Кажется, кругом царит идейный хаос, наша политика полна противоречий и общество, переполненное потоками мерзости, льющейся из СМИ и всевозможной наружной рекламы, уже достигло невероятных глубин своего духовного падения. Однако незримо пробуждается в русских душах ясное чувство возрождающейся Руси Христовой. Незаметно происходят в России духовные перемены.
Уже неоднократно сообщалось, что недавно в Москве в Петровском зале гостиницы «Националь» прошла торжественная конференция, посвященная 100-летию Приамурского Земского Собора. Нынешняя конференция в Москве стала продолжением великого покаянного и духовно созидательного процесса, у истоков которого стояли Царский генерал Михаил Константинович Дитерихс и все участники Приамурского Земского Собора. Современное Собрание показало, что в нашем народе есть силы, способные своими молитвами и миссионерскими делами продолжить дело, начатое теми, кто собрался в 1922 году во Владивостоке ради покаяния и возрождения Святой Руси.
В начале конференции в видеозаписи прозвучало обращение известного и авторитетного митрополита Вениамина (Пушкаря), который еще в 1992 году был назначен правящим архиереем на Владивостокскую кафедру и возрождал Православие в Дальней России после десятилетий гонений на Церковь. Слова Владыки раскрыли саму суть Приамурского Собора и задали духовное направление работы в продолжение дел, начатых соборянами в 1922 году во Владивостоке.
«Поздравляю всех Вас с юбилейной датой нашего святого желания и надежды на то, что многострадальный русский народ вернется на свой прежний исторический путь, по которому он шел на протяжении многих веков под знаменем монархического самодержавного правления!» - произнес Владыка Вениамин.
Владыка отметил: «Установленная Богом монархическая система правления является не столько политической, сколько религиозной. Вот почему верующая русская душа тяготеет к самодержавной форме правления. Ведь задача монарха, Помазанника Божьего заключается в созидании царства на земле по образу Царства Небесного. Это нерелигиозному человеку трудно понять. Вот почему, борясь с Самодержавием, революционеры старались убить религиозное чувство в русском народе».
Митрополит Вениамин подчеркнул, что путь к восстановлению монархии в России лежит в религиозно-духовном преображении русской души.
На конференции продолжалось осмысление и утверждение пути возрождения Святой Руси через покаяние, перемену ума и очищение сердца, через коренную перемену образа жизни нашего общества.
Вспоминая Приамурский Земский Собор, говоря о его историческом значении, выступавшие на конференции авторитетные ученые, известные деятели православно-патриотического движения, обращались не только к историческому прошлому, но невольно задавались вопросом о путях возрождения тысячелетней Руси.
Не стремясь в этом тексте упомянуть и процитировать всех докладчиков конференции, приведем здесь мысли тех выступавших, которые прямо обращались к содержанию и историческому значению Приамурского Собора, к его роли в будущем возрождении Самодержавной России.
В своем обращении к участникам конференции Андрей Николаевич Печерский, главный редактор газеты «Русь Державная», заметил: «Мы должны объединить наши силы, чтобы наш многострадальный народ понял, с кем он и зачем и почему он…». Андрей Николаевич обратил внимание собравшихся на то, что возрождение России, по пророчествам, начнется с глубинки, и что, может быть, оно пойдет с тех мест, где проходил Приамурский Земский Собор.
Ключевые идеи, размышления и предложения выступавших на конференции указывали на дела и плоды Приамурского Собора, которые нужно продолжать и приумножать сегодня ради православного самодержавного будущего нашего Отечества.
На конференции было отмечено, что одним из существенных начал в работе Приамурского Собора 1922 года во Владивостоке стало стремление дать четкую оценку всей случившейся в стране трагедии, всем событиям 1917–1922 года. Собор был призван обличить совершенные злодеяния – предательство Христа и зверское убийство Его Помазанника.
Один из организаторов прошедшей в Москве конференции, при поддержке которого состоялось собрание в Петровском зале гостиницы «Националь», меценат, историк и просветитель Василий Вадимович Бойко-Великий подчеркнул, что Приамурский Земский Собор был посвящен тому, чтобы очистить от клеветы, от клеветнических наслоений идею Самодержавия и восстановить Православную монархию.
