В трёх часах езды от Москвы по Каширскому шоссе есть красивая речка Березня ?– так её называют местные жители. А на карте Московской области она обозначена как Березёнка. Но дело не в названии, а в том, что это моя любимая река. Она течёт то среди полей, то, прикрытая пушистыми ивами, извиваясь вдоль железной дороги. Прозрачные мелкие перекаты в ней сменяются пугающими своей чернотой омутами.
Теперь я бываю на Березне редко: раз в два-три года. Сейчас отложу в сторону спиннинговую катушку, на которую наматывал «свежую» леску, и вспомню последнюю поездку на Березню в июле прошлого года.
Выехали в три часа ночи из Москвы. Я и мой товарищ Андрей. В шесть утра были на реке. Настроили спиннинги и решили идти в разные стороны от оставленной на берегу машины. Он – вправо, вниз по течению, я – влево. Договорились встретиться через час на исходной точке. А так как река здесь делает большую петлю, то мы были рядом, чтобы в случае чего помочь друг другу в сложной ситуации. Ведь бывает: блесна повиснет на соседней иве или зацеп случится в омуте за упавшее в воду дерево. Вдвоём всегда легче справиться с такими проблемами.
Спустился к воде, сделал первый заброс. Видно как блесна движется вдоль крутого берега, то попадая на течение, то скатываясь к тихой воде, иногда касаясь подводной растительности. Время от времени где-то за спиной был слышен хруст – это Андрей пробирался сквозь густые заросли ивы, калины и ежевики. Выхожу на прямой участок реки с небольшой глубиной. Место не очень удобное для ловли: обрывистый берег, до воды около метра, глубина небольшая – видна трава на дне и песчаные проплешины между ней. Ставлю на спиннинг виброхвост с джиг-головкой - на остальные блёсны зацеп за траву здесь обеспечен. Делаю заброс к противоположному берегу и рывками сматываю леску. Но опыта, видно, маловато: чувствую – зацеп. Леска напряглась. Думаю – или бревно или камень, так как зацеп очень жесткий. Делаю паузу, леска ослабла.
Размышляю, как отцепить блесну. Но тут леска напряглась и начала двигаться против течения. Я едва удержал спиннинг в руках. Начинаю сматывать леску, и что-то на том конце снасти поддаётся мне и двигается к моему берегу. И вижу, что тащу огромную щуку. Поведя её ближе, понимаю, что вытащить не смогу. Подо мной обрыв, подсачека у меня нет, да и был бы – не помог: я двумя руками держу спиннинг, леска натянута как струна (0,28 мм). Сердце колотится, руки дрожат, щука, встав, как торпеда, вдоль берега, тихо шевелит красивым разноцветным хвостом размером с две мои ладони. Ору: «Андрей!». Ещё и ещё. Кладу спиннинг на землю и прижимаю его ногами. Внезапно раздаётся хруст веток, и ко мне сзади скатывается из кустов мой товарищ. «Что случилось?» - спрашивает он. Я, стоя на спиннинге, указываю ему вниз на воду. Андрей встаёт на четвереньки и подползает к краю обрыва. Я пристраиваюсь рядом. Мы смотрим на щуку, потом друг на друга. Андрей говорит: «Держи меня за ноги, а я схвачу её». В этот момент щука, видно, почувствовав неладное, делает сильнейший рывок, оставляя на воде огромный водоворот, и, оборвав леску, уходит в глубину. Мы ещё минут пять стоим как остолбеневшие на четвереньках и, переводя дух, смотрим на воду.
2001 г.