Так случилось, что мое воцерковление началось одновременно с попаданием мне в руки нескольких экземпляров журнала "Православный вестник" на украинском языке. В этих журналах было несколько материалов о предоставлении автокефалии Американской Православной Церкви и автономии Японской Православной Церкви. Запомнились приезды в Данилов монастырь нынешнего Предстоятеля Православной Церкви Японии митрополита Даниила и его предшественника митрополита Феодосия. Вспоминаю также приезды в Данилов настоятеля нашего подворья в Японии протоиерея Николая.
Поразил его рассказ о том, что из всех животных более всего японцы боятся… зайцев. В этом году исполняется 100 лет со дня праведной кончины великого миссионера, полстолетия потрудившегося в Японии – архиепископа Николая (Касаткина). Он был уроженцем поселка Оленино Тверской губернии. В настоящее время там имеется музей, посвященный его памяти. В Москве, в храме в Бибирево имеется придел, посвященный святителю Николаю Японскому.
Первые семена христианства в Японии посеяли в16-м веке испанские и португальские миссионеры. Вскоре оно было запрещено и от него мало что осталось (было замучено около 280 тысяч христиан). Новый период начинается с середины 19-го века, когда в 1860-м году решением Синода сюда был прислан иеромонах Николай (Касаткин). Он глубоко изучил историю и культуру Японии (знал их лучше, чем сами японцы), снискал доверие и любовь местных жителей. Японский язык он изучал в течение 8 лет по 14 часов в сутки. Успеху его миссии способствовали его принципиальный отказ от участия в полемике с инославными миссионерами и от вмешательства в политику. Для него были свойственны открытость и искренность. Он полностью отказался от любых искусственных миссионерских приемов и старался постоянно советоваться со своей японской паствой. Успеху деятельности великого миссионера способствовало также то, что он не проявлял агрессии к традиционным японским религиям, что, конечно, не означало, что он был индифферентным к вероучительным отклонениям у католиков и протестантов.
В 1870-м году в Японии учреждается миссия, в составе которой, кроме о. Николая, было еще три иеромонаха и один причетник. В 1872-м году миссия переезжает в Токио. На следующий год были отменены старые указы, направленные против христиан. Первым православным японцем стал Такума Савабэ (в крещении Павел) – бывший самурай и синтоистский служитель (в 1875-м году он был рукоположен в сан священника). Савабэ рассказывал, что, не имея возможности открыто читать подаренное ему Евангелие, он читал его во время совершения им языческих ритуалов. В 1880-м в Троицком соборе Александро-Невской Лавры о. Николай был хиротонисан во епископа Ревельского. Вернувшись в Японию, он открыл Духовную семинарию (в настоящее время в ней учится только один семинарист). В 1884-м году в присутствии около 4-х тысяч православных японцев было заложено основание Воскресенского собора. Когда началась Русско-японская война, епископ Николай был объявлен шпионом, и его деятельность была ограничена. Тогда владыка полностью прервал переписку с Россией и разослал по приходам послание с призывом стать на защиту Отечества. Святитель много потрудился над переводом богослужебных книг на японский и китайский языки. Большую помощь в этом ему оказывал будущий Патриарх Московский и всея Руси иеромонах Сергий (Страгородский). Самое поразительное в деятельности владыки Николая – это то, что один человек, вдали от Родины, в стране иной культуры смог основать отдельную Поместную Церковь. В стране, где за принятие христианства полагалась смертная казнь, где на иностранцев смотрели, как на зверей и одной жалобы было достаточно, чтобы пресечь ростки Православия. Сам факт рождения новой Поместной Церкви в новую эпоху является чудом. К концу своих апостольских трудов он, после императора, был наиболее известен в Японии. К сожалению, после его смерти Японская Церковь численно больше не только не возрастала, но даже умалялась. После смерти владыки Николая (в 1906-м году он был возведен в сан архиепископа) его место занял епископ Сергий (Тихомиров).
К 20-м годам 20-го столетия в Японии было около 38 тысяч православных.
В 1940-м вышел закон о национализации японских церквей. Согласно этому закону главами церквей в Японии могли быть только японцы. После выхода этого закона владыка Сергий до своей смерти в 1945-м году служил в домовой церкви. После смерти архиепископа Сергия среди православных Японии произошло разделение: большая часть паствы перешла в юрисдикцию Американского митрополичьего округа и только 183 человека сохранили верность Матери-Церкви. Направленные из Москвы епископы Борис (Вик) и Сергий (Ларин) не были приняты американскими оккупационными войсками. Лишь только в 1967-м году в Японии была восстановлена наша миссия. Возглавил ее архимандрит Николай (Саяма). В 1970-м году было восстановлено общение РПЦ с Японской Церковью. Ей была предоставлена автономия. Согласно статусу Японской Церкви, ее Предстоятель утверждается Московским Патриархом и миро она должна получать из Москвы. Японские клирики получили право апелляции к Московскому Патриарху. Архиепископ Николай был причислен к лику святых. Было также учреждено подворье Московского Патриархата в составе нескольких храмов, настоятели которых назначались Московским Патриархом. К сожалению, впоследствии владыка Николай, формально ушедший на покой, перешел в юрисдикцию Константинополя без получения отпускной грамоты.
С 2005 года в Японии существует первый, и пока единственный православный мужской монастырь. Всего на сегодня здесь действует около 60-ти православных церквей и часовен, несут служение около 30-ти священников (они в Японской Церкви избираются).