Царю, кто в своем сердце сохранял не только память о близости ко двору, но и исповедовал свои монархические убеждения, верность данной на святом Евангелии священной присяге. Неужели мы вправе таким страдальцам отказывать в месте быть «в сонме Новомучеников и Исповедников Российских»? Тем не менее, еще совсем недавно, Комиссия по канонизации при Священном Синоде категорически и автоматически отказывала в официальной канонизации таким представителям епископата, духовенства и мирян, видя в этом политический контекст. Но это можно не иначе назвать как вздором, или очередной изощренной формой богоборчества. Так, по этим т.н. "политчиеским мотивам", было отказано в канонизации архиепископу Феодору (Поздеевскому), митрополиту Казанскому Кириллу и др. Однако же причиной мученических страданий, например последнего наместника Троице-Сергиевой Лавры архимандрита Кронида (Любимова) было именно приверженность монархии, близость к Царской семье. Более того во время допроса архимандрит Кронид мужественно свидетельствовал, что не только он был по убеждением монархистом, но и «в таком мировоззрении воспитывал и братию Лавры». Для свмч. Кронида верность монархии не было политическим заявлением в секулярном современном понимании, а свидетельством своей верности принципам православной веры русского человека.
Безусловно, важно и то, что святейший патриарх Алексий Ι (Симанский) расценивал Февральскую революцию как акт богоборчества, как бунт против «единственной законной, богоустановленной власти» за что, подчеркивал он, - «несомненно, последует наказание Божие». Эти слова им были написаны в письме своему духовному отцу митрополиту Новгородскому и Старорусскому Арсению (Стадницкому). То есть причина в массовых гонениях на Православную Церковь, на весь русский народ находилась именно в богоборчеком бунте против богоустановленной власти, массовой измене и широкомасштабном богоборчестве
Сегодня также не следовало бы забывать, что Церковь в день Торжества Православия провозглашает «анафему» на тех, кто «поднимает бунт против Помазанника Божия». В VI в. Церковью была выработана форма анафемы, поражающей домогавшихся незаконно царского сана; в XI— XIV вв., в византийский период, анафеме предавались дерзнувшие на бунт против помазанников; позднее в России — изменники и самозванцы, совратители народа. Текст анафемы (II в чине торжества православия): «Помышляющим, яко православныя государи возводятся на престолы не по особливому о них Божию благоволению, и при помазании дарования Святаго Духа к прохождению великого сего звания в них не изливаются, а тако дерзающим противу их на бунт и измену, анафема, трижды» (43, 30—31). А выше, по тексту доследования в Неделю православия, говорится: «Сия вера апостольская, сия вера отеческая, сия вера православная, сия вера вселенную утверди» (43, 25).
В безумии революции 1917 года многие люди были и дезинформированы (см. воспоминания Редигера), многие подпадали под струю «революционного огневища», и лишь немногие сохраняли трезвенность, а еще немногие молились. Но если в те страшные революционные дни было сложно разобраться во всем, то теперь, когда имеется прекрасная возможность для беспристрастной оценки случившегося в 1917году, мы ее редко можем услышать. Но именно такие оценки, отнюдь не поверхностные, а основанные на знании истории и религиозной философии, в первую очередь должны давать наши пастыри и архипастыри. Но, увы, мы этого не слышим. И что в особенности печально, что роль страданий Государя Императора Николая Александровича и всей Августейшей Семьи чаще всего умалчивается, мученические страдания за русский народ и Россию сознательно оттеняются. И это несмотря на то, что даже в патриархийной редакции службы святым Царственным Страстотерпцам ясно говориться, что Царская Семья «пе?рвии, я?ко новому?ченицы,/ за Русь святу?ю от безбо?жных пострада?сте/ и о?браз испове?дничества и ре?вности по Бо?зе/ ве?рным лю?дем показа?сте.» (Великая вечерня, Слава на «Господи воззвах»)
Мы убеждены, что умалчивание о величии подвига последнего Всероссийского Императора и Его Августейшей Семьи является, по крайней мере, серьезной, если даже не роковой, ошибкой. Но мера ответственности при таком замалчивании особенно возрастает, когда нам становятся известны оценки этого подвига святых и признанных богоспросвещенных старцев. Это оценки «не от ума, и не с потолка», и не «проявление старческого маразма», а откровение Божие.
Старец протоиерей Николай (Гурьянов) говорил такие важные слова: «Россия никогда не возродится, если она не поймет, кем для нее был последний царь и что он для нее сделал».
А свт. Иоанн Сан-Францисский и Шанхайский, мироточивый говорил, что «возрождения России необходимо прославление Царской семьи и их глубокое почитание».
В своей книге «Происхождение закона о престолонаследии в России» святитель Иоанн Шанхайский утверждает, что «пренебрежение тем законом, который выработан собирателями Руси и осенен благословениями ее святых заступников и святителей, было причиной многих печальных последствий, а в дальнейшем будет источником новых потрясений и волнений, ибо русский народ во все эпохи стремился к своему законному царю, только под властью которого Русь всегда обретала успокоение и благоденствие».
Этих свидетельств достаточно, чтобы понять и осознать, что без подлинного почитания Царской Семьи никакого настоящего возрождения в России не может быть. А может бить только подложное, формально и искусственно имитированное возрождение, то есть возрождение камней, но е человеческих душ. Мы не считаем тему «почитания Царской Семьи», как некоторые из иерархов заявляют, тем вопросом, который вносит в общество разделение. Разделение в общество вносит сознательная ложь и потакание ей, стыд исповедовать правду.
Итак, для того, чтобы эту, можно сказать, роковую ошибку исправить и внести важные разъяснения, мы пришли к убеждению о необходимости выложить для просмотра документальную киноленту «Русская Голгофа». Несмотря на то, что этот кинофильм был снят еще до официальной канонизации Царской семьи, тем не менее, на наш взгляд, он до сих пор остается лучшим произведением отеческой кинематографии, раскрывающий смысл и подвиг Царской Семьи.
От редакции "Православного Апологета" 2017год