И как отметила в своем докладе Галина Васильевна Ананьина, Председатель правления Фонда Патриарха Гермогена и Женского патриотического общества, Приамурский Собор проходил под благословением Иконы Божией Матери «Державная», которая стояла в это время в Успенском кафедральном соборе Владивостока.
Восстановление Самодержавия в России путем соборного покаяния, путем духовного преображения народа – вот главная идея Приамурского Земского Собора, о которой говорили участники конференции.
Авторитетный исследователь Приамурского Земского Собора и жизни генерала Дитерихса, профессор МПГУ, историк Василий Жанович Цветков поблагодарил организаторов конференции за то, что вспомнили о 100-летии великого события, поскольку сегодня, по его словам, существует установка говорить о 100-летии создания СССР. Также Василий Цветков заметил, что Приамурский Собор отличался надпартийностью, в нем не участвовали никакие партии.
Главный редактор «Русской народной линии», историк и писатель Анатолий Дмитриевич Степанов, являющийся одним из организаторов конференции, акцентировал внимание на том, что Собор носил покаянный характер. В своем выступлении он напомнил слова учителя известного русского философа Ивана Ильина, профессора юриспруденции Павла Ивановича Новгородцева: «Не политические партии спасут Россию, ее воскресит воспрянувший к свету вечных святынь народный дух!». Развивая эту мысль, Анатолий Дмитриевич Степанов сказал: «Вот именно в таком контексте работы русского духа на далекой окраине России, на Приамурском Земском Соборе и прозвучал призыв к покаянию, была предпринята попытка через покаяние, через обращение к древним историческим символам и архетипам, через мысль о необходимости возрождения монархии наметить пути возрождения Родины».
Известный российский историк Леонид Евгеньевич Болотин, внесший немалый вклад в изучение документов Приамурского Собора, заметил: «Этот Собор посеял семя, которое еще не взошло, но оно взойдет обязательно». Отвечая на вопрос одного из участников конференции о том, когда будет новый собор, Леонид Болотин заявил: «Земского Собора не будет, будет государственно-церковный державный собор, потому что земский собор – это фантом, придуманный Хомяковым во образ ландтагов, то есть местных соборов в Германии». И при этом он выразил очень важные мысли, которые следует процитировать: «Собор обязательно будет державный и будет решать в первую очередь вопросы цареубийства. Когда будет собор – я не знаю… Я знаю, что это будет обязательно, это наша апокалипсическая российская неизбежность. Под Апокалипсисом я подразумеваю не какие-то катастрофы, а откровение Божие о Втором Пришествии Христове и о событиях (накануне)». Леонид Болотин подчеркнул, что главным вопросом нового собора будет вопрос «о расследовании убийства Царской Семьи и обличение мира, всего зла, которое сейчас творится». Историк Л.Е. Болотин справедливо заявил, что расследование цареубийства – «это ключ Давидов к воскресению не только России, но и мирового Православия на короткий срок».
Трудно не согласиться с историком Леонидом Болотиным. Полное, правдивое расследование и осмысление того, что произошло в подвале Ипатьевского дома, Суд над убийцами Государя и его Семьи, обличение всей лжи, которая на протяжении десятилетий льется не только в адрес Святых Царственных Мучеников, но и в адрес всего Русского Царства и русского народа – есть начало обретения нами России Христа, России Помазанника Божьего.
Известный российский исследователь истории Церкви, историк-византинист Павел Владимирович Кузенков подчеркнул фундаментальную роль Приамурского Земского Собора, заметив, что на Соборе «была осознана причина всех нестроений Русской земли… диагноз был поставлен предельно точно. И этот диагноз был поставлен соборно, а не в каких-то там трудах, записках или письмах. Это был действительно голос Русской земли».
Павел Кузенков обратил внимание на то, какую существенную роль играла на Соборе Церковь. Он заметил: «Ведь Председателем Собора был Патриарх Тихон. Мы это все должны четко помнить. Да, он был почетным председателем. Но именно под его председательством должна была возрождаться Русская государственность. Это как раз идея симфонии, при которой государство и священство…».
