Родители русскоязычных школьников Башкирии написали коллективное обращение в адрес главы Минобразования республики, в котором просят устранить перекосы в преподавании русского и башкирского языков. Если реакции со стороны министра не последует, родители, уставшие от череды безрезультатных просьб, будут требовать его отставки.
В коллективном письме родители обращают внимание министра на систематическое грубое нарушение прав участников образовательного процесса в русскоязычных школах Башкирии, сообщает ИА REGNUM.
В частности, это выражается в том, что родителям школьников не сообщают об их праве выбирать учебный план и участвовать в его составлении. Более того, русскоязычных детей в Башкирии принуждают обучаться по учебному плану, который предусматривает сокращенное на 30-40 процентов изучение русского языка.
При этом руководство башкирских школ, обучая по учебному плану с изучением родного языка, делит детей на национальные группы, руководствуясь звучанием их фамилий. Это не только нарушает права родителей, которые имеют полное право самостоятельно определять национальность своего ребенка, записывать его в любую группу или вовсе отказаться от изучения родного языка, если ввести в Устав русскоязычной школы такой пункт. Это также противоречит Конституции Российской Федерации, в которой прямо оговаривается право каждого гражданина самостоятельно определять и указывать свою национальность или вовсе не сообщать о своей национальной принадлежности.
Родителям башкирских школьников не говорят, что их дети в русскоязычных школах в 1-3 и 10-11 классах могут изучать башкирский язык добровольно. Коллективные заявления родителей о принятии учебного плана с русским языком обучения игнорируются, а детей против их воли и желания принуждают изучать башкирский. Все это, по мнению родителей, способствует росту межнационального напряжения в регионе.
В обращении, адресованном главе Минобразования РБ, приводятся результаты опроса, которые демонстрируют, что 85 процентов из трех тысяч опрошенных жителей Башкирии желают изучать русский язык в полном объеме, а башкирский – факультативно.
Действия Министерства образования республики противоречат желанию участников образовательного процесса более глубоко изучать русский язык и литературу, а кроме того лишают русскоязычных детей возможности полноценно изучать родной для них язык. По мнению родителей, это является антигосударственной политикой.
Между тем, на портале «Национальный акцент» (медиа-проект Гильдии межэтнической журналистики) ранее был опубликован обзор «Изучение национальных языков в республиках и округах России». В разделе, посвященном Башкирии сказано, что местные чиновники требуют от школ принимать учебные планы с сокращенным количеством часов русского языка и литературы. Это заставляет родителей русскоязычных школьников регулярно выходить на акции протеста в попытках добиться введения добровольного изучения башкирского языка. Данная ситуация напрямую влияет на положение региона в рейтинге межэтнической напряженности.