Скоро, очень скоро на Фёдоровских Лугах под Тольятти запылают костры XXXIX Грушинского фестиваля, уникального бардовского песенного форума, собирающего под свои знамёна лучших представителей этого самобытного жанра.
«Грушинский – это явление, неотделимое от всего лучшего, что есть в шестидесятничестве. Это спасение общества, возвращение к свободолюбивым корням русской интеллигенции!» – сказал о нём знаменитый поэт Евгений Евтушенко.
И это правда. Но правда не вся. Авторская песня – не только шестидесятничество и «арбатство»; она суть – камертон, чутко улавли-вающий и передающий либо гневно-учащённое, либо доверчиво-умиротворённое дыхание народной жизни; она вобрала в себя и горечь наших неудач, и радось наших побед. И потому в самодеятельных песнях довольно часто звучат патриотические и гражданственные ноты, и отнюдь не только у представителей поколения, чья юность и зрелость пришлись на со-ветское время.
Разве не у каждого сжимается сердце от боли и сострадания, когда звучат слова из песни В. Высоцкого: «Друг, оставь покурить, а в ответ – тишина… Он вчера не вернулся из боя»? А песня Ю. Кукина «А я еду, а я еду за туманом…» разве не звучит от Калининграда до Владивостока?
Наш великий народ всегда безошибочно выбирал и выбирает всё самое настоящее и самое лучшее, что было и есть в авторской песне, и по провиденциальной воле своей превращает эти песни из авторских в народные. И это – высшая честь и похвала.
Хочется надеяться, что каждый, берущий в руки гитару, отдаёт себе отчёт в том, что он не сам по себе, а вместе со всеми, и что он – отнюдь не первый, поскольку псалмы ПЕРВОГО автора-исполнителя – царя Давида – уже не одно тысячелетие лавой текут по венам Земли. И с этим ничего нельзя поделать.
мы решили задать ещё несколько вопросов его соратнику Виталию Шабанову – участнику и организатору всех состоявшихся Грушинских фестивалей, президенту фонда имени Валерия Грушина (Тольятти), руководителю международного проекта Антология авторской песни «Гитара времени», мастеру спорта СССР по спортивному туризму, неоднократному призёру чемпионатов Вооружённых сил СССР и самое главное – играющему тренеру и капитану сборной мира по футболу на Грушинских фестивалях.
– Виталий Константинович, неужели вы были на всех состоявшихся Грушинских фестивалях?
– Не только на состоявшихся, но и на несостоявшихся. Когда в 1980?году Куйбышевский обком КПСС запретил проведение фестиваля, он ведь всё-таки прошёл. Запрет вышел всего за несколько недель до Грушинского, мы успели даже выпустить значок XIII (по иронии судьбы) фестиваля. Люди ехали на фестиваль со всего Союза. Все знали, что праздник проходит в первые выходные июля, и место проведения знали… Но милиция перекрыла все пути подъезда к нашей поляне, была отменена также и остановка электричек в Мастрюках.
Часть людей проехала ещё десять километров до платформы 125?км и провела там импровизированный слёт. Вторую же половину иногородних участников мы сумели перехватить и провели слёт в районе села Подгоры в Жигулях. Я там был председателем жюри. Это был первый XIII Грушинский. Второй XIII уже официально прошёл в этом же месте, но уже как слёт одного из куйбышевских оборонных предприятий в 1982?году.
В традиционной форме фестиваль возродился только в 1986?году как подарок Куйбышеву в связи с празднованием его 400-летия. Тот фестиваль считается теперь официально XIII. Кроме того, все годы запрета мы обязательно проводили в разных местах на природе так называемые вечера или слёты, посвящённые Грушинскому.
– Если сложить, как говорят в спорте, чистое время, то получится, что вы провели на Грушинском фестивале почти полгода жизни. Скажите, что он для вас?
– Когда-то были очень популярны торжественные открытия самого Грушинского и спортивного праздника на нём, а также концерта лауреатов на Гитаре. Сейчас этого нет. Зато появились целевые площадки, такие, например, как Детская республика, и разноплановые радиофицированные эстрады, без которых сейчас праздник нельзя себе представить. Здесь же и сцена Аэрокосмического университета, где учился Валерий Грушин. Естественно, что организаторы этих площадок не проводят собственные фестивали на Грушинском, ведь за всё, что звучит, мы несём моральную ответственность. Поэтому концепции этих эстрад согласовываются с оргкомитетом и вписываются в общую программу, но и степеней свободы у организаторов достаточно много, чтобы быть самобытными.
