Для чего нам икона? Для того ли, чтобы приобщить человека к небесной красоте, т.к. по словам блаженного Августина "красота – это сверкание истины", а истина, добро и красота находятся в неразрывном единстве? Или дать "Священное Писание для неграмотных", как иногда определялось церковными постановлениями, т.е. церковное искусство понимается как одно из средств проповеди христианства?
Способствовать ли духовной, молитвенной настроенности человека, вошедшего в храм, окружая его напоминанием о чтимых святых и событиях жизни Церкви? Все эти задачи безусловно присутствуют и решаются церковным изобразительным искусством.
Но есть основная, главная предпосылка, породившая иконный образ, которая, несмотря на свою принципиальную значимость, мало ощущается современным человеком.
Нашей природе свойственно желание иметь реальное общение со Святым, и Церковь изначально верила, что через описуемый образ возможно общение с Первообразом, т.е. что написанная красками икона Господа Иисуса Христа, Богоматери или святого способна заключать в себе, нести в себе, сохранять и передавать их присутствие здесь и сейчас.Что эта икона хотя и не во всесторонней полноте, но – "имеет в себе и сообщает(передает) энергию Первообраза". Встреча со святым через его икону, это, по пониманию Церкви, именно реальная встреча, диалог, общение. Не просто интеллектуальная, умозрительная конструкция "Я должен думать-представлять, что это означает то-то...". Присутствие святого в иконном образе – это, по пониманию Церкви, хоть и не полное, но настоящее, живое присутствие, и наше общение с ним через его образ это реальное личностное общение. Возможность действительного, реального общения с личностями, пребывающими в вечном, Горнем мире – есть базовая интуиция, лежащая в основе возникновения иконописи как сакрального, церковного искусства.
Сюжет в тему: