Трудно вообразить себе лучшую рекламу российскому хоккею, чем только что завершившийся Матч звезд НХЛ в Монреале. Практически все самые яркие моменты традиционного праздничного мероприятия предоставили именно наши игроки: это и долгожданное примирение Овечкина с Малкиным под чутким руководством Ковальчука, и комическое выступление обоих в конкурсе на самый эффектный буллит, и игра Алексея Ковалева в самом Матче звезд, удостоенная приза самому ценному игроку.
Даже если бы мы с вами нарочно постарались, лучший сценарий вряд ли написали бы.
И только один эпизод на этом празднике оставил гнетущее впечатление, причем для местных он остался практически незамеченным. Во время пресс-конференции, посвященной заседанию совета директоров лиги, Гэри Бэттмен более чем скептически описал перспективы участия игроков НХЛ в Олимпиаде в Сочи. Скажу даже, что в устах политкорректного комиссара прозвучало что-то эквивалентное пламенному желанию бороться против олимпийских амбиций игроков изо всех сил. Во всяком случае, в том, что лично Гэри недвусмысленно против, сомнений не возникло. Так, не моргнув глазом, Бэттмен нанес удар под дых стране, которая поставила ему главных героев звездного уик-энда.
Бэтмена понять можно: у него (и владельцев клубов, интересы которых он представляет) есть свои объективные финансовые причины. Причины эти бесконечно далеки от политики и национальной гордости, иначе комиссар не лишал бы Канаду и США реалистичных шансов на золото: североамериканцам ведь придется выступать даже не фарм-клубовскими составами, а вовсе юниорами и студентами. Но как к этому относятся российские звезды, причем те, кто в 2014-м еще будет на пике карьеры?
Сразу же после Матча звезд я поинтересовался этим у них самих. Сначала спросил Илью Ковальчука, и он ответил следующее.
- Это абсурд, - прокомментировал Ковальчук заявление Бэттмена. - Они там просто никак не могут подписать договор между КХЛ и НХЛ и поэтому наезжают друг на друга. Но думаю, что найдется несколько достойных и образованных людей, которые решат этот вопрос. Олимпийские игры - это история, и каждый в первую очередь хочет играть за свою страну.
- Для вас, Малкина и Овечкина это будет уникальная возможность, которая больше не повторится, - сыграть на Олимпиаде в родной стране. Предположим, НХЛ в Сочи все-таки не едет. Ваша реакция?
- Будем бастовать (смеется)... Ну что тут сказать, ведь это не от нас зависит: мы просто игроки. Но я надеюсь. Думаю, что любой зритель, который удостоился права принять у себя Олимпиаду, должен увидеть лучших атлетов, а не кого-то, кто просто смог приехать.
Ковальчук тут же перевел в шутку вырвавшиеся слова о забастовке, но разве они действительно звучат так уж и удивительно? Вы можете представить себе, что значит для спортсмена отлучение от мечты такого масштаба: не просто Олимпийские игры, но еще и на родине? Кто из нас поручится, что в такой ситуации контракт, профессиональные обязательства и прочие соображения холодного расчета возобладают?
А через несколько минут из раздевалки вышел Евгений Малкин и расставил все точки над i.
- Я на сто процентов поеду в Сочи, - без обидняков сказал Евгений.
- Даже если НХЛ не примет участия в Играх?
- Да, я уеду. Потому что для меня это самое главное соревнование.
- То есть уйдете в "самоволку"?
- Да. И уверен, что Овечкин и Ковальчук тоже так сделают.
- Вы их на это подобьете?
- Мы на эту тему уже разговаривали. И почему обязательно я подобью? Это еще может быть, что они подбивали.
- Вы что, уже договорились между собой?
- Не то чтобы договорились, но согласились, что Олимпиада - самое главное, тем более что она у нас дома. И что мы должны в ней участвовать.
Еще через несколько минут, совсем уж для очистки совести, я процитировал эти слова Овечкину и спросил, действительно ли они готовы пойти наперекор НХЛ и самовольно уехать в Сочи. Обычно разговорчивый и веселый Александр ответил предельно лаконично и предельно серьезно:
- Да.
Что ж, мы с вами можем порыву молодых людей аплодировать, а для Бэттмена, будем надеяться, это станет пищей для размышлений. С одной стороны, то, что намерены сделать Ковальчук, Малкин и Овечкин, - неслыханно, и наверняка комиссар поначалу не поверит сказанному. Овечкин со своим 124-миллионно-долларовым контрактом, который он очень старательно и скрупулезно застраховал перед тем, как поехать в Квебек на чемпионат мира, - этот Овечкин просто возьмет и наплюет на энхаэловскую карьеру, которая обещает быть великой?
А с другой стороны, почему бы и нет? И что сможет сделать комиссар русской тройке? Дисквалифицировать пожизненно трех самых ярких форвардов лиги? Лишить НХЛ 28-летнего (к тому времени) Овечкина, у которого в запасе будет еще много лет безумств и гениальности? Или Малкина, который к 28 годам уже вполне может полностью оправдывать сравнения с Лемье? Или Ковальчука, который вряд ли к 31 году сбавит свои снайперские обороты и силу своего обаяния? Что кроме лишения зарплаты на срок отлучки и какого-нибудь там привлечения к ответственности по профсоюзной линии может реалистично противопоставить Бэттмен повстанцам? Особенно, если их примером вдохновятся другие. Не думаю, что Гэри до такой степени себе враг. А на потерю двухнедельной зарплаты нашим миллионерам будет наплевать: слишком уж ничтожная это цена за право сыграть в единственной на твоем веку домашней Олимпиаде.
Так что, думается мне, слова Ковальчука, Малкина и Овечкина прозвучали специально для комиссара в надежде на то, что он прислушается и еще несколько раз подумает. О том, например, нужен ли ему на старости лет русский бунт, вполне осмысленный, но от этого не менее беспощадный.
Слава Маламуд