Первым случаем в истории, когда и Русская, и Константинопольская Церковь канонизировала Святых благоверных русских князей-страстотерпцев было узаконение в этом статусе Бориса и Глеба — младших сыновей святого равноапостольного князя Владимира.
Появившихся на свет перед Крещением Руси братьев воспитали в христианском благочестии. Оба, подобно святому равноапостольному князю Владимиру, отличались состраданием и сердечной добротой, милостью и отзывчивостью к бедным, обездоленным.
Но коварный властолюбец Святополк, не поверив в искренность Бориса, любимого народом и войсками, желая уберечь себя от вероятного конкуренции со стороны брата, послал к нему убийц. Бориса известили о подобной вероломности Святополка, но Святой стал скрываться и, как мученики первых веков христианства, встретил смерть.
Он был настигнут убийцами, когда молился в утренний воскресный час 24-го июля 1015 года на берегу Альты. Они вторглись в шатёр к князю и копьями пронзили его. Тело святого страстотерпца Бориса было в тайне привезено в Вышгород и положено в храме Василия Великого.
После чего Святополком настолько же вероломно был лишён жизни святой князь Глеб. Святополк, вероломно вызвав его из удела, Мурома, отправил ему наперерез дружинников, чтобы умертвить Глеба по дороге. Князь ведал о кончине отца, воровском убийстве князя Бориса. Скорбя глубоко, он избрал смерть, а не войну с братом. Глеб встретил убийц в устье Смядыни, недалеко от Смоленска.
Святые мученики Борис и Глеб простились с жизнями ради соблюдения послушания, ведь на нём зиждется духовная жизнь, как человека, так и всего общества. Преподобный Нестор Летописец задавал вопрос, наколько высока покорность брату? «Если бы они противились, то едва ли бы сподобились такого дара от Бога. Много ныне юных князей, которые не покоряются старшим и за сопротивление им бывают убиваемы. Но они не уподобляются благодати, какой удостоились сии святые».