Решением Конституционного суда РФ закон об общественных организациях – иностранных агентах был признан соответствующим главному документу страны, сообщает «Российская газета».
Кроме того, КС пояснил порядок применения норм закона. Было отмечено, что признание какой-либо организации выполняющей функции иностранного агента не говорит о том, что от нее исходит угроза государственным или общественным институтам. Кроме того, понятие «иностранный агент» вопреки всеобщему мнению не имеет никакого отрицательного смысла. Получается, что оспариваемые нормы не предполагают негативной оценки той или иной организации со стороны государства и дискредитацию ее деятельности.
Конституционный суд пояснил, что для признания организации выполняющей функции иностранного агента той нужно заниматься политической деятельностью, которая будет направлена на воздействие на государственную политику или на формирование соответствующего общественного мнения. Если же организация критикует власть в стране или вызывает в обществе оппозиционные настроения, она не попадает под это определение.
В суде добавили, что, принимая участие в политической деятельности, НКО может затрагивать права и свободы граждан, а ее финансирование из иностранных источников иногда свидетельствует о том, что она выполняет волю спонсоров. Поэтому выделение НКО на законодательном уровне соответствует обеспечению конституционно значимых публичных интересов, а также защите государственного суверенитета.
Ответственность для НКО наступает только тогда, когда та не направила заявление о включении себя в реестр иностранных агентов. Однако предусмотренный размер штрафов для физических и юридических лиц противоречит Конституции, поскольку не позволяет назначить наказание ниже низшего предела.
Напомним, в 2012 году указом президента РФ Владимира Путина все общественные организации, финансируемые с Запада, обязали регистрироваться в качестве иностранных агентов.