C 7 ноября по 9 декабря в Москве в Музее современной истории России проходит выставка «Преодоление: Русская Церковь и Советская власть», посвященную гонениям на Церковь в XX веке. Ее организаторы - Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет и Государственный центральный музей современной истории России.
После открытия выставки «Московские ведомости» побеседовали с Ректором ПСТГУ протоиерем Владимиром Воробьевым.
- Ваше высокопреподобие, скажите, ведь дата открытия выставки, 7 ноября, наверняка была выбрана не случайно?
- Наша выставка приурочена к к 20-летию Свято-Тихоновского университета. Средоточием юбилейных торжеств станет университетский актовый день, который приходится на 18-е ноября — день избрания святителя Тихона на Патриарший престол. Но это будет все-таки сугубо церковное празднование. Нам же хотелось по случаю двадцатилетия организовать еще и общественное мероприятие, адресованное светской аудитории
Более года мы готовили выставку «Преодоление» совместно с Музеем современной истории России. И вот теперь она открылась, в символичный день 7 ноября и символичное время, время трудной, но актуальной дискуссии об отношениях Церкви, власти и общества. За последние два десятилетия нашими историками были собраны многочисленные свидетельства исповедничества и мученичества, прослежены тысячи судеб, проанализирована история внутрицерковных споров, спровоцированных гонителями, написаны яркие страницы борьбы безбожного государства с Православной церковью. Вот почему полагаю, что главная цель выставки - показать историю "духовного сопротивления безбожию и научиться извлекать уроки, преподанные нам новомучениками.
- Как могло произойти то, что в ХХ веке в России, в тогдашнем СССР, стали возможны убийства, пытки и заключение в тюрьмы сотен тысяч, а то и миллионов людей только потому, что они не хотели отрекаться от своей веры?
- Знаете, мы называем преследование христианства в СССР «одиннадцатым гонением», десять предыдущих гонений на Церковь были в Древнем Риме. Для истории Русской Православной Церкви в ХХ веке кровавый период начался с 1917 года. События 1937 года мы бы хотели отметить более широко еще и потому, что они очевидно обойдены вниманием общественности и власти. Взгляните, например, на этот зал. Здесьрассказывается о переходе от кровавых массовых репрессий Ленина и Сталина к болеезакулисному преследованию Церкви при последующих правителях СССР. Перед вами пробитая в центре стена из сотен лагерных портретов священников. На мой взгляд, самое главное на выставке – это фотопортреты: мучеников и мучителей. В них надо вглядываться внимательно и долго. Здесь «терпение и вера святых».
Из архива ФСБ нам в оригинале предоставили следственное дело Патриарха Тихона. Посмотрите, какой огромный том, который сам по себе впечатляет, особенно по сравнению с делами других священнослужителей из 15-20 страниц. В экспозициюпредставлено следственное дело известного старца архимандрита Иоанна (Крестьянкина), который был репрессирован уже после войны по доносу одного из своих собратьев-священнослужителей.
- Многие либералы сегодня кричат, что мол не стоит ворошить историю, а идти вперед…
— Российское современное общество поразительно мало знает о том, что пережили наша страна и наш народ в ХХ веке. Не знать — проще, поскольку знание не может быть безоценочным. Но общая историческая память — это то, что делает группу людей народом, то, что объединяет и роднит. Поэтому мы пытаемся на основании документов, каких-то артефактов представить то, через что пришлось пройти верующим людям на протяжении XX века, и эта история — трагическая.
Кстати, при утверждении программы увековечивания памяти жертв политических репрессий Президент России сказал, что память о трагедиях страны не менее значима, чем память о победах и великих достижениях. Вот и мы тоже хотим об этой трагедии сказать, напомнить. Эта выставка обращена прежде всего к молодежи, потому что современный молодой человек очень мало знает именно об истории Церкви, ведь сейчас в школьной и вузовской программах об этом почти не говорят. Вот мы и хотим познакомить общество с этой трагической частью истории Российского государства, а не только Русской Православной Церкви. Только зная уроки истории, общество может обрести духовное начало развития.