Хотя изначально страничка Патриарха Всея Руси на Facebook не подразумевала конкретного общения Предстоятеля Русской Православной Церкви с посетителями (Патриарха нельзя, например, записать в друзья, о чем честно предупреждается), однако сегодня для одного комментатора было сделано исключение.
В ответ на вопрос Владимира Заверюхина о понимании Святейшим Патриархом сути Искупления, который был задан в комментариях к записи от 26 июня, Его Святейшество благословил опубликовать отрывок из книги Преосвященного митрополита Илариона «Патриарх Кирилл: жизнь и миросозерцание», содержащий пространные цитаты из Патриарших проповедей, посвященных Жертве Христовой.
"...Для понимания догмата искупления особое значение имеет понятие «жертвы». Оно восходит к ветхозаветному культу, основу которого составляли различные жертвоприношения. В христианской Церкви культ жертвоприношений был упразднен, потому что Христос, по словам апостола Павла, «принеся одну жертву за грехи, навсегда воссел одесную Бога... ибо Он одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых» (Евр. 10:11, 14). Приобщение верующего человека к плодам искупительной жертвы Христа происходит через участие в Евхаристии. «Христос, будучи невиновным, — говорит Патриарх Кирилл, — приносит Себя в умилостивительную жертву, во искупление грехов всего человечества. Он — Агнец, Который Самого Себя приносит в жертву Богу за грехи мира... Чтобы Его ближайшие ученики — а через них и мы — стали соучастниками этой жертвы, на Тайной вечере Спаситель освящает хлеб и вино, пресуществляя их в истинное Свое Тело и в истинную Кровь Свою, и предлагает вкусить ученикам, чтобы и на них распространилось действие этой искупительной жертвы... Всякий раз, когда мы причащаемся хлеба и вина, которые силой Божественной благодати становятся истинными Телом и Кровью Спасителя, мы приобщаемся Его жертвы, становимся соучастниками Его Голгофских страданий. Через личное раскаяние в своих грехах и причащение Тела и Крови Спасителя, жертвенного и непорочного Агнца, на нас распространяется очистительная сила искупления, и мы получаем прощение и оставление своих собственных грехов, во исцеление души и тела».
Целью жизни человека, по учению восточных отцов Церкви, является «обожение» — такое всецелое и полное соединение с Богом, при котором естество человеческое приобретает божественные свойства. Термин «обожение» не встречается в Священном Писании и мало знаком современному человеку. Гораздо понятнее и гораздо шире используется традиционный христианский термин «спасение». Данный термин указывает на спасение от чего-то: от греха, от власти диавола, от смерти и ада. «Спасение» является антонимом «гибели». Однако в восточнохристианской традиции спасение воспринималось не только как исправление последствий грехопадения, как освобождение от власти диавола, но прежде всего как осуществление той цели, к достижению которой человек призван как сотворенный по образу и подобию Божию. Для описания этой цели и средств к ее достижению восточные отцы использовали термин «обожение». В основе же своей учение об обожении — не что иное, как учение о спасении, только выраженное на языке восточнохристианского богословия.
Тема обожения — центральный пункт богословия, аскетики и мистики православного Востока на протяжении почти двух тысячелетий вплоть до настоящего времени.
Тема обожения уходит корнями в новозаветное учение о том, что люди призваны стать «причастниками божеского естества» (2 Пет. 1:4). У Иринея Лионского встречаются формулы, подчеркивающие взаимосвязь между уподоблением Бога человеку в воплощении и уподоблением человека Богу: «(Слово Божие) сделалось тем, что мы есть, дабы нас сделать тем, что есть Он»; «Для того Слово Божие сделалось человеком и Сын Божий — Сыном Человеческим, чтобы (человек), соединившись с Сыном Божиим и получив усыновление, сделался Сыном Божиим».
Учение об обожении вполне утвердилось в святоотеческом богословии во время антиарианской полемики IV века. Классическая формула, выражающая обожение человека, содержится у Афанасия Великого: «(Слово) вочеловечилось, чтобы мы обожились». Особый вклад в развитие учения об обожении внес святитель Григорий Богослов, который говорит: «Будучи Богом, Ты стал человеком, смешавшись со смертными; Богом был Ты от начала, человеком же стал впоследствии, чтобы сделать меня богом после того, как Ты стал человеком». По учению Григория, в обожении человек становится богом «настолько же, насколько» Бог стал человеком: «Дольний человек стал Богом после того, как соединился с Богом и стал с Ним едино, потому что победило лучшее, дабы и мне быть богом настолько, насколько Он стал человеком».
Для богословского мышления Патриарха Кирилла понятие обожения имеет важный смысл, и именно оно является ключом к его пониманию догмата искупления. Идеал обожения в абсолютной и наивысшей мере реализован в Иисусе Христе: «Его разум, воля, чувства, душа и тело были соединены с Божественной природой. Не зараженная грехом человеческая природа Иисуса Христа через это соединение обожествляется, становится подобной природе Божественной. Это соединение человеческого с божественным отцы Церкви стали определять греческим словом «теосис» — «обожествление», «обожение». Теосис и есть высшая цель жизни каждого человека».
Когда Христос преобразился перед Своими учениками на Фаворе, им была явлена человеческая природа Христа, но не в ее обычном состоянии, а в преображенном и обоженном. «Фаворский свет Преображения, когда тело Господа на глазах апостолов вдруг чудесно просияло, был зримым явлением той энергии, которую источала прославленная, обоженная человеческая природа Спасителя. Господь достиг цели бытия. Он воссоздал в Себе первоначальную человеческую природу, которая существовала до грехопадения первых людей. Именно в этом смысле Слово Божие именует Иисуса Христа Новым Адамом. Если ветхий Адам отказался от достижения истинной и единственной цели бытия, то Господь Иисус Христос, избравший удел человеческий и имея человеческую природу, прожил Свою земную жизнь в строгом соответствии с творческим замыслом Бога Отца, воссоздав в Себе первозданную природу человека».
Может ли обычный человек достичь обожения? По учению восточных отцов Церкви, может, и именно в этом заключается цель духовно-нравственного подвига христианина. Святость есть не что иное, как обожение, всецелое уподобление Христу. Как любой человек является наследником Адама, неся на себе печать греха, точно так же каждый христианин является наследником Христа, имеющим возможность через Церковь достичь обожения и богоуподобления.
Объясняя эту истину, Патриарх Кирилл вновь обращается к законам солидарности и наследственности: «Во Христе замысел Божий о человеке становится реальностью, а следовательно — достоянием каждого, кто стремится осуществить его. Как по закону наследственности и солидарности люди унаследовали грех Адама, так по тому же закону они могут унаследовать и ту обоженную человеческую природу, которая открылась в Иисусе Христе. И для того, чтобы это стало возможным, Господь дарует людям особое средство, вводящее их в теснейшие отношения с Ним. Таковым средством является жизнь в общине единомышленников, имеющих одну веру в Триединого Бога и исповедующих, что Иисус Христос есть Сын Божий и Сын Человеческий, Спаситель мира. В этой общине веры достигается и осуществляется та связь со Христом, которая помогает человеку усвоить спасительные плоды совершенных Им искупления и воссоздания человеческой природы. Такой общиной является Церковь..."
На момент этой публикации страничка Патриарха нравится 4453 посетителям