Историк обратил внимание на очень важный момент: соборяне призвали в качестве председателя «лидера духовного сословия», даже не ставя акцент на то, какой у него титул. Важно, как отметил ученый, то, что этот лидер духовного сословия «несет ответственность за судьбу политического тела».
Павел Кузенков назвал Приамурский Собор «яркой вспышкой», которая появилась «в самые неожиданные времена», «только там, во Владивостоке», когда ни о какой монархии не могло быть речи, когда уже произошел «тотальный захват России». И сегодня, изучая Приамурский Собор, «мы напитываемся энергией покаянного здравомыслия».
Историк восхищён тем, как выверены документы Собора, каково их содержание: «Как подобрана терминология. Как выверены все фразы! «Боговидец» – вот как называет нового монарха Дитерихс. Он не акцентирует внимания на династии, на каких-то личностях. Он акцентирует самое важное – этот человек должен ходить перед Богом. Он должен видеть Бога. И Бог должен указывать ему…».
Как и ряд авторитетных докладчиков, исследователь Павел Кузенков выразил уверенность, что в будущем обязательно состоится всероссийский церковно-государственный собор.
Ученый историк и юрист Георгий Павлович Шайрян в своем выступлении затронул вполне практические моменты, которые должны быть учтены при подготовке будущего Всероссийского церковно-государственного собора. В частности он сказал: «Как Собор может реализовать свое право на восстановление Самодержавия? Это актуально для нас и сегодня. Широко распространенное мнение о том, что Собор выбирает монарха, оно ошибочное. Такой практики отечественная государственность не знает. Собор 1613 года вслед за Собором 1598 года – это когда Бориса Годунова избирали – разработал специальную процедуру: государственное обирание Царя на Русское Царствие. В чем отличие этой процедуры? Исследование этого вопроса открывает перед нами картину, которая не укладывается в понятие «выборы Царя из предложенного числа кандидатов путем голосования, которое осуществляют выборщики из подсчета большинства голосов для определения выигравших тур выдвиженцев». Избрание Царя путём простого выбора за счет арифметического суммирования большинства голосов, поданных в его поддержку, было немыслимо никогда. Будет и немыслимо впредь, если мы будем свидетелями церковно-государственного собора. Этот путь, который сегодня особенно характерен для демократических перемен не согласовывался с представлениями русского глубоко религиозного правосознания, отвергавшего идеи народовластия. Поиск Царя шёл не по пути выбора определенного лица из числа кандидатов, выдвинутых их сторонниками, а через искание того, кто отвечал бытовавшим в то время представлениям о человеке, которого определяет Бог».
Учёный процитировал генерала Дитерихса: «Выборное начало носит в себе все признаки человеческого, гражданского характера, почему и выявляется, главным образом, в том, что выдвигаются те или иные, по личным человеческим вопросам, кандидаты. Их баллотируют по политическим настроениям, и, получивший большинство голосов, признается как избранный народом. В нашем "единении мысли и утверждении в сердцах", основой всего является человеческое, не политическое начало, уже потому, что единение должно последовать полное и не в умах людей, не по политическим расчетам, а в сердцах – в источнике духовных, Божеских импульсов человеческого существа. Это явление высшего мистического порядка проявляется при первоначальном избрании, как истинное чудо, в исключительной обстановке и в исключительные времена, а не сухие выборы обыденных условий разума, по законам, установленным самим человеком. Наше "обирание" Царя есть следствие религии, а гражданское "избрание", "выборы" – есть следствие политических условий и человеческих законов. Поэтому при "обирании" начинают не с выставления кандидатов, а с определения принципов, морально-религиозных и национальных свойств, которым должен удовлетворять тот, на кого могло бы пасть избранничество и Помазанничество Божье».
Обратим внимание, что Дитерихс говорит об «истинном чуде», в «исключительной обстановке» и в «исключительные времена». Похоже, что такие времена уже наступили. И исключительная обстановка вот-вот может возникнуть. Эта обстановка может оказаться связанной, например, с внезапным и катастрофичным кризисом власти. Россия очень скоро вполне может оказаться в ситуации, куда более непростой, чем сегодня. И тогда нам нужно будет надеяться только на чудо. Но чудо не может произойти без нашего желания, без нашего участия.
