Согласно распоряжению Правительства, опубликованного на портале правовой информации, Управделами Президента должно организовать в 2018 году подземный музейный комплекс на территории Московского Кремля на базе обнаруженных остатков фундамента монастыря Чуда Михаила Архангела в Хонех.
Как известно, Чудов монастырь и Вознесенский монастыри были снесёны в 1929 году, на их месте долгое время «красовался» 14-й корпус Кремля. Из-за него в свое время ЮНЕСКО не желало включать Кремль с свои списки, а потом долго сомневалось, разрешать ли его демонтаж.
В 2015 году ЮНЕСКО, так и быть, признало «приемлемым» плана демонтажа 14-го корпуса, но настоятельно рекомендовало
«отказаться от идеи восстановления исторических зданий, разрушенных в 1929-1930 гг., поскольку это окажет серьезное влияние на выдающуюся универсальную ценность объекта, в частности, на его целостность и аутентичность».
Мнения специалистов разделились. Так, советник директора ФСО, доктор исторических наук, профессором МГУ Сергей Девятов считает, что поскольку подземная часть сохранилась (разрушая монастыри, их фундаменты засыпали песком и залили бетоном, невольно создав надежный саркофаг), то это обстоятельство значительно облегчит дело.
Архитектор-реставратор Олег Журин, автор проекта воссозданного Казанского собора на Красной площади, Воскресенские (Иверские) ворота, часовню Иверской иконы Божией Матери у Воскресенских ворот, храм Троицы Живоначальной в Листах и многие другие – в некоторых случаях – практически с нуля, - признался, что был бы рад поучаствовать в этом великом деле. Да, сохранилось мало подлинных обмеров, только фото, но открытие фундамента несколько упрощает задачу.
Другие специалисты (в частности, Ю. Веденин, заместитель председателя федерального Научно-методического совета Минкультуры, Н. Душкина, эксперт ИКОМОС, профессор МАрхИ) против новоделов протестуют. И потом, мол, за многие десятилетия 14-й корпус стал частью сложившегося ансамбля, и, мол, архитектура вовсе не так плоха, и, вообще, а с точки зрения связанных с ним исторических событий и деятелей – и политических и культурных – тоже ценность.
Что ж, о художественной ценности здания Военной школы ВЦИК (более известной как 14-й корпус), равно как и о Дворце Съездов, есть иное мнение.
Никакой ценности он не представляет, как и Дворец Съездов. Но сейчас никто на него руку не поднимет, хотя стоит он еще меньше. Рерберг делал 14-й корпус, а Посохин – Дворец. Вот два вредителя – Олег Журин.
Что до «новоделов» - точнее, восстановленных святынь, - то, как показывает практика, качественные новоделы – далеко не всегда плохо. Например, Никольский храм – на 70% новодел, но, по сути, возрождение древней градостроительной среды. Дворец Алексея Михайловича в Коломенском – тоже очень удачный новодел, равно как и Царицынский дворец. Так что все зависит от того, кто берется за дело и с какими целями - угодить туристам (ЮНЕСКО или еще кому-то) или воссоздать святыню.