Любопытную публикацию прислала на мою страничку в facebook Наталья Нарочницкая, где она делится любопытными зарисовками и вполне справедливо утверждает, что в России нельзя отчаиваться, ибо с нами Бог и Пресвятая Богородица, они помогут нам стать сильнее и приведут к возрождению.
А впрочем, чего это я… Лучше почитайте сами мысли Н.А.Нарочницкой – известного ученого, общественно-политического деятеля, православного идеолога, почерпнете много интересного…
Игорь Семенихин
Святые отцы говорят нам: прежде смерти ни в ком не отчаивайся. А в России как мы можем отчаиваться? Вся история ее говорит нам: по-человечески не было выхода, конец наступал, – а она после этого поднималась и становилась еще сильнее. И при этом всегда шла молитва – на земле и на небе.
Так было и тогда, когда святые князья страстотерпцы Борис и Глеб решили помочь святому благоверному князю Александру Невскому, тогда еще ратоборствовавшему на земле. А потом и Александр Невский с Небес вместе с ними помогал святому благоверному князю Димитрию Донскому на Куликовом поле – вместе с преподобным Сергием… А уж столько русских святых на небе, сколько сегодня, и не было никогда еще в русской истории! Да разве молитву любого из них не примет Господь за его и наше земное Отечество? И если наши робкие молитвы усилят молитвы всех святых, в земле Российской просиявших, – разве это так мало? Разве это не может преложить на милость суд Божий об Отечестве нашем – как это и было ровно 400 лет назад? Как все эти века, до сего дня…
Нет, нет у нас причин колебаться, сомневаться: примут ли наши тихие молитвы, не примут ли Господь, Матерь Божия, все святые… Что я могу…
И, тем более, нет нам дороги унывать. Нет на это нынче времени! Нет времени на сомнения, на колебания. Есть еще, слава Богу, время на молитву! Лучшим ничем нам это время не наполнить.
А еще есть пост!
Сей род изгоняется только молитвою и постом (Мф. 17, 21), – открыл нам наш Спаситель.
Непобедимое оружие – молитва и пост, - говорит нам Святая Церковь.
***
Более двадцати лет назад наше единое великое государство распалось. Сбылась мечта всех его врагов.
Вскоре, 17 января 1992 года, в Москве проходило памятное Всесоюзное офицерское собрание, которое весь день транслировалось по телевидению. Армия тогда, можно сказать, криком кричала о том, что после развала Советского Союза ее режут по живому. От Церкви на этом собрании выступал митрополит Кирилл, нынешний Святейший Патриарх Московский и всея Руси. Его низкий голос прекрасно звучал в той аудитории. Он, что называется, по полочкам всё разложил для военных людей. Один из них потом сказал:
– Нам бы такого замполита!
Через день после этого, на Богоявление Господне, мы собрались в Троице-Сергиевой Лавре, в келье отца Моисея (Боголюбова). Он сказал:
– Надо помогать армии!
И написали статью о необходимости восстановить традиционное единство Церкви и Армии. Через несколько дней она была напечатана в «Русском Вестнике».
Название ей дал отец Моисей: «На острие меча». Главная его мысль была: «Если Церковь соединится с Армией, Россия будет непобедима».
Таков был суворовский военный опыт, суворовский завет: «Молись Богу – от Него победа!»
В тот же год, 9 сентября, в Военной Академии Генерального штаба состоялась первая встреча духовенства с офицерами и генералами Академии, на которой было принято совместное обращение ее участников к Патриарху Алексию II и министру обороны с призывом восстановить вековое традиционное единение Церкви и Армии…
***
Господь сподобил меня служить в Советской Армии солдатом в 1975-76 годах – время было совершенно мирное, служба шла в Армении, в тогдашнем Ленинакане (до этого – Александрополе, ныне – Гюмри), в старинной «Большой крепости», заложенной Императором Николаем I вместе с церковью, посвященной святой мученице Александре, небесной покровительнице Императрицы (потому и город был тогда так назван). И только теперь узнал: в 1918 году турки-оккупанты сожгли в этой церкви батюшку отца Матфея с православным народом. Недавно церковь была вновь освящена – там и ныне служат наши ребята.
Тогда мы и не знали, проходя посреди крепости много раз в день мимо этой церкви, полуразрушенной, слегка прикрытой плакатами с орденами комсомола, стоя перед ней на плацу, сколько у нас, советских солдат, было небесных покровителей, которые вели нас к Богу, к молитве – и привели.
Помню вывод, который сделал из той службы: то, что мы, служившие в мирное время, даже и представить себе не можем, что такое значит – служить на войне.
***
Невестка знаменитого Маршала Советского Союза Бориса Михайловича Шапошникова, супруга его сына генерал-лейтенанта Игоря Борисовича, Слава (в крещении Фотиния) Александровна рассказала мне, что году в 1972-м, когда она ездила в Киев, в одном из храмов после литургии старенький священник сказал:
– А теперь помолимся о здравии военачальника Георгия.
– Какого военачальника Георгия? – спросила она.
– Жукова, — ответил он.
– Почему?
И батюшка рассказал ей, как в 1943 году, когда был освобожден Киев, Жуков велел открыть Софийский собор, призвать всех священников, которые были в городе, и отслужить благодарственный молебен. И весь этот молебен простоял на коленях.
Георгий Константинович, видимо, как никто другой знал, что чисто военными силами мы бы не победили.
***
Однажды С.А. Шапошникова спросила маршала А.М. Василевского, ученика и преемника Бориса Михайловича на посту начальника Генерального штаба нашей армии: «А почему Сталин его одного называл по имени-отчеству?» — «Потому что он его уважал, — ответил Александр Михайлович. – Потому что тот не скрывал свою веру. Все знали, что он носит ладанку. И Сталин знал».
– Откуда знал? – спрашиваю ее.
– Ему доложили.
– А они как узнали?
– Я у маршала Василевского спрашивала, как они узнали. Он говорит: «Да у него были плохие легкие, ему было жарко, он снимал китель, менял рубашки, и адъютанты, наверно, заметили, донесли…»