Англия, будучи разделена внутри на партии, притом же немногочисленные, сословные, оставалась единою и отношении всего остального мира, который служил предметом эксплуатации для всех англичан в совокупности. Лорды, капиталисты, рабочие - одинаково жили промышленною эксплуатацией чуть не всего земного шара.
В этом их объединение, но такого объединяющего элемента у нас не может быть и никогда не будет, ибо мы для этого слишком многочисленны, занимаем слишком большую национальную территорию. Объединить 150 миллионов человек на пространстве от Вислы до Охотска на почве общего эксплуатирования других наций - невозможно. Они сами почти везде нас эксплуатируют.
Наш объединяющий элемент может быть только в том, что мы теперь отбросили, то есть в идее справедливости внутренних отношений, в идее национальной, в идее нравственной.
А она может иметь органом не партии (представляющие частные интересы), а только Единоличную Верховную Власть.
В этих словах выражается не какое-либо поползновение к "реакции", а просто сознание социологического факта, лежащего в основе русского бытия или уничтожения.
Мы политически могли жить осмысленно и вырастать в великую державу только на основе власти нравственной, проникнутой единящим элементом справедливости. Мы потому и имели любимую "Родину-мать", "Святую Русь", расшатав же принцип Верховного единоличия, можем идти только к разброду, враждам, самоистреблению противоположных интересов, ибо объединить их не можем иначе как нашею прежнею идеей Единоличной Верховной Власти, единственно способной представлять начало нравственное.
Тихомиров Лев Александрович (1852 - 1923) - политический деятель, публицист, религиозный философ.