Современную ситуацию в России и мире охарактеризовал в своем ярком вдохновляющем докладе Василий Владимирович Дворцов, заместитель председателя Правления – генеральный директор Союза писателей России. Вот его слова: «Мир сегодня впал в суд Божий – по-гречески кризис. В суд из-за отвержения спасительной любви Христа. Антихристианская экономика, антихристианская политика, безнравственная социальность, секулярное образование, бездуховная медицина, чадорождение, производство, продукты – кризис объемлет всё. Мир ныне осуждается во всём и через всё. И ослеплённо погружается в ледяное пламя злобы, беспросветно заволакивается мутным дымом несправедливости, душится завистью. А сектантская ложь?.. Жертвы назначены страшные, но они не бессмысленны. Всё это надо терпеть. Надлежит претерпеть до конца. И – «Отойди от Меня, сатана»!».
Василий Дворцов приводит далее строки знаменитого поэта Сергея Бехтеева:
«Только Царь, любовью сильный,
Вырвав родину из бед,
Даст нам мир и труд обильный
Вместе с лаврами побед.
Только Царь, Отец Державный,
Всех собой объединит
И, свершая подвиг славный,
Всё забудет, всё простит».
Когда состоится Державный, церковно-государственный собор, Собор всея земли Русской, никому не известно. Но сам по себе он не произойдет. Над этим нужно трудиться сегодня, нужно готовить почву, нужно молиться, самим преображаться духовно в покаянии и миссионерствовать, нести Правду Божию среди людей.
Дай Бог, чтобы состоявшаяся в Москве конференция, напомнившая о великом духовном значении Приамурского Земского Собора, стала той новой искрой, которая воспламенит наши сердца к соборному покаянию, к проведению большого покаянного собора.
Прошедшая конференция – это не только воспоминание о Приамурском Земском Соборе, это духовный и умственный труд по осмыслению с позиций всего нашего тяжелого векового опыта того, что было сказано соборянами в 1922 году во Владивостоке. Нынешняя конференция – это реальное продолжение дела, начатого нашими предками на окраине Отечества, это серьезный, существенный шаг на пути к собору всей земли Русской.
Среди выступавших не раз звучала мысль, что будущий всероссийский собор произойдет уже после нас, «мы вряд ли доживем», «это дело будущих поколений»… Однако сегодня трудно разглядеть в молодом поколении какое-то сильное ядро, способное к продолжению святого дела генерала Дитерихса. Не следует перекладывать это великое дело на будущие поколения. Нужно приложить все свои силы, взять ответственность на себя, чтобы с Божией помощью Державный Собор состоялся не в какое-то «прекрасное далеко», не «за горами» в отвлеченном будущем, а в наше тяжёлое, кризисное время, когда власть и народ России, земли Русской должны перестать «хромать на оба колена» и сделать свой выбор. А этот выбор известен – путь к России Христа, России Помазанника Божьего. Путь, на который яркой кратковременной вспышкой в нашей русской истории указал нам Приамурский Земский Собор.
Ведь словно к нам сегодняшним обратился в своем Указе №1 сто лет назад славный воин Христов, Правитель Приамурского Земского Края, Царский генерал Михаил Константинович Дитерихс: «Скрепим, соединим в одну силу оставшиеся нам от исторического символа святые заветы Веру и Землю; отдадим им беззаветно свою жизнь и достояние; в горячей молитве очищенных от земных слабостей сердцах вымолим милость Всемогущего Творца, освободим Святую нашу Родину от хищных интернациональных лап зверя и уготовим поле будущему Собору «всея земли». Он завершит наше служение Родине, и Господь, простив своему народу, увенчает Родную землю своим избранником – Державным Помазанником».
Полную запись конференции можно посмотреть по ссылке.
Романов Игорь Анатольевич, директор Центра церковно-государственных отношений «Берег Рус», участник Московской конференции, посвященной 100-летию Приамурского Земского Собора