– Одна из изюминок Грушинского, существующая почти столько же, сколько он сам, – это знаменитый футбольный матч. Расскажите о нём.
– Первый матч состоялся в 1971?году. Мы с Володей Муравьёвым (я тогда работал по распределению на моторном заводе во Ржеве, а он оканчивал Казанский мединститут) собрали иногородних ребят поиграть в футбол с куйбышевцами. Борис Кейльман взял мегафон и начал этот матч комментировать. Получилось очень интересно. Собственно и название матча «сборная СССР – сборная Куйбышева» родилось в ходе репортажа. Мы с Муравьёвым забили тогда по несколько голов, и наша команда выиграла 7:5. Матч стал традиционным. Он порой собирает больше зрителей, чем игры команд мастеров.
Много воды утекло с тех пор. Я отслужил больше двадцати лет в армии и в звании полковника уволился в запас, Володя стал профессором, заслуженным врачом России и Татарстана. За наши сборные поиграли такие корифеи авторской песни, как Юрий Визбор, Борис Вахнюк, Александр Дольский, Олег Митяев, мэры Тольятти и Самары Жилкин и Сысуев, губернатор Самарской области Константин Титов, покоритель Эвереста, двукратный олимпийский чемпион по боксу Олег Саитов, множество иностранных гостей Грушинского. Всех и не упомнишь. Кстати, и сами матчи менялись. В 90-х годах они стали называться «сборная Мира – сборная Самары», а теперь «сборная Мира – КРЫЛЬЯ СОВЕТОВ». На футбольном поле поляны можно сейчас увидеть знаменитых ветеранов «Крылышек», таких как Валериан Панфилов, рекордсмен клуба по количеству матчей, проведённых на высшем уровне, и Равиль Аряпов, лучший бомбардир за всю историю самарского футбола, участников еврокубков и других престижнейших турниров.
– На фестивале будет презентация вашей новой книги «Грушинский XXI век». Расскажите о ней.
– Предыдущая книга с аналогичным названием вышла десять лет назад. В этом томе мы даём статистику прошедших с тех пор фестивалей, уточнённые списки лауреатов за все годы, лучшие песни десятилетия. Кроме того, в связи с известными событиями последних лет в книгу включены два исторических раздела: о Валерии Грушине и об истории возникновения фестивалей. Я думаю, что это одна из лучших книг серии.
– Это уже тринадцатая книга…
– Мы хотим сохранить для потомков жанр авторской песни на бумажном носителе. В составе редакционного совета антологии известнейшие барды – Валентин Вихорев, Александр Городницкий, Олег Митяев, Александр Розенбаум, Константин Тарасов, а главным редактором является собкор «ЛГ», поэт и член жюри фестиваля Владимир Шемшученко. Кроме них в редакционный совет входят крупные организаторы и промышленники, люди, влюблённые в песню, – Борис Кейльман, Михаил Добындо, Анатолий Волошин. С этого года членом совета стал и Юрий Поляков, главный редактор «Литературной газеты». Он также в этом году является председателем оргкомитета фестиваля. Мы этому очень рады.
Идея проекта проста. Выпускаются региональные и авторские тома. Из региональных уже вышли сборники самарских, калининградских и ленинградских-петербургских авторов. Из авторских – книги Валентина Вихорева, Бориса Полоскина, Александра Тимофеева, Юрия Панюшкина и Анны Яшунской. Сразу несколько книг сейчас находятся в работе. Весь проект рассчитан на 70–75?томов. Книги выходят одновременно в Санкт-Петербурге и Тольятти.
– И последний вопрос, вы были лично знакомы с Валерием Грушиным?
– В 60-х годах, как сейчас говорят прошлого века, мы были членами одной туристской секции, играли в футбол в одной команде и спали в одной палатке. После гибели Валерия я пять раз был руководителем походов его памяти, проводившихся под эгидой оргкомитета фестиваля. На реке Уде на его памятнике мы каждый раз проводили реставрационные работы: меняли и устанавливали таблички на нём, чистили сам памятник и тайгу вокруг него, рассказывали работникам метеостанции о подвиге Валерия. Так что, кроме всего прочего, Грушинский фестиваль для меня ещё и сохранение памяти